Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.
Задачи:
- Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.
- Обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей;
- Обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.
- Развивать чувства родительской ответственности.
Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.
Участники: воспитатель, педагог – психолог, родители.
Ход собрания:
1. Приветствие.
Упражнение «Здравствуйте».
Цель: активизация участников, настрой на позитивный лад, создание доброжелательной атмосферы.
Группа делится на две команды. Ведущий встаёт во главе одной команды. Его команда подходит к команде соперников и здоровается с каждым из них за руку. Ведущий начинает это приветствие – рукопожатие.
Варианты рукопожатия: поздороваться левой рукой, похлопать соперника по плечу, одновременно с похлопыванием сказать ободряющие слова.
Упражнение заканчивается, когда каждый поприветствовал всех соперников.
2. Введение в тему.
Что необходимо ребенку для полноценного развития?
Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.
Могучая потребность в деятельности — вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями — папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.
Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств, приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.
Если педагогическая запущенность — это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то начать надо с последних. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы.
Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.
3. Основная часть.
Арт-терапевтическое упражнение «Мир детства, мир взрослых»
Цель: развитие невербальной креативности, умения выражать свои чувства. Родители рисуют на тему «Мир детства и мир взрослых». По окончании работы каждый дает пояснение к своему рисунку.
Вопросы родителям:
- Есть ли взаимодействие между миром взрослых и миром детей на Вашем рисунке?
- Как они могут помочь друг другу?
- Как Вы думаете, что хотят сказать взрослые на Вашем рисунке детям? А что дети хотят сказать взрослым?
- Есть ли на рисунке место конфликту? Где?
Упражнение «Проигрывание ситуаций».
Цель: проанализировать конкретные воспитательные ситуации. (По желанию участников группы анализируются конкретные воспитательные ситуации в семьях).
Предложить родителям разрешить проблему как конфликтным, так и бесконфликтным способом. В процессе проигрывания каждой заявленной ситуации важно прояснять мотивы поведения ребенка и соотносить их с целесообразностью избираемых родителями способов реагирования на ситуацию.
Ситуация 1. Отреагируйте на поведение ребенка так, как считаете целесообразным.
Рассерженный ребенок шумно захлопывает дверь своей комнаты перед родителем, раздраженно кричит при этом: «Уходи, ты плохая (ой)!»
Ситуация 2. Проиграйте свой обычный способ реагирования и наиболее конструктивный, на Ваш взгляд (возможно, это будет тот же способ).
Все игрушки, с которыми играл ребенок, оставлены на полу разбросанными. Вы чувствуете, как усиливается Ваше недовольство ребенком, раздражение.
Насупившийся ребенок обиженно выговаривает своей маме: «Мамочка, ты говоришь, что любишь меня, а сама не разрешаешь делать то, что я хочу…». В глазах ребенка появляются слезы, он вот-вот разревется от обиды.
Предложить свой способ реагирования в данной ситуации.
Вопрос родителям:
- Какие чувства у Вас возникли после выполнения упражнения?
Психологическая беседа «Ошибки семейного воспитания».
Цель: повышение психолого – педагогической компетентности родителей.
Ошибка 1. «Всё будет по – моему!»
Этот стиль воспитания называется авторитарным. Если родители часто разговаривают с ребёнком требовательным тоном, унижают, наказывают его, если они постоянно навязывают ему своё видение ситуации и ограничивают его самостоятельность – это принесёт только вредпроявляя насилие, родители не только не помогают, но мешают ребёнку развиваться
Ошибка 2. «Никаких поблажек!».
Детей надо воспитывать в строгости. Это неправильно. Этот подход основан на родительском страхе. Взрослые боятся, что дети «сядут им на шею». Такие дети лишены материнской ласки. Это впоследствии часто оборачивается разрывом контактов с родителями.
Ошибка 3. «Если ты не…то я».
Порой родители играют на чувствах ребёнка: чувстве страха ( «Если не ляжешь сейчас же спать, я не буду тебя любить»). В конце концов ребёнок понимает, что все угрозы остаются невыполненными. Это приучает ребёнка к мысли, что обещания даются не для того, чтобы их выполнять.
Ошибка 4. «Сам вырастет!».
Родители – «пофигисты» считают, что ребёнку надо давать полную свободу действий. Они не пытаются вложить в ребёнка хоть какие – то жизненные ценности, не вникают в его проблемы. Если ребёнку не давать жизненных ориентиров, он начнёт их искать за пределами дома, решив, что, родителям на него наплевать.
Ошибка 5. «Чрезмерная опека».
Излишняя забота о ребёнке может привести к различным нарушениям его поведения. Ребёнку сложно будет общаться с ребятами, он не сможет сам принимать решения.
Ошибка 6. «Детей надо баловать».
Здесь речь идёт о вседозволенности. Помните, как говорила атаманша банды разбойников в фильме «Снежная королева»: «Детей надо баловать – тогда из них вырастут настоящие разбойники!» Как правило, это рецепт работает: если ребёнок растёт с уверенностью, что весь мир вращается вокруг него, то постепенно он превращается в эгоцентриста (все ему что – то должны).
Ошибка 7. «Родители – тоже люди!»
Многие родители могут позволить себе при случае сорваться на ребёнка: накричать на него и даже отлупить. Такое поведение приводит к тому, что у ребёнка закрепляется чувство вины от которого прямая дорога к психологическим комплексам.
Ошибка 8. «Кнут и пряник!»
На первый взгляд все ребёнку внушают, что если он будет вести себя хорошо, — получит «пряник», например ему что – нибудь купят, а если плохо – придётся терпеть лишения. В результате ребёнок начинает относиться к родителям потребительски.
Мы, родители, отвечаем за все ошибки, допущенные в воспитании своих детей. Так давайте же их не допускать!
4. Рефлексия.
Родители по кругу обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии:
- Как вы себя чувствуете здесь и сейчас? (Высказывания родителей)
5. Прощание.
У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не затронули. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, закончите предложения:
- Из сегодняшнего разговора я поняла…
- Мне не понравилось…
- Возьму на вооружение и буду использовать в дальнейшем…
- Хотелось бы продолжить разговор на тему…
Большое спасибо за работу.
Список литературы:
- Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт. -сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 218 с.
- Монина, Г.Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. – СПб.: Речь, 2005.
- Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры: практ. пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. – М.: Гном и Д, 2002. – 160 с.
- Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.
- Родительские собрания в детском саду/ Учебно-методическое пособие. Выпуск 2/. Т.Н. Зенина. – М., 2008.
|