Время проведения: декабрь
Форма проведения: традиционное собрание
Группа: вторая младшая.
Цель: привлечение родителей к выбору «правильной» детской игрушке; игре как деятельности, которая наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении.
Задачи: показать родителям значимость детской игровой деятельности. Благодаря игре у ребенка складываются и развиваются творческое воображение, произвольность, образное мышление, самосознание и пр. Для этого необходим специальный предмет, то есть игрушка. Дать советы в выборе нужной и полезной игрушки. Настоящая игрушка – это, средство детской игры. А игра и есть самая главная и самая развивающая деятельность дошкольника.
Участники: воспитатели, родители.
Место проведения: групповое помещение.
План проведения собрания:
- Вступительный этап.
- Основная часть:
- Анализ результатов мини-исследования;
- Практические задания.
3. Подведение итогов собрания:
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
- Оформление красочных приглашений для каждого родителя.
- Проведение мини-исследований.
«Любимая игрушка»
Детям предлагают несколько различных игрушек на выбор: куклы, настольно-печатные игры, мяч, скакалка, заводная машинка, развивающая игра, робот-трансформер, музыкальная игрушка и т.п.
Детей просят расположить игрушки на лесенке так, чтобы самая любимая была на верхней ступеньке, а самая нелюбимая – на нижней ступеньке.
Анкетирование родителей
- Любит ли ваш ребенок играть?
-В какие игры вы играете с ним дома?
- Чему могут научить ребенка эти игры?
«Незаконченное предложение»
(Родителям предлагается закончить следующие предложения.
- Любимая игра моего ребенка – это……
- Дома наш ребенок любит играть в ……
- Папа любит с ним играть в ……
- Мама любит с ним играть в ……
Члены родительского комитета группы анализируют результаты мини-исследования и готовят сообщение об итогах.)
3. Подготовка материалов для совместной Игротеки.
II. Организационный этап
- Оформление выставок: «Для вас, родители!», «Игрушки для малышей».
- Подготовка «конверта дружеских вопросов».
- Подготовка необходимых материалов (фишек, карточек, плакатов, бумаги, карандашей, игр, игрушек).
III. Вступительный этап
(Родители делятся на три группы с помощью цветных фишек, которые они получили при входе в зал).
-Уважаемые родители, здравствуйте. Сегодня мы поговорим об игрушках и играх с детьми дома. Тема собрания: «Выбор «правильных» игрушек».
Эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – это машина времени: она дает ему возможность пожить жизнью, которая ему предстоит через много лет.
IV Основная часть
Великий педагог Антон Семенович Макаренко говорил: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
- Объясните, как вы понимаете слова Макаренко.
(Рассуждения родителей.)
Нередко говорят, что игра для детей – дело серьезное.
Г.Остер: «Неужели взрослые так и не поймут, что ломать построенный из кровати, зонтика и трех стульев корабль нельзя. Это вандализм»
(Воспитатель обращает внимание родителей на плакат.)
- Интерес
- Удовольствие
- Развитие
Это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием.
-Выполните следующее задание. Изобразите на бумаге возможности игры. Чему она может научить ребенка? Какие процессы развивает?
(Родители работают в группах. Результаты озвучиваются и помещаются на мольберт или доску.)
Возможности игры огромны, они:
- Развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение;
- Тренируют наблюдательность и ум;
- Развивают творческие способности детей;
- Формируют эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника; 4
- Способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию;
- Учат самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
Анализ результатов мини-исследования
Наши дети любят играть. Об этом вы говорите в своих анкетах. Эту особенность учитывает воспитатель при подготовке и проведении занятий с малышами. Игры и игровые ситуации на занятиях – это неотъемлемая часть развивающей методики обучения дошкольников. И очень важно, чтобы и в семье родители стремились развивать детей соответствующими игрушками и игровыми средствами.
- Давайте, посмотрим на себя со стороны: какие мы? Любим ли играть с детьми? Находим ли для этого время? Что мы знаем об играх своего ребенка и его предпочтениях?
(Выступление родителей. Анализ анкет родителей и мини-исследования «Незаконченное предложение».)
Практические задания
Задание1
- Как вы думаете, на какие группы можно разделить игры?
(Обсуждение в минигруппах.)
(Родители на заготовках в виде кругов Эйлера ( «Палитра») пишут свою классификацию, затем все вывешивается на видное место – мольберт или доску).
Воспитатель. Игра – многогранное понятие, поэтому существует большое разнообразие классификаций игр.
Из всего этого многообразия я приведу лишь одну классификацию.
- Игры с правилами.
- Ролевые игры.
- Творческие игры.
А сейчас я немного расскажу о том, на что следует обратить внимание при выборе игрушки, чему они могут научить. Стивен Кинг: «Человек никогда не забывает игрушку, которая в детстве приносила ему столько счастья, даже если ее заменить чем-нибудь получше.» Известно, что дети любят многократно проигрывать волнующие события своей жизни – радостные или драматичные. При этом они с помощью игрушек «вселяются» в разных персонажей и говорят их голосами. Наблюдая за игрой ребенка, можно понять его внутренний мир и волнующие его переживания. Игрушку нужно рассматривать как своеобразное средство детского развития. Её развивающие возможности, а значит и ее достоинства, определяются, прежде всего, характером игрового действия и его связью с задачами развития. Этот аспект при выборе игрушек нужно отчетливо осознавать. Главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности, по возможности творческой и самостоятельной. Настоящая игрушка – это средство детской игры. А игра и есть самая главная развивающая деятельность для дошкольника.
Первым и необходимым требованием к игрушке является ее соответствие возрасту и возрастным задачам развития. Другое важнейшее развивающее качество игрушки заключается в ее открытости для инициативы ребенка. Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота — важное требование для хорошей развивающей игрушки. Она должна быть простой, открытой и не навязывать своего голоса и своей активности. Игрушка не должна быть абсолютной копией реальных предметов, быть не только полезной, но и привлекательной (яркие краски, звучание и пр.). привлекательность игрушки, соответствие интересам и смыслам самого ребенка – важнейшее требование к игрушке, которое вызовет желание действовать с ней.
Чтобы игрушка выполняла свою развивающую функцию, она должна содержать ориентиры для адекватных действий ребенка, то есть подсказывать, что и как с ней делать, и направлять ребенка на осуществление заложенных в ней возможностей.
Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства.
И практически всегда имеет художественный, эстетический аспект. Так как художественные качества игрушки формируют эстетический вкус ребенка. Также игрушка должна быть прочной и качественной.
Задание №1
«Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребенок».
(родителям предлагают несколько различных игрушек на выбор: куклу, настольно-печатные игры, мяч, скакалку, заводную машинку, музыкальную игрушку, трансформер и пр.) Воспитатель обращается к родителям с вопросом: «как вы думаете, какую игрушку предпочел ваш ребенок и почему? Назовите любимые игрушки и игры своего ребенка». Предварительно детей просят выбрать из предложенного набора любимую игрушку или назвать свои любимые игрушки и игры. Ответы детей и взрослых сопоставляются. Далее проходит обсуждение с родителями знания ими игровых интересов своих детей.
Задание №2
Продемонстрируйте сюжетно-ролевые игры: «У мишки день рождения», «Оденем куклу на прогулку».
(Родителям дают игрушки: куклу, мишку, набор посуды, мебель и др.)
Задание №3
Конкурс.
(Работа в группах.)
Придумайте забавную историю про игрушку, которую можно рассказать ребенку.
Победители конкурса определяют сами родители по громкости аплодисментов.
Воспитатель:
-А теперь…… (И. О. родителя) порекомендует литературу, которая вам поможет в выборе игрушки, игр и их организации.
(Выступление родителей)
V. Подведение итогов собрания
Рефлексия
Нам очень хотелось бы узнать мнение каждого из вас о сегодняшнем мероприятии. После того как закончится наше собрание, просим вас закончить предложение.
(Родителям раздаются листы в форме игрушек – лошадки, неваляшки, пирамидки, матрешки, куклы и т.п.).
Сегодня я для себя выяснил (а) ……… открыл (а) ………… узнал (а).
Заранее вас благодарим.
Анализ результатов родительского собрания:
Поставленные цели собрания достигнуты.
Родители активно приняли участие в дискуссии о вреде и пользе современных игрушек и в разработке критериев при выборе игрушки.
Было принято единогласное решение к более внимательному подбору при покупке игрушек для своих детей, больше времени уделять совместным играм с ребёнком.
Список использованной литературы:
- Смирнова Е.О. Мир детских игрушек или Как выбрать ребёнку хорошую игрушку. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2015.
- Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Младшая группа. – М.: ВАКО, 2016.
- Интернет ресурсы
|