Тип проекта: познавательно — исследовательский
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: средней продолжительности: c сентября по ноябрь
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги и родители воспитанников, сотрудники детской библиотеки.
Реализация образовательных областей: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально -коммуникативное развитие».
Скачать проект
Актуальность темы:
Дети видят вокруг себя самые разнообразные растения, но чаще всего, остаются пассивными наблюдателями, не зная ни правил ухода за растениями, ни особенностей влияния окружающей среды на них. Так возникла необходимость создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей. Главной целью, которой стало желание научить детей беречь и сохранять растения, уметь их выращивать и правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Наблюдая, как из черенка вырастает взрослое крепкое растение, узнавая о его целебных свойствах, дошкольники учатся беречь окружающую природу, понимать, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о самом человеке, его будущем.
Гипотеза: если дети узнают, что чай из лекарственных трав не только вкусный, но и полезный, будут бережнее относиться к этим растениям и помогать мамам выращивать их на дачах и огородах.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- дети получат элементарные представления о пользе чая из лекарственных трав.
- получат систематизированные знания о выращивании растений из черенков.
- у детей возникнет желание заботиться о растениях.
- получат возможность анализировать, делать выводы, работать с мнемотаблицами.
Родители:
- установление партнерских взаимоотношений с детьми в ходе совместных мероприятий;
Педагоги:
- распространение и обобщение опыта
- внедрение детского экспериментирования в различные виды работ по познавательному развитию дошкольников.
Цель: изучение лекарственных трав, из которых можно заваривать полезный лечебный чай и способов их выращивания и разведения в домашних условиях.
Задачи:
- узнать, как можно использовать душистые лекарственные растения
- какую пользу для здоровья человека приносит чай из ароматных лекарственных трав (мята, мелисса);
- способствовать развитию навыков исследовательской деятельности
- познакомить со способом выращивания растений из черенков
- закрепить умение выполнять простейшие трудовые операции по выращиванию растений из черенков.
- способствовать развитию наблюдательности, любознательности
- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, бережное отношение к объектам природы.
Организационные формы работы дошкольников над проектом:
- организованная образовательная деятельность
- наблюдения и труд в природе
- игровая деятельность
- экспериментальная деятельность
- чтение художественной и энциклопедической литературы
- проведение ситуативных бесед
- посещение библиотеки «Лекарственные растения Ленинградской области»
- совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
Методы и приемы:
- сбор и обработка информации
- работа с литературой
- беседы
- наблюдения
- проведение опытов
- труд в природе.
Содержание работы:
Познавательно-исследовательская деятельность
Наблюдения:
- рассматривание веточек мяты и мелиссы перед посадкой
- наблюдения за ростом корешков и самочувствием посаженных черенков
- ознакомление с правилами сбора лекарственного сырья (какую часть растения
собирать, как и для чего применять).
Экспериментальная деятельность:
опыты: «Имеют ли запах Мелисса и Мята?», «Как растения воду пьют?», «Зачем растениям корешки?», «Помощники роста».
Игровая деятельность:
- дидактические игры: «О чем говорят названия растений?», «Собери растение», «Назови лекарственную часть растения», «Аптека Айболита», «Интервью с лекарственными растениями»; «Найди по описанию».
- сюжетно-ролевая игра: «Аптека» (ситуация: «Лечимся без таблеток»)
- подвижные игры: «Что мы делали — не скажем, а как делали – покажем!», «Прорастание семечка».
Дидактический материал и литература:
- мультфильм «Сказ про лекарственные травы»,
- интернет материалы «Детям о лекарственных травах»,
- презентация «Сказка о мяте»,
- И. Ревю «Ароматная мята»,
- Т. Крюкова «Лесная аптека»,
- Н. Анишина «Азбука лечебных трав»,
- О. Колпакова «Детский травник»,
- энциклопедия «От лотоса до незабудки»
- Дикорастущие цветы Европы и России,
- С. Махотин «Прогулки по лесу»,
- Е. Ракитина «Прогулки по саду»,
- Т. Жукова «Царство цветов»,
- Атлас родной природы «Растения луга» Т. А. Козлова,
- В. И. Сивоглазов – Учебное пособие для дошкольников и младших школьников.,
- О. В. Журба «Лекарственные растения России»,
- иллюстрации, открытки лекарственных растений, поговорки, стихи, загадки о мяте.
Трудовая деятельность
Труд в природе: высаживание черенков мяты и мелиссы в питательную почву, полив растений, заготовка частей растений (сырья) для употребления по назначению.
Продуктивная деятельность
- ручной труд: «Изготовление табличек – ориентиров для огорода на подоконнике»
- создание дневника наблюдений за ростом растений.
Работа с родителями
- консультация «Полюбите мяту»
- создание «Аптеки лечебных трав»
- изготовление и оформление мнемотаблиц по теме проекта
- организация семейного чаепития.
Реализация проекта
1 этап — подготовительный:
- определение темы проекта, задач, методов и приемов работы над проектом
- создание развивающей среды, подбор литературы
- определение уровня знаний детей о жизни растений
2 этап — основной:
Задача 1: Изучение лекарственных трав. Знакомство со способом выращивания лекарственных растений из черенков в домашних условиях;
Содержание работы:
Познавательное развитие:
- экскурсия в библиотеку «Знакомство с лекарственными растениями из которых можно заваривать лечебный чай»
- беседы с использованием мнемотаблиц: «Признаки роста растений», «Алгоритм ухода за растениями», «О пользе растений для людей», «Мята, Мелисса. Полезные свойства»
- проведение опытов: «Зачем растениям корешки?», «Как растение пьет воду?»
- наблюдение за ростом корешков растений в воде.
Речевое развитие:
- ознакомление с поговоркой: «У мяты целебный лист – чай с ней вкусен и душист»
- заучивание стихов о лекарственных травах, отгадывание загадок, чтение сказок, рассказов
Ручной труд:
- изготовление табличек – ориентиров для растений
- дневник наблюдений.
Задача 2: Закрепление умений выполнять простейшие трудовые операции по высаживанию черенков растений в почву.
Содержание работы:
Познавательное развитие:
- труд в природе по высаживанию черенков в почву и дальнейшему уходу за ростом мяты и мелиссы
- проведение опытов: «Помощники роста»
- заготовка сырья для употребления в пищу
Речевое развитие:
- составление рассказов из личного опыта о применении мяты
Ручной труд:
- аппликация «Мята на окне»
3 этап — заключительный:
- презентация проекта «Доктор Чай»
- организация семейного чаепития (заваривание чая и его дегустация) приуроченного ко Дню Матери.
Опыт данного проекта позволяет сделать следующие выводы. Дети получили знания о некоторых лекарственных растениях и о пользе чая, который можно заваривать из этих трав. Приобрели практический опыт выращивания растений из черенков. Ребята с удовольствием и с любовью ухаживали за посадками, внимательно следили за ростом растений. Научились устанавливать взаимосвязи и делать выводы. Родители ребят стали активными участниками всех мероприятий в данном проекте, непременными помощниками. Приобрели опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими детьми и родителями.
|