Мурашка Елена Александровна. Конспект НОД - Тема: «Знакомство с казачьей хатой»

Конспект НОД - Тема: «Знакомство с казачьей хатой»Мурашка Елена Александровна
Воспитатель 1К МБДОУ ДС КВ №34 пгт.Афипский МО Северский район Краснодарский край

Группа: подготовительная к школе.
Цель: знакомить детей с жизнью, бытом и культурой кубанского казачества; вызвать интерес к прошлому, желание узнавать новое, воспитывать любовь к малой родине; активизировать словарный запас слов (скрыня; крынка; чугунок; макитра; рубель); закреплять умение подбирать прилагательные к существительным; развивать связную речь.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, недавно мы с вами рассматривали фотографии ваших родителей, бабушек, дедушек. Они для вас самые близкие люди. Скажите, а какими другими словами можно назвать близких вам людей? (родня, родственники, родичи, предки).
Воспитатель: - Правильно ребята! Близкие родственники – это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те люди, которые жили очень давно, это ваши прабабушки и прадедушки. Сегодня я предлагаю вам отправиться в хату дальних, дальних предков-родственников, где живет старинная казачья семья.
Для этого надо встать в круг, закрыть глаза, повернуться вокруг себя 3 раза и сказать волшебные слова «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!» (В это время воспитатель надевает на себя платок)
Воспитатель: - Здравствуйте гарни хлопчики та гарни дивчины! Зовут меня Александровна. Я очень рада гостям! Проходите в мою хату детки дорогие, чувствуйте себя как дома. Вы хотите чтобы я показала вам свое убранство? Узнать как мы живем, чем занимаемся? С удовольствием расскажу вам обо всем, хлопчики та девчата. Дом мой называется хата. Построил ее мой казак. Для строительства он использовал глину смешанную  с соломой, крышу он накрыл камышом. Как вы думаете почему казак использовал именно этот материал?
Воспитатель: - Правильно ребята. Богата кубанская земля глиной, да камышовыми зарослями. Семья наша большая. Обычно в казачьей семье 5-7 детей. Самый главный в семье - казак. Его мы слушаемся и уважаем. Он очень храбрый, смелый, трудолюбивый. Летом он от зари до зари работает в поле, а зимой от зари до зари занимается гончарным делом – изготавливает из глины посуду, да работает  в кузнице. Как вы думаете, какие изделия он кует из железа? (подковы, скамейки, решетки для окон, орудие труда). Но самое главное он охраняет границу от врагов. Вот сейчас он тоже отправился на войну, а я с ребятишками жду его дома и молюсь за него, чтобы он вернулся с войны живым и здоровым. Посмотрите на моего маленького казачонка. Какой красивый на нем костюм, почти такой же,  как у его батьки. Так ласково мы называем отца. На голове у него папаха из каракуля, на ногах сапоги.  На себя казак надевает рубаху, широкие штаны, черкеску с двумя рядами газырей для патронов. Зимой на плечи накидывает бурку, чтобы теплее было. Кинжал и сабля подвешивается к поясу.
Казачка тоже очень трудолюбивая. С раннего утра до позднего вечера она занимается хозяйственными делами. Сначала мне надо накормить всех своих домашних животных, а их у нас не мало: козы, овцы, куры, гуси, утки, коровы, да лошади. Затем мне надо наносить воды из колодца, чтобы постирать белье, ведь мы казачки очень чистоплотные, аккуратные, любим чтобы в доме всегда было уютно и красиво. А белье я глажу вот этим предметом. Посмотрите он деревянный, ребристый. А называется он рубель. Повтори Соня, Саша, Даниил. Повторите все вместе. А глажу рубелем я вот как (демонстрирую). На каталку я наматываю мятое полотенце и рубелем несколько раз провожу по ней вперед, назад, при этом сильно надавливая. Белье получается гладким, красивым.
Очень любим мы казачки украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите на мой костюм. Яркие, веселые краски отражают независимый характер казачки. Широкая, длинная цветная юбка, украшенная вышивкой и кружевом. Кофта с длинным рукавом тоже богато украшена вышивкой, на ногах сапожки или тапочки «чувяки». Всю одежду мы шьем и украшаем сами. Для этого девочек с 5 лет мы учим рукоделию. В каждом доме есть прялка, ткацкий станок и пяльцы (демонстрирую). Посмотрите вокруг  и скажите,  какие предметы в моем доме украшены вышивкой? (занавески, простынка, подушечки, полотенца).
Воспитатель: - Ребята, полотенце у нас на Кубани называют рушник. (Повтори Саша, Маша, все). Мы вышиваем его с двух концов. Обычно это геометрические узоры, цветы, или пара птиц. А самый красивый рушник мы вешаем возле иконы, в углу, который называется Божница. Ведь мы казаки очень верующие, православные люди. Ни одного важного дела мы не начинаем и не заканчиваем без молитвы.
Еще в каждой хате есть печь. За ней находится настил для сна. Там спят старики и дети потому что это самое теплое место в доме. А как вы думаете для чего в хате печь? Правильно для приготовления еды. А готовим мы вот в таких чугунках. Он тяжелый, чугунный (даю подержать), но зато каша в нем наваристая, вкусная, пальчики оближешь. Особенно мы любим тыквенную кашу с молоком. А его мы храним в крынке. Это глиняный кувшин. Молоко в нем не прокисает много дней. Ну а тесто я замешиваю в макитре - это большой глиняный горшок. (словарная работа).
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что каждый день  я пеку в печи. Без чего не обходится моя казачья семья ни одного дня? Правильно, без хлеба. Хлеб это богатство нашего края. А из чего пекут хлеб? А где делают муку? Давайте и мы представим, что оказались на мельнице.

Физминутка «Молотьба»
Не гром грохочет, не пальба
Гремит грохочет молотьба
Гора зерна растет до неба
Ты видишь сколько будет хлеба?
Шумят, гремят грузовики
Стучат на мельнице валки
Гора муки растет до неба
Ты видишь сколько будет хлеба?
Мне говорят, что спать пора,
Но не усну я до утра
Мне посмотреть бы хоть немножко
Как мама будет печь лепешки.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете кто самый верный друг казака? (конь) А поговорки о дружбе казака и коня можете рассказать? (дети рассказывают поговорки).
Воспитатель: - Ай да хлопчики та девчата! Неужто вы и кубанские традиции знаете? (дети перечисляют кубанские традиции). А вот об одной кубанской традиции вы позабыли. Из покои веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или  проводах в армию, а и в поле, и  за прялкой, и у люльки малыша. Сейчас пришло время мою малышку укладывать спать и я спою ей колыбельную. А вы мне помогайте.
Воспитатель: - А теперь хлопчики  и девчата подходите к моей скрыне. Так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что я в нем храню? Совершенно верно – казачью одежду, а также фартушки, веночки, вышитые рубахи, пояса. Примерьте–ка, может и вам понравится одеваться по-казачьи. Теперь вы настоящие казачата. Так и хочется с вами в пляс пуститься (звучит кубанская мелодия, дети и воспитатель танцуют. По окончании музыки звучит бой часов) Ребята, часы не зря бьют, пора вам возвращаться в свое время, а мне в свою хату, заниматься хозяйственными делами. Закрывайте ребятки глазки и произнесите волшебные слова: «Время, время повернись, назад в будущее вернись» (воспитатель снимает платок).
Воспитатель: - Ребята, понравилось вам в гостях у казачки? А вы все запомнили что она рассказывала? Как называется кувшин для хранения молока? А в чем готовят еду? А где хранят вещи? А как называется украшенное вышивкой полотенце? А какая казачка? (гостеприимная, аккуратная, веселая, независимая и т.д.) А казак, какой он? (храбрый, мудрый, смелый, вольный, свободолюбивый и т.д.)
Молодцы, ребята, я вижу вы внимательно слушали казачку, и узнали много интересного. А теперь давайте вместе поднимемся в группу,  и вы вылепите из глины те предметы, которые вам больше всего понравились и запомнились в казацкой хате.

Просмотров: 287
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Семенова Анна Александровна. Педагогическое эссе 'Есть такая профессия — воспитатель!!!'
  • Сайфутдинова Наталья Геннадьевна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА ПО ПРОЕКТУ: «ЛОВКИЕ РЕБЯТА, ИГРИВЫЕ ДЕВЧАТА!»
  • Данилова Татьяна Викторовна. Конспект НОД во второй младшей группе на тему: «Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок».
  • Аханькова Елена Александровна. Консультация «Тебе, начинающий воспитатель!»
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Клевакичева Елена Сергеевна. Стихотворение 'Я — Воспитатель!'
  • Елена Фёдорова. Сочинение – эссе «Я – воспитатель»
  • Богданова Юлия Александровна. Эссе «Предназначение – воспитатель»
  • Романович Марина Анатольевна. ЭССЕ: Почему я выбрала профессию – ВОСПИТАТЕЛЬ!
  • Татьяна Чистякова. Ах, воспитатель!
  • Воротникова Наталья. «Я воспитатель».
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. Воспитатель — кто он?
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Романова Анна Анатольевна. «Я — воспитатель!»
  • Ирина Дмитриевна Зырянова. Ода педагогу 'Я – воспитатель'
  • Гущина Лариса Владимировна. Моя профессия – воспитатель
  • Беляева Ольга Викторовна. ЭССЕ «Я – Воспитатель»
  • Киричук Лариса Феодосиевна. Эссе «Мое призвание – воспитатель»
  • Асадулина Маргарита Ивановна. Эссе «Моя профессия — воспитатель!»
  • Куликова Марина Анатольевна. Эссе «Моя профессия-воспитатель»
  • Светлана Вадимовна Круговая. Эссе 'Моя профессия - Воспитатель!'
  • Спиридонова Анна Вячеславовна. Эссе «Моя профессия – воспитатель!»
  • Васильева Евгения Андреевна. Презентация «Современный воспитатель»
  • Клевко Анна Ивановна. Эссе «Моя профессия — воспитатель!»
  • Нимаева Дарима Гармаевна. Презентация 'Профессия воспитатель'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь