(Образовательная область «Речевое развитие») Чиликина Н.В. воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» ДОУ №130 «Родничок» Программное содержание: - Формировать представление о разных видах транспорта (наземный, водный, воздушный). - Вырабатывать умение формулировать основную идею задания, используя условные обозначения. - Побуждать к самостоятельному чтению. - Продолжать показывать, как проводить фонетический разбор заданного слова. - Упражнять в умении писать слова печатными буквами. - Формировать интерес к чтению, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. - Формировать навык самоконтроля и самооценки. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие – закрепить название воздушного, водного, наземного транспорта, закрепить знания правил дорожного движения. Социально-коммуникативное развитие – развивать умение договариваться друг с другом, воспитывать дружелюбие, воспитывать уважение к чужому мнению при работе в парах. Оборудование: мяч, символы («дорога», «небо»), карточки с названием вида транспорта, раздаточный материал, простые карандаши, мольберты.
Предварительная работа: загадывание загадок о транспорте, профилактическая беседа о дорожно-транспортных происшествиях, рассматривание иллюстраций о транспорте, чтение художественной литературы, рассматривание плакатов «Обучение дошкольников правилам уличного движения», составление рассказов на тему «Моя улица», заучивание стихотворений и пословиц. Методы и приемы: - Интерактивные: цепочка, работа в парах, подгруппах - Активные: моделирование, взаимопроверка Ход Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки: Не летает, не жужжит Жук по улице бежит И горят в глазах жука Два блестящих огонька (Автобус, автомобиль). Под капитанскою рукой Проходит морем и рекой (Пароход). Стрекоза гудит большая: «Полетать вас приглашаю! Кресла мягкие для вас И пилоты - высший класс!» (Вертолет). Воспитатель обращает внимание детей на картинки-отгадки и предлагает назвать все предметы одним словом (транспорт). Далее детям предлагается интерактивная игра с мячом «Транспорт» - передавая мяч по кругу, дети называют транспортные средства наземного, воздушного и водного видов транспорта. После игры дети садятся за столы. Воспитатель просит ребёнка прочитать первое задание: «Напиши слово, обозначающее эти предметы». На картинке изображены мотоцикл, вертолёт, автомобиль, троллейбус.
- Угадайте, что это за слово? (транспорт)
Воспитатель:
- Составим это слово из букв, а помогут нам эти пустые квадратики, которые надо заполнить буквами, чтобы получилось нужное слово.
Воспитатель предлагает прочитать слово, которое написали (транспорт).
- Сколько слогов в слове «транспорт»? (два).
- Назвать ударную гласную («а»), безударную («о»).
- Назвать твёрдые согласные («т», «р», «н», «с», «п», «р», «т»).
- Назвать звонкие согласные («р», «н»), глухие («т», «с», «п», «т»).
- Сколько в слове «транспорт» букв, звуков? (девять букв и девять звуков).
Воспитатель: «Молодцы, с заданием справились!».
- Настало время отдыха.
Физминутка «Шофёры».
Едем, едем на машине (имитация движения рулём).
Нажимаем на педаль (имитация нажимания ногой на педаль).
Скорости переключаем («рычаг» передвигаем рукой к себе, от себя).
Смотрим пристально мы вдаль (приставляют ребром ладонь ко лбу).
«Дворники» очищают капли дождя на лобовом стекле (руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают).
Вправо, влево – чистота! (наклоняют руки вправо, влево).
Волосы ерошит ветер (над головой шевелят пальцами).
Мы – шофёры, хоть куда! (поднимают вверх большой палец).
Воспитатель: «Отдохнули, нас ждут новые задания. Следующее задание – картинка, на ней изображён трамвай».
Воспитатель предлагает прочитать задание ребёнку – читает: «Допишем последнее слово в конце стихотворения».
Воспитатель предлагает по строчке нескольким детям прочитать стихотворение:
«Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут
Ты садись, не зевай,
Отправляется …»
Воспитатель просит детей написать слово, которое должно стоять в конце стихотворения.
Дети отвечают – трамвай.
-К какому виду транспорта относится трамвай?
Ответы детей: к наземному, пассажирскому.
Воспитатель: «Молодцы, задание выполнено правильно. Нас ждут ещё интересные задания».
Предлагает ребёнку прочитать следующее задание. Ребёнок читает: «Допиши пропущенные буквы, прочитай слова и соедини каждое слово с предметом, к которому оно подходит».
Задание выполняется в парах.
Воспитатель:
- Сейчас вы должны договориться между собой, кто будет писать в клеточках буквы, а кто произносить звуки, и не забудьте соединить предметы со словом, к которому он подходит.
Дети договариваются и выполняют задание.
На картинке изображён вертолёт и пароход, а внизу схемы с пустыми квадратиками, которые надо заполнить буквами, чтобы получились нужные слова. Тем детям, которые уже выполнили, воспитатель даёт дополнительные задания. Рисуем вагончики так, как они изображены на рисунке.
Далее, дети разбирают подробно задание.
- К какому виду транспорта относится пароход? (к водному)
- К какому виду транспорта относится вертолёт? (к воздушному)
- Какой ещё вид транспорта вы знаете? (наземный)
Взаимопроверка: «А сейчас проверьте, пожалуйста, задание у детей, сидящих за соседним столом, а они у вас».
Дети проверяют правильность выполнения.
Сейчас настало время отдыха. Наши глазки устали, и мы сделаем гимнастику для глаз – «Пролетает самолёт».
Пролетает самолёт,
С ним собрался я в полёт.
Смотрят вверх, и водят пальцем за пролетающим самолётом.
Правое крыло отвёл, посмотрел.
Левое крыло отвёл, посмотрел.
Отводят руки попеременно и прослеживают их движение взглядом.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу
Делают вращательные движения руками перед грудью и прослеживают их движение взглядом.
Поднимаясь ввысь, лечу
Возвращаться не хочу.
Встают на носочки и выполняют махи руками
Воспитатель: «Нас ждёт ещё задание. На одном мольберте прикреплён символ неба, а на другом символ дороги».
Дети делятся на группу мальчиков, и группу девочек.
- Девочки будут выполнять задание на мольберте с символом дороги, а мальчики – с символом неба.
Девочки берут карточки с названиями предметов наземного транспорта, а мальчики с названиями воздушного транспорта.
После выполнения, мальчики проверяют задание девочек, и наоборот.
Воспитатель: «Молодцы, все задания выполнили».
Рефлексия:
Какие задания вам понравились больше всего?
Что было самым трудным?
Что было самым лёгким?
Что бы вам хотелось повторить?
|