Конспект НОД "Капитошка в гостях у ребят" (экспериментирование с детьми 3-4 лет)
Цель: Способствовать накоплению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, грязная, мутная, холодная, тёплая.
Задачи:
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой.
- Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
- Развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений (холодный снег).
- Упражнять детей в технических и изобразительных умениях: правильно держать карандаш, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; подбирать цвет к изображаемому предмету, ритмично наносить штрихи.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Активизация словаря: прозрачная, бесцветная, грязная, мутная, течет, капает.
Предварительная работа: игры-эксперименты с водой, слушание музыки CD — «Звуки природы», наблюдения на прогулки, в уголке природы; чтения стихотворений и загадок о воде, снеге; просмотр мультипликационных мультфильмов про капельку.
Материал и оборудование: игрушка Капитошка из воздушного шарика, следы Капитошки из серой бумаги, поднос со снегом, влажные салфетки, прозрачные пластмассовые стаканы, игрушки из киндер-сюрпризов, восковые мелки, кисти, подставки для кистей, гуашь чёрного и синего цвета.
Ход.
Организационный момент.
Воспитатель вместе с детьми заходит в группу и обращает внимание, что в ней кто-то побывал, оставил на лужу, грязь на подоконнике.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь кто-то напроказничал, воды нам налил на подоконник, грязь оставил, интересно кто это мог быть? Вы знаете? Я тоже не знаю. Смотрите, что же это такое? (Подводит детей к тому, чтобы они обратили внимание на следы). А кто бы мог оставить такие следочки? А давайте пойдём и узнаем, идти будем осторожно, чтобы не наступить на грязь.
Дети вместе с воспитателем идут по следам и приходят в зону экспериментирования.
На цветке дети находят Капитошку.
Воспитатель: Ой, кто это, ребята? (Ответы детей)
Основная часть
Капитошка: Здравствуйте, ребята. Я не проказничал и не хотел грязь вам приносить, я просто хотел с вами поиграть, снег вам принёс.
С неба летит он зимой Не ходи теперь босой Знает каждый человек Что всегда холодный… (снег)
Правильно, конечно снег. Давайте поиграем в снежки (на столе стоит поднос с грязным снегом).
Воспитатель обращается к детям: Ребята, а мы сможем поиграть со снегом в группе? (Ответы детей). Почему не сможем? (Ответы детей: снег тает, превращается в воду).
Капитошка предлагает детям потрогать снег:
Потрогайте снег, какой он на ощупь (Ответы детей: холодный, грязный)
Капитошка озадаченно: а куда исчез снег на ваших ладошках? (Ответы детей: растаял)
Воспитатель делает вывод: в тепле снег тает и превращается в воду. (Предлагает салфетки, побуждает детей вытереть руки).
Капитошка: Да, мой снег растаял, превратился в воду. Какая вода на подносе грязная.
Воспитатель: Ребята, а почему вода грязная? Как думаешь Кирилл? А ты как думаешь Витя?
Воспитатель обобщает ответы детей.
Капитошка: Сколько вы мне много рассказали о снеге, я этого не знал.
Капитошка: Ребята, я хочу с вами поиграть, я отвернусь, а вы спрячете игрушку в своём стакане с водой, а я буду отгадывать, где какая игрушка в каком стакане спряталась.
Капитошка отворачивается, дети каждый в свой стакан с прозрачной водой прячут игрушку.
Капитошка отгадывает: вижу, вижу у Настя-пингвин, уЛизы- зайчик.
Воспитатель: Настя, почему Капитошка отгадал какую игрушку ты спрятала? (Потому что вода прозрачная, чистая, бесцветная), а ты Кира, как думаешь?
Капитошка: Как интересно с вами играть, легко отгадывать.
Воспитатель: Капитошка, давай ещё поиграем. Отворачивайся.
Ребята, давайте обхитрим Капитошку и сделаем так, чтобы он не смог догадаться, что мы спрятали в своих стаканчиках. Для этого мы возьмём кисточку, обмакнём её в краску и опустим в стакан с водой, размешаем краску, а теперь спрячем камушки. Мы готовы, отгадывай Капитошка.
Капитошка (озадаченно): я не вижу, и не знаю, что вы спрятали.
Воспитатель: Кирилл, как ты думаешь, почему Капитошка не смог отгадать какая игрушка была спрятана в твоём стакане? (Вода грязная, мутная). Маша, а ты как думаешь?
Воспитатель: вода бывает чистая, прозрачная, бесцветная, бывает и грязная, по-другому, можно сказать мутная (предлагает детям повторить: мутная).
Воспитатель: Ребята, а вода умеет разговаривать? (Ответы детей)
Капитошка удивляется.
Воспитатель: Давайте покажем Капитошке, как умеет разговаривать вода.
Артикуляционная гимнастика:
- В кипящем чайнике мы слышим звук воды — Ш-Ш-Ш-Ш.
- Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С (громко, тихо)
- А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.
- Когда дождик на улице — КАП-КАП-КАП-КАП.
Капитошка: Ребята, как с вами интересно, но мне пора возвращаться домой, мне так жаль, что я не принёс фотоаппарат и не смогу с вами сфотографироваться на память, не смогу рассказать своим друзьям о вас, мне не поверят.
Воспитатель: Ребята, давайте подарим Капитошке на память наши рисунки-раскраски.
Капитошка: я буду рад получить от вас такой подарок.
Воспитатель предлагает детям пройти к столам, выбрать картинку-раскраску и раскрасить её.
Воспитатель: Перед вами лежат разные картинки, выберете для себя ту, которая имеет отношение к воде. Почему вы не выбрали самолёт, машину? Берём карандаш в руку, покажите, как правильно его держать. Молодцы. Стараемся раскрашивать картинку, не вылезая за края, в одном направлении. Дети раскрашивают картинки, дарят их Капитошке.
Капитошка: Спасибо, ребята, я для вас тоже приготовил подарки, мыльные пузыри, давайте поиграем с пузырями.
Воспитатель раздаёт детям мыльные пузыри. Все вместе начинают их пускать.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что мыльные пузыри красивые, какие они разные и маленькие и большие.
Ты смотри, смотри, смотри Полетели пузыри Красный, синий, голубой Выбирай себе любой!
|