Лобко Светлана Михайловна. Конспект интегрированного занятия 'Семейные обычаи Адыгов. Первое укладывание ребёнка в колыбель.'

Конспект интегрированного занятия Семейные обычаи Адыгов. Первое укладывание ребёнка в колыбель.Конспект интегрированного занятия "Семейные обычаи Адыгов. Первое укладывание ребёнка в колыбель."

(Окружающий мир +развитие речи +музыка +региональный компонент)

Первое укладывание ребёнка в колыбель (кущъэхапхэ)

Средняя группа

Программное содержание

Познакомить детей с обрядом первого укладывания ребенка в колыбель (кущъэхапхэ);

  • Продолжать знакомить детей с традиционной – бытовой культурой адыгского народа

Поддерживать и развивать интерес к традициям Малой родины;

  • Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях
  • закреплять знания старинных адыгейских имен
  • Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька.

Подготовительная работа:

  • беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы адыгейской старины»; «Я и мое имя», Посещение районного музея
  • чтение адыгейских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание адыгейских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми адыгейских народных игр.

Оборудование: предметы адыгейского быта и культуры, люлька адыгейская, кукла-младенец, яйцо белого цвета, игрушка-кошка.

Ход занятия

Дети входят в зал, оформленный в соответствии с темой занятия.

Орг. момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? Правильно солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети становятся в хоровод, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом).

Дети:

Солнышко, солнышко!
Мы – твои лучи!
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!

Воспитатель: Вот мы и согрели своим теплом своих друзей и гостей, и поделились с ними хорошим настроением.

Воспитатель: Ребята, скажите, как называется наша страна? (Россия).

-Наша Россия — огромная, могучая страна. В состав России входит много маленьких республик. Мы с вами живём в одной из таких республик. Как называется наша республика? (Республика Адыгея).

-Правильно. От берегов Черного моря далеко на восток с незапамятных времен жили Черкесы или Адыги. В Адыгее живут люди разных национальностей: и русские, и адыги, и многие другие национальности.

В нашей республике есть красивые города, сёла, хутора, станицы.

Мы с вами живём в селе. Как оно называется? ( (село Красногвардейское).

А ещё в республике есть селения, в которых живут адыги.

А как называют селения, в которых живут адыги? (аул)

Сейчас в аулах большие современные дома, а раньше, в старые времена адыги жили в домах, построенных из обмазанных глиной плетней, крытых соломой или камышом.

- Как назывались дома в ауле в старые времена? (сакля).

-Ребята сегодня в детский сад, в нашу группу пришло письмо из аула. Посмотрите, какой конверт необычный с адыгейским орнаментом. Хотите узнать, что в нём? (ответы детей).

Открываем конверт и читаем.

Воспитатель: Уважаемые ребята! Мы очень рады, что наше письмо дошло до вас. У нас в ауле сегодня большой праздник — родился наш долгожданный первенец! Ждем вас в гости! До встречи и удачи!

Итак, ребята, вы готовы отправиться в путешествие? (ответы детей)

А на чём мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:

Дом с тремя крылечками
Ездит с Человечками… (Автобус)

Музыкальная игра «Автобус»

Воспитатель: Вот мы с вами и приехали. Где же мы? (В ауле).

Ребята, посмотрите, на доме вывешен красный флаг! Хотите узнать, что это означает?

Когда в семье рождается ребёнок, то на крышу дома вывешивается флаг в честь рождения ребёнка. Если родилась девочка, то флаг из пестрой ткани, а если мальчик, то ткань однотонная, как правило, красная.

Флаг символизирует, что ребёнок жив, мама жива, что все хорошо. Все празднуют рождение человека.

Какой флаг висит на этом доме? (красный) Значит, кто здесь родился? (мальчик).

Наверное, сюда нас и пригласили в письме! Давайте, постучим!

(выходит бабушка приветствует детей и на адыгейском, и на русском языке).

Бабушка — Добрый день! Как много пришло гостей, рады вас видеть, проходите, будьте как дома, присаживайтесь. (дети садятся на стульчики)

(Раздается звук плача ребенка.)

Воспитатель: Ребята, что это за звук? Кто плачет?

Бабушка — Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Его нужно покачать, чтобы он успокоился

(Бабушка достаёт куклу, качает, плач стихает.)

Воспитатель: С давних времен, когда ребёнок рождается, родители ему придумывают имя. Наречение именем считается большим событием, так как с ним связывают все будущие удачи и неудачи в жизни человека. По обычаям адыгов мальчика нарекали именем дедушки или доблестного джигита, девочку — именем бабушки или счастливой, красивой женщины.

Воспитатель: Ребята, давайте и мы придумаем этому ребеночку имя. Дети, какие вы знаете адыгейские имена? (Рашид, Ислам, Алан, Альбина, Бэлла, Рустэм, Джанета, Тимур, Хазрет, Зарема, Рузана, Салим).

(Дети предлагают имена, выбирают одно имя — ребеночка называют Салим).

Бабушка: Вы знаете, нашего дедушку зовут — Салим. Салим означает: здоровый, миролюбивый. Давайте назовём ребёнка Салимом в честь дедушки.

Бабушка: Ребята, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Салимчик. А когда он вырастет, то его уже будут называть Салимом. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

(дети называют сначала свои имена как они звучат сейчас, а потом, как они будут звучать, когда дети станут взрослыми: Таня – Татьяна, Настя – Анастасия, Дима –Дмитрий).

Воспитатель: Молодцы. Вот мы и познакомились с Салимом, и назвали ему свои имена.

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами познакомимся с обрядом первого укладывания в колыбель в адыгской семье.

Бабушка: Первое укладывание в колыбель совершалось приблизительно через 2 недели после его рождения. К этому дню семья готовила обильное угощение. Бабушка (мать молодой женщины) привозила люльку со всеми необходимыми принадлежностями. Очень важным считалась колыбель из боярышника – он назывался счастливым деревом. Люди верили, что ребенок в такой колыбели вырастал здоровым, крепким и счастливым. По представлениям адыгов, это дерево имело силу оберега, отводило дурной глаз. Матрасик в колыбельке должен быть заполнен шелухой от проса (ужъгъап1), так как она хорошо проветривается, просушивается, принимает нужную ребенку форму.

Бабушка: Пришло время нашего малыша укладывать в колыбель. Сейчас мы с вами будем её готовить.

(Бабушка достает яйцо и кота и укладывает его в колыбель.)

Воспитатель — Ребята, а вы знаете, для чего их туда положили? Как вы думаете?

(Ответы детей.)

Бабушка: Ребята, яйцо предвещает ребенку долгую жизнь. В старину говорили, «Пусть доживет до тех дней, пока не побелеет как яйцо». А если кот поспит в колыбели, он оставит в люльке свой сон, и ребенок будет хорошо спать.

Воспитатель: А наши ребята знают адыгейскую песенку про котенка.

Песня «Котенок. муз. У.Тхабисимова

Воспитатель: Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети: Пели колыбельную.

Воспитатель: А что такое колыбельная?

Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель: Дети, а давайте, и мы споем колыбельную для Салима. Споем? (ответы детей). Ребята, давайте мы с вами споем русскую колыбельную.

«Колыбельная» р.н. п.

Бабушка: Молодцы, ребята, как хорошо вы спели колыбельную! Салим почти уснул А теперь, я спою адыгейскую колыбельную для Салима.

Бабушка: В люльке кот поспал,
Сон сладкий в ней оставил.
Что сон сладкий к нему придет,
Предрекая в люльку его укладывая

Изголовье твоей колыбели с луной играет
Твоя постель в люльке золотом вышита
На золотой подушке ты у меня спишь
И прекрасной лай-лай тебя укачивает.

Детство светлое, как май,
Дал тебе отцовский край.
Он могучею рукой
Охраняет твой покой.

Чистый светлый как родник…
Спи, мой маленький адыг!

Воспитатель: — Вот и уснул наш Салим. У нашего Салима сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. А ещё для детей делали обереги. Как вы думаете, что такое оберег?

Дети: Это предмет, который защищал и охранял ребёнка от бед.

Воспитатель: — Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит.

Воспитатель: На днях рождения, гости попусту не сидели, а дарили подарки.

-Что подарить, — решали люди, -
Мальчонке? Будущий джигит.
Такой в седле – беды не будет,
Сажай сейчас – и усидит.

-Кинжал дарите – смерч разящий, -
Сказал юнец в толпе стоящий.
- Коня дарите – друг надёжный, -
Джигита довод посерьёзней…

Сказал седой как лунь старик:
-Дарите мальчику – родник.

Воспитатель: Как вы думаете, почему старый дедушка предложил подарить ребёнку родник? (ответы детей)

-Что такое родник? Это источник подземных вод, который выходит из под земли наружу. Без воды нет жизни на Земле.

Родниковую воду называют «живой водой». Родник – это символ жизни, здоровья и долголетия. Вот почему старик предложил подарить мальчику родник. Чтобы ребёнок рос здоровым, крепким и долго жил.

Но чаще всего гости дарили ребёнку рубашку или ткань для рубашки. Мы в подарок Салиму, тоже сделали вот такие рубашки с адыгейским орнаментом.

(отдаю бабушке рубашки, которые сделали дети. Бабушка благодарит детей за подарок).

Воспитатель: А теперь давайте подарим Салиму наши стихи и песни.

Стихи

Как тянется к солнцу
И небу орлёнок,
Так тянется
К матери нежный ребёнок.

Как ветер играет,
С кудрявым ягнёнком,
Так возится мать,
С шаловливым ребёнком.

Пусть жизнь им подарит
Нечётные дни,
Пусть радостью будут
Друг другу они.

Дождинкой, упавшей на тело Земли,
Ребёнок приник к материнской груди.
А вырастет – ахнешь:
Джигит – удалец!
Как счастливы будут и мать и отец.

Песня «Вопросы и ответы»

сл. Киримизе Жане муз. Г.Самоговой.

Бабушка: — Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? А хотите поиграть в самую настоящую адыгейскую игру?

Адыгейская народная игра «Птичка»

Игра «Скачки»

Цель игры: развитие быстроты, умения ориентироваться, укрепление мышц ног.

Игра предназначена для детей 4—5 лет. На игровой площадке отмечаются линии старта и финиша (на расстоянии 20—30 м).

Игроки садятся на «коня», то есть пропускают между ног хворостину, придерживая ее рукой. По команде каждый должен добежать до линии поворота, развернуться и прибежать назад, пересечь линию старта (финиша).

Правила игры:

  • выигрывает тот, кто первый пересечет линию финиша;
  • если хворостина во время бега окажется в другом положении (то есть не между ног), игроку засчитывается поражение.

Воспитатель: Когда рождается ребенок, все желают ему только самого хорошего, пусть сегодня каждый из вас пожелает ему что-нибудь.

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай, и уважай отца и мать.

- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть будет честным и смелым.

- Соблюдает обычаи.

Бабушка — Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – настоящее адыгейское угощение.

(Дети благодарят за угощение, прощаются с бабушкой).

Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. А угощение мы попробуем с вами в группе.

Музыкальная игра «Автобус»

Спасибо за занятие, за работу вашу, за старания.

Просмотров: 228
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Кузьмина Галина Александровна. Конспект занятия по экологическому воспитанию «Давайте, ребята, назло непогодам, Обнимем планету своим хороводом!'
  • Романова Светлана Витальевна. Открытое занятие по образовательной области физическое развитие «Ребята, давайте жить дружно»
  • Семенова Анна Александровна. Педагогическое эссе 'Есть такая профессия — воспитатель!!!'
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'
  • Осокина Екатерина Андреевна. Сюжетно-ролевая игра и воспитатель
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Романович Марина Анатольевна. ЭССЕ: Почему я выбрала профессию – ВОСПИТАТЕЛЬ!
  • Татьяна Чистякова. Ах, воспитатель!
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Аханькова Елена Александровна. Консультация «Тебе, начинающий воспитатель!»
  • Наталья Бурдейная. Эссе «Я воспитатель — я патриот своей Родины»
  • Мошкова Оксана Дмитриевна. Конспект открытого занятия для районного конкурса «Воспитатель года — 2017». (Экспериментальная и познавательно — исследовательская деятельность). В подготовительной группе по теме: «Волшебница соль».
  • Воротникова Наталья. «Я воспитатель».
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. Воспитатель — кто он?
  • Романова Анна Анатольевна. «Я — воспитатель!»
  • Морозова Анастасия Олеговна. Авторское эссе — стихотворение «Я – воспитатель»
  • Кузнецова Светлана Владимировна. Стихотворение «Призвание-воспитатель»
  • Светлана Вадимовна Круговая. Эссе 'Моя профессия - Воспитатель!'
  • Елена Фёдорова. Сочинение – эссе «Я – воспитатель»
  • Клевакичева Елена Сергеевна. Стихотворение 'Я — Воспитатель!'
  • Беляева Ольга Викторовна. ЭССЕ «Я – Воспитатель»
  • Ирина Дмитриевна Зырянова. Ода педагогу 'Я – воспитатель'
  • Гущина Лариса Владимировна. Моя профессия – воспитатель
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Бутакова Валентина Ивановна, Аредакова Анастасия Юрьевна. ЭССЕ «Я-воспитатель»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь