Багирова Регина Ринатовна Воспитатель IKK МБДОУ № 25 "Забава" г.Бугульма
Старший дошкольный возраст.
Цели: познакомить детей с татарским устным народным творчеством, декоративно прикладным искусством. Воспитывать любовь и уважение к татарскому народному творчеству, традициям.
Развивать внимание, память.
Дети заходят в зал под красивую татарскую мелодию садятся.
Распевая песню в зал входит мальчик хулиган Шевали, в руках рогатка.
Шевали:
Ворон кричит: кар-р, кар-р,
В печи балиш есть, есть.
Один бы я взял, взял.
Да в доме гости есть, есть.
Ведущая: - Здравствуйты кто такой мальчик? Почему ты сюда с рогаткой пришел?
Шевали: -А, ис?нмесез, ребята! Ис?нмесез апа! Я – Шевали.
Я Шевали, Шевали
Шалавливый мальчик
Возьму рогатку в руки,
Разгоню всех грачей в округе!
Ведущая: -Шевали зачем ты грачей гоняешь, стреляешь в них из рогатки !?
Шевали: - Они утром и вечером кричат: - Кар-кар, скоро снег растает кар-кар!
Ведущая: - Ребята, Шевали правильно поступает?
Дети: - Нет он плохо поступает.
Шевали: - Почему это я поступаю неправильно, кому нужны эти бесполезные вечно кричащие птицы? Я ведь не только грачей, но и в воробьёв, синичек и в других птиц стреляю. Хи-хи-хи как хорошо!
Ведущая: - Эх, Шевали, Шевали, ты не только просто шалунишка, ты хулиган!
Шевали: - Это почему же, апа?
Ведущая: - Дети , расскажите Шевали, какую пользу приносят птицы?
1 Ребёнок: - Они деревья защищают от разных вредных насекомых.
2 Ребёнок: - Птицы защищают и другие растения цветы, травы, кустарники.
3 Ребёнок: - В полях птицы защищают пшеницу, рож и другие культурные растения от насекомых.
4 ребёнок: - Они украшают мир своим красивым пением!
Ведущая: - Вот теперь ты понял, Шевали почему нельзя обижать птиц?
А сегодня мы собрались здесь для того, чтобы весело отпраздновать праздник «Карга боткасы»!
В старину люди думали, что грачи на своих крыльях приносят весну из тёплых стран. Поэтому когда растает снег весело зазвенят ручейки татары приветствуя грачей отдавая им дань уважения готовили особенную кашу « ботка» « Карга боткасы» и устраивали праздник.
В праздничный день деревенские ребятишки изображая грачей расправив руки как крылья, бегали по селу и созывали народ на праздник.
Наши девочки знают этот обряд и сейчас они его вам покажут.
1-й ребенок:
- ?йд?ме т?т?й
Тизр?к бир к?к?й.
Бирс?? безг? ?ч к?к?й,
Тавыгын салыр й?з к?к?й,
2-й ребенок:
Май кир?к, ярма кир?к.
Карга туена бар да кир?к.
3-й ребенок
- Тагын булса он чыгар.
Пешер?без без чумар.
Ведущая: А вот ещё один обряд посмотрите в исполнение мальчиков грачей.
Динар: -Карга ?йт?: кар, кар,
Туем ?итте, бар, бар!
Мурад: -Ярма, к?к?й алып бар,
Ипи-ч?ен алып бар,
Ратмир:-С?т-мае?ны алып бар,
Кар, карр, карр!
Танец: “ Язгы кошлар” ( “Танец весенний”)
Ведущая: - Хозяйки угощали детей гостинцами , взрослые и дети шли к берегу речки или к пригорку разводили костры подвешивали котел и готовили кашу из крупы масла или варили похлёбку из муки и яиц. А пока готовилась каша дети играли в разные игры, пели песни, веселились.
Поев кашу клали долю и для птиц. Поверие гласит: “ Кто поест кашу “Карга боткасы” тот весь год будет здоровым и счастливым.
Шевали: - Мне очень стыдно, я всё понял. Люди из уважения к птицам устраивали праздник, а я стрелял в них из рогатки. Я больше никогда не буду этого делать. Простите меня апа, простите меня дети! И рогатку мою сожом в этом костре!
Ведущая: - Простим, Шевали? Но он должен попросить прощения и у птиц. Зимой, весной заботиться о них: Зимой развешивать кормушки и следить, чтобы в них всегда был корм. Весной мастерить скворечники.
Шевали: - Хорошо апа, хорошо! А можно я останусь на вашем празднике?
Ведущая: - Конечно оставайся, Шевали.
Продолжаем наш праздник и сейчас мы поиграем в игру “Уголки”.
Игра “Уголки”
По четырём сторонам зала ставятся стулья выбирают 5-х детей играет негромкая мелодия и произносятся слова:
Мен? сезг? туры почмак,
Берегезг? юк почмак.
?итезр?к кылансагыз,
Алырсыз бер?р почмак.
По окончании стихотворения дети должны быстро занять стулья, кто не успел выходит из игры, приглашается другой ребёнок.
Игра “ Волшебный сад”
Панно на нём деревья четырёх цветов: красного, желтого, голубого, зелёного. Ведущая показывает птиц: Снигиря, синицу, скворца, голубя. Вызывается один ребенок выбирает птицу должен назвать её по татарский, её цвет , охорактеризовать её : Синица- песняк, цвет – сары. Песняк ниндий? Кечкен?, матур, сары. Остальные птицы характеризуются по тому же принцыпу. Охарактеризовав ребёнок сажает птицу на дерево такого же цвета.
А наши дети татарской группы как птицы любят петь песни и исполнят песню: “Яз ?ит?”.
Шевали: - А теперь давайте еще поиграем!
Игра “ Найди себе пару”
“ Парлашип калу”
Играет негромкая мелодия. Шевали читает четверостишье.
Сандугачлар, былбыллар,
Тургайлар парлы була.
Кем уенда парсыз кала,
Шундук ??засын ала.
Мелодия останавливается дети быстро должны найти себе пару, кто остался без пары исполняет какой либо номер: танец, стихотворение и т.д.
Игра “ Птицы перелётные – зимующие”
Ведущий называет птиц если птица перелётная дети летают по залу машут крыльями. Называет зимующую дети останавливаются присаживаются.
Ведущая: - К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под её ногами
Черные проталины на полях видны
Видно очень тёплые ноги у весны!
-Вот и подошёл к концу наш праздник “Карга боткасы” . Ребята я думаю вы и впредь будете добрыми и отзывчивыми любить природу, оберегать её и заботиться о пернатых наших братьях!
|