|
Жизнь должна быть страннойАвтор статьи: Альперн Людмила Ильинична
"Странности" являются необходимостью здоровой жизни, поскольку они контейнируют (вмещают) вытесненные психические содержания, в противном случае находящие себе иные пути, на которых они разрушают тело и душу человека. Болезни - соматические и психические, с точки зрения психоаналитической теории, являются "симптомами" - компромиссами между давлением бессознательных либидинозных влечений и их цензуры со стороны инстанции Сверх Я ( культурный запрет). "Культурно" избегать болезни можно только одним путем - сублимацией влечений, механизм которой формируется в раннем детстве, поскольку сублимация становится возможной только в условиях опредленной конструкции психического аппарата, что удается далеко не всем, скорее - меньшинству. Остальные обречены на постоянные либидинозные затраты по вытеснению инцестуозных влечений, и эти усилия могут в любой критический момент стать недостаточными - тогда и появляется симптом, который, в соответсвии с особенностями его носителя, примет форму соматического заболевания разной степени тяжести - от насморка до онкологии, или разного рода психических расстройств - от легкого невроза до психотического состояния. Все эти состояния могут бесследно исчезнуть, а могут стать устойчивыми и превратиться в настоящие "болезни", которые приведут к тяжелым последствиям - серьезно омрачат жизнь или станут причиной ранней смерти. Впрочем, и умеренные заболевания особой радости не приносят, хотя являются практически неизбежными на всей протяженности человеческой жизни. Есть светлые периоды, когда человек "счастлив", и боль на время покидает его, есть отягощенные болью. Каждый, если задумается, может вспомнить и те, и другие, не придавая, впрочем, особого значения возможным причинам. Человек не замечает своей бессознательной жизни, она закрыта от него пеленой культурных ритуалов, традиций, правил, запретов. Ему положено "страдать" по его религиозным установкам, и он жертвенно принимает свою жизнь такой, как она есть. Впрочем, всегда есть "лазейки" в культурных кодах, которыми вовсю пользуются "перверты" - так называет психоаналитический язык субъектов, которые вроде бы принимают "правила игры", но на самом деле пытаются ускользнуть от тяжелых запретов. Им это часто удается, для чего, опять же,нужен особый психический аппарат, который дается не всем, и потом, это особый удел, граничащий с социальными репрессиями в случае разоблачения. Есть и легальные, пусть и не слишком эффективные пути сброса психического напряжения через соприкосновение с произведениями искусства: кино, живопись, литература, но для того, чтобы пользоваться этими сокровищами культуры, которые она предоставляет человеку за его отказ от инстинктивной жизни, нужно, опять же, иметь хорошую подготовку, а то и талант к этому. Алкоголь, наркотики, супружеские измены, в их легальной части - тоже решение, но едва ли здоровое. Явно помогает человеку выбор "странных" профессий, например, если он способен обнуружить присущее ему влечение и не шагать в ногу со всеми в юристы, врачи и педагоги, в чем, конечно, иные тоже могут обнаружить свою нишу. Но есть профессии, которые точно устроят не всех, но для кого-то могут решить проблему вытеснения и сохранения здоровья: патологоанатом, гинеколог, стоматолог, сапожник, тюремщик, бармен, мясник, мастер закройного цеха, и еще более редкие профессии - президент, депутат, генерал. Чем "страньше" путь человека, тем в большей степени он может быть удовлетворен им, как и самой жизнью. "В морге - некрофилы, в школе - педофилы" - говорил известный российский криминолог Юрий Антонян, и в этом видел решение личной и социальной проблемы, поскольку такое удовлетворение спасает людей и общество и от ранней смертности, и от преступности. Рембрант. Урок анатомии доктора Тульпа
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|