|
Фантазия l'imaginaire в отношенияхАвтор статьи: Евдокимычева Елена Николаевна
l'imaginaire («имажинэр») в переводе с французского может означать – воображаемый, нереальный, мнимый, притворный. Философия логоса утверждает, что есть только две реальности – субъект и объект. Есть разум – он реален, и есть внешний мир – он тоже реален. Воображаемому, «имажинэр», отводится второстепенная роль фильтра между внешним миром и разумом, который может отражать реальность верно (эйказия) или искаженно (фантазия). Социолог Жильбер Дюран выстроил противоположную теорию, где логос произрастает из мифоса. Философ А.Г.Дугин считает, что в русском языке нет аналога этого слова, так как оно означает не только воображаемое, но одновременно воображаемое и воображающие, то есть «три в одном» – субъект, объект и воображение. Он переводит понятие как «воображение» (от image, лат. imago -- образ), который с точки зрения Дюрана – есть специфическая реальность человеческой души. Эта «игра воображения» находится между человеком и внешним миром, играет ведущую роль и является истиной реальностью. Способ ее проживания – это реакция человека на смерть и время. Человек выбирает свой способ проживания времени на пути к смерти. Для этого используется два режима (дневной и ночной), три группы мифов (героический, драматический и мистический) и три типа рефлексов. Дневной режим представлен героическим мифом и отражает мужское начало, где смерть – это враг, с которым человек вступает в бой. Здесь доминирует героическое усилие, вертикаль (постуральный рефлекс, вставание) и идет борьба противоположностей – света и тьмы, добра и зла, мужчины и женщины. Ты можешь взлететь или упасть, победить или проиграть, властвовать или подчиняться. Другого не дано – это борьба. Ночной режим представлен двумя мифами (мистическим и драматическим). Мистицизм отражает женское начало и представлен мифами о Великой матери. В них отношения со смертью горизонтальны, доминирует дигестивный (питательный) рефлекс, происходит слияние со смертью, она воспринимается как теплая, убаюкивающая женщина, в которую можно погрузиться как в теплое, вечное, защищающее. В драматизме ритм преодолевает борьбу и поглощение, отношения со смертью заключаются в круг, в котором циркулируют полярные энергии – жизнь и смерть, свет и тьма, добро и зло, мужчина и женщина, верх и низ сменяют друг друга в копулятивном (связующем, половом) рефлексе мифа о возрождении, который олицетворяется женскими богинями любви. Психотерапевт Слабинский В.Ю., автор метода «Позитивная динамическая психотерапия» трактует «имажинэр» как «отношение». По его мнению, «имажинэр» Дюрана есть ничто иное как «отношения» Мясищева. В его методе личность понимается как система отношений «к-себе», «к-миру» и «к-другому», где каждому из отношений соответствует своя группа мифов: мистицизм позволяет интегрировать новые идентичности, и тем самым изменять отношение к себе; драматизм характерен для взаимоотношений с партнером, а героизм проявляется в деятельностном подходе в отношениях с внешним миром. Драматизм представлен моделью Характера и в модели личности также расположен между человеком и миром. При этом значимый другой является «зеркалом», которое отражает во внешнем мире отношение человека к себе, формируя окружающую его реальность. То есть человек и мир это одно и тоже, «специфическая реальность человеческой души». По Слабинскому В.Ю. движущими силами взаимодействия с другим являются любовь и интерес, а маркером качества отношений – характер. «Стычки» характеров нарушают баланс любви и интереса и вызывают конфликты. На наш взгляд, помимо характера, есть еще одна причина, которая при наличии обеих движущих сил, снижает качество отношений или блокирует их – это фантазия (ошибка) имажинэр. Если имажинэр – это специфическая реальность человеческой души, то фантазия – это ее искажение, когда один или каждый из партнеров рисует несуществующий образ (Image) другого. Одна из функций любви в широком понимании этого слова – личностное развитие. Мы всегда ищем в другом то, что мы о себе не знаем. И если находим, в нас вспыхивает очарованность другим, словно мы видим в нем себя. Мы еще не осознаем, чем именно очарованы, но сильное желание развития дает мощный эмоциональный заряд, который в свою очередь (как это не парадоксально) одновременно и препятствует ему. Ведь осознание новой идентичности, может произойти только на глубинном мистическом уровне, а для этого нам необходим драматизм в отношении с другим для «принятия в себя» другого образа «я». На какое-то время ошибка имажинэр берет нас в заложники – мы не можем войти с ритмический альянс, а зависаем в одной из полярностей. Мы или боремся с партнером на «героическом уровне» или хотим его поглотить на «мистическом». В любых отношениях всегда есть период «фантазии имажинэр», когда один или каждый из партнеров пытается (с любовью и интересом) вогнать другого в тиски своей фантазии (победить, «съесть», встать сверху, поглотить или слиться). Преодоление этой ошибки через ритм и циклический обмен – есть необходимая основа совместного творчества и гармоничного проживания жизни. Нам видится, что разная трактовка двумя учеными одного понятия есть две стадии на пути к гармонии – когда «имажинэр по Дугину» (воображение) трансформируется в «имажинэр по Слабинскому» (отношение), предъявляя миру «специфическую реальность человеческой души». Поскольку в отношениях всегда есть двое, то их воображения друг о друге должны быть согласованы (очищены от фантазий) и тогда у воображений есть шанс стать отношениями и проявиться на поверхности мира в виде прекрасного отпечатка специфической, ранее не виданной, реальности двоих. Литература: 1) Слабинский В.Ю. Семейная позитивная динамическая психотерапия. – Санкт-Петербург: Наука и техника, 2009. – 464с. 2) Дугин А.Г. «Логос и мифос». – Москва:Арктогей, 2010. – 368 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|