Практические советы психолога

Практические советы психолога

Ох, уж этот маленький кусака!

Вероятно, нет другого такого периода детства, когда бы родители больше недоумевали и приходили в ярость, чем «период кусания», с которым они сталкиваются, когда их малышу исполняется два-три года.

Что же такого произошло в жизни ребенка, почему он так изменился?

 В двухлетнем возрасте у ребенка наступает активный период новых социальных отношений, которые становятся источником бурных переживаний. До сих пор он общался в основном со взрослыми, и плач очень хорошо зарекомендовал себя как способ добиться своего, когда хотелось получить лакомство или не ложиться спать сразу после возвращения папы с работы. Но многие малыши приходят к выводу, что отношения, которые складываются у них с другими детьми — дело совсем непростое. Они могут быть грубыми, могут просто так ударить или пожаловаться маме, и им совершенно безразлично, хочешь ли ты поиграть с их ведерком для песка или нет. Перед вами ребенок, который что-то хочет, в чем-то нуждается и который охвачен стремлением получить то, что он хочет. Что он может делать в такой ситуации? Попытаться «освоить территорию» удобным для него способом. При этом у него есть оружие, в силе которого он не сомневается — это зубы! Они не подведут! По непонятной вам причине он может быть враждебно настроен и хочет всем вокруг сделать больно.

Но какой бы ни была причина, такое поведение расстраивает всех окружающих, и если не принимать мер, оно может долго продолжаться.

Чтобы зубки не кусались.

    *Снять напряжённость поможет смена деятельности, переход к спокойным видам занятий или, наоборот, к спортивным занятиям на площадке.

    *Взрослым необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребёнок пускает в ход своё оружие; по возможности предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.

    *Помочь ребёнку понять и усвоить, что такая агрессивная форма общения и выражения эмоций является недопустимой в нормальном (с точки зрения нашего с вами воспитания) обществе.

    *Каждый раз, когда взрослый видит, что малыш приближается к другому ребёнку с определённой и ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что ''кусаться нельзя!''. На 10-й или 20-й раз решительная реакция взрослого обязательно будет воспринята ребёнком, особенно, если все окружающие будут реагировать подобным же образом, а не заигрывать с ним,  умиляясь его невинностью.

    *Если укус не удалось предотвратить, взрослый должен в тот же момент обратиться к обеим сторонам, по возможности успокоить их (можно дать выпить воды). Нужно строго обратиться к обидчику, приложив ладонь к его рту, и сказать, что ''ни при каких обстоятельствах не разрешается кусать людей''. Нужно добавить, что ''если ты хочешь кусаться, то можешь укусить резиновую игрушку, кольцо или подушку'' и дать ему в руку один из указанных предметов.

    *Продолжить разговор с ребёнком и сказать, что «игрушке не больно, а Катеньке очень больно, она плачет». Спросите, почему укусил: «Ты хотел играть именно красным мячом? Нужно было попросить у Кати, подождать, пока она закончит играть. Или обратился бы к взрослому, он бы тебе помог».

Таким образом, Вы поможете ребёнку понять как, не кусаясь, можно справиться с избытком чувств, повлиять на ситуацию и достичь при этом желаемого результата, опираясь на помощь взрослого.

Эти правила важно соблюдать:

     * не следует наказывать ребёнка, ведь наказывая, Вы  продемонстрируете ему отрицательные образцы поведения. Как правило, одновременно с усвоением и развитием речи улучшаются способности ребёнка к самовыражению и вредная привычка кусаться проходит.

    *нужно вводить в ежедневный рацион питания твердые виды пищи (морковь, яблоко, сушка, огурец и т.д.), т.е. пищу, которую необходимо долго пережёвывать.

   *учить  ребёнка пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, играть на губной гармошке или на дудочке и, насколько хватит у взрослых фантазии, выполнять упражнения для укрепления мышц ротовой полости.

Особенности поведения ребенка

в период кризиса Трёх лет

Малышу исполнилось три года. Он стал более самостоятельным, независимым и активным. Вы, несомненно, это заметили. Почти для всех деток и их родителей период трёх лет трудный. Почему? Есть семь основных особенностей (психологи называют 'семизвездие'), характерных для поведения ребёнка в период кризиса трёх лет.

  1. Как угодно лишь бы не так!

В последнее время у вашего ребёнка любимыми словами стали 'не хочу' и 'не буду'. Это негативизм - первая составляющая 'семизвездия'. Именно он вынуждает ребёнка поступать вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы других не потому, что его об этом попросили. Взрослый может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдаёт строгий приказ: 'Не трогай! Ешь быстро!' Гораздо лучше сказать: 'Не люблю, когда трогают мои вещи! Интересно посмотреть, кто из нас первый съест свой обед!' Бывает, что на любое высказывание взрослого ребёнок отвечает наперекор. 'Это холодное'. - 'Нет, горячее' - 'Иди домой' - 'Не пойду' (хотя только что сам проснулся). Причём малыш отвечает отказом даже в том случае, если минуту назад он сам страстно хотел сделать именно это. Не путайте негативизм и непослушание. При негативизме ребёнок поступает наперекор своему желанию. При непослушании он следует своему желанию, которое идёт вразрез с намерениями взрослого. Негативизм избирателен: ребёнок отказывается выполнять просьбы определённых людей, например, только мамы или папы либо лишь одного из воспитателей группы. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребёнком, - сделать не так, как просят, а наоборот.

Рекомендации: не давите на ребёнка, не разговаривайте в приказном тоне. Если вы видите, что кроха сопротивляется из негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций.

  • Я так решил!

Упрямство - вторая составляющая 'семизвездия' кризиса трёх лет. Когда ребёнка упрямится, он настаивает на чём - либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Малыш делает наперекор другим из - за того, что он так сказал и не желает менять своего решения. Зачастую родители используют метод 'кто кого переупрямит', тем самым усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребёнка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.

Рекомендации: не пытайтесь самоутвердиться в противоборстве с малышом. Силы не равны.

  • Пойди туда не знаю куда.

Строптивость - третья составляющая 'семизвездия' кризиса трёх лет, очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определённого человека. Это протест против самого образа жизни.

Рекомендации: отвлеките ребёнка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут малыш неожиданно согласится с вашим предложением, забыв, что недавно возражал.

  • Я сам.

Своеволие - четвёртая составляющая 'семизвездия' кризиса трёх лет. Оно проявляется в том, что ребёнок хочет всё делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности - жизненно важная для трёхлетних малышей.

Рекомендации: позвольте малышу попробовать сделать всё самому, даже если вы уверены, что он не справится. Пусть кроха убедится в этом сам. Негативизм, упрямство, строптивость и своеволие проявляются почти у каждого трёхлетнего ребёнка. Но иногда рядом с этими особенностями бывают и другие.

  • Бунт на корабле.

Ваш ребёнок каждый день протестует против чего - то: вермишель не любит, то причесали не той расчёской, то из садика уходить не хочет. Если что-то не по нему, сразу истерика. И родители поддаются. Протест - бунт - пятая особенность 'семизвездия' кризиса трёх лет. Проявляется в том, что поведение ребёнка носит протестующий характер, как будто малыш находится в состоянии войны, постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто ссорится с родителями.

Рекомендации: будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда вы уверены в своей правоте.

  • Не нужны мне ваши книжки.

Ваш ребёнок любил рассматривать книжки, любил, когда вы ему читали, учили на память стихи. Но в один момент он как бы потерял ко всему интерес. Это обесценивание - шестая особенность 'семизвездия' кризиса трёх лет. Теряются старые привязанности ребёнка к людям, правилам поведения, вещам. Ребёнок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить дома. Иногда малыш позволяет себе грубо обзывать любимых бабушек и дедушек и даже мам. Кроме того, для трёхлетнего ребёнка могут вдруг потерять ценность ещё совсем недавно обожаемые им игрушки, книги. Неожиданно он начинает их бросать, рвать, давать им негативные названия.

Рекомендации: существует множество развивающих занятий для ребёнка, запишите малыша в секцию, вместе займитесь лепкой, рисованием или сборкой конструктора.

  • Властелин семьи.

Ваше чадо пытается установить над вами власть: играть так, спать этак; есть вот то; купить естественно всё и сразу. Это деспотизм - седьмая особенность кризиса трёх лет. Он чаще всего проявляется в семье с единственным ребёнком. Малыш старается добиться того положения, которое занимал в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Ребёнок хочет попросту стать 'господином положения'. Если в семье несколько детей, эту особенность можно назвать ревностью.

Рекомендации: не поддавайтесь на манипуляцию, но старайтесь уделять больше времени ребёнку. Пусть малыш чувствует, что ваше внимание можно получить без капризов и истерик.

Как Не надо вести себя с трёхлеткой

  • Постоянно ругать и наказывать малыша за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.
  • Говорить 'да', когда необходимо твёрдое 'нет'.
  • Пытаться любыми путями сгладить кризис.
  • Приучать малыша к лёгким победам давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией.
  • Подчёркивать свою силу и превосходство, противодействуя ребёнку во всём. Чуть позже это приведёт или к безразличию, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.

Чтобы данный этап прошёл благополучно, любите ребёнка, создавайте ему условия для удовлетворения возрастных жизненно важных потребностей, а особенно в самостоятельности.

Непослушный ребёнок или

Истерика СТОП!

Пожалуй, нет ни одной семьи, в которой кто-то когда-то не сказал: «Этот ребенок не послушный»! Безусловно, каждому родителю хочется видеть, слышать и знать, что их ребенок умный, послушный и просто хорош собой. Поэтому ребенка с истерикой принимает далеко не каждый взрослый, но собственные родители любить такого ребенка, конечно, меньше не станут. И все же, хочется, чтобы таких ярких эмоциональных вспышок было как можно реже, хотя бы только потому, что они отнимают у ребенка много сил и энергии, чего здорово начинает не достовать для гармоничного психоэмоционального развития. От этого страдают дальнейшее эмоционально-личностное развитие ребенка и все его психические процессы:

-рассеивается внимание;

- искажается восприятие действительности;

-ухудшается память;

-замедляется развитие речи и мышления;

-повышается тревожность;

- нарушается детский сон и снижается аппетит;

-появляются проблемы во взаимоотношениях со верстниками;

-снижается интерес к познанию;

-ребенок становится не спокойным, раздражительным и даже агрессивным.

Дети очень быстро понимают, кто из взрослых управляем, а кто нет. И чтобы, получить то, что они хотят, нужно просто закатить истерику, и вот, победа! Этому дети научаются очень рано, еще до первого года своей жизни.  Конечно, ребенок не сразу начинает применять рычаги управления, а только тогда, когда после 2-3 просьб не получают желаемое. Понятно, что далеко не всегда нужно отказывать ребенку в его желаниях. Но ребенок должен знать слово «нельзя» и это необходимо, как минимум, для его безопасности, так:

- нельзя совать пальцы в разетку;

-нельзя переходить дорогу на красный свет;

-нельзя играть на проезжей части;

-нельзя играть с острыми предметами и т.д.

-Вообщем, «Спички детям – Не игрушки!»

 

Также, бывают жизненные обстоятельства, когда семье нужно принять решение, где мнение ребёнка может не учитываться:

-переезд в другой город, другую квартиру или дом;

-перевод ребенка в другой детский сад;

-выбор места для путешествия;

-выбор домашнего интерьера и т.д.

Здесь работает «Закон Джунглей: не детеныш ведет за собой стаю, а  взрослая стая ведет за собой детенышей!»

Для того, чтобы совершить некую «революцию» в негативном поведении ребёнка и сделать его более позитивным, достаточно 2-3 дня настойчивой, спокойной и терпеливой работы каждого родителя над самим собой, а точнее над своим психоэмоциональным состоянием. Важно правильно реагировать на детскую эмоциональную вспышку, от этого будет зависеть продолжительность истерики, а в дальнейшем и ее наличие или отсутвсвие. И так:

-как только ребенок начинает эмоционально требовать что-либо, в ловушку поподает тот из родителей, кто в ответ также эмоционально кричит, ругается, размахивает руками. В таком случае истерика будет бесконечной и добавит ребенку еще чувство страха. Победу одержит тот родитель, который спокойно взглянет  на разбушевавшего малыша, улыбнувшись отвернется и уйдет в другую комнату;

-вернуться к ребенку с той же улыбкой нужно,  как только прекратиться истерика. Тогда ребенок для себя понимает и очень быстро усваивает: «Когда я кричу, я никому не нужен. А когда я радостен, спокоен или молчу,  меня все любят!»;

-  после того, как эмоциональная вспышка прекратилась, важно поговорить с ребенком. Если ребенок уже сознательно разговаривает, то можно спросить  у него, что он хотел, ведь можно было попросить словами, а не криком; но если, то, что требовал ребенок, относится к слову «нельзя», тогда обьяснить, почему нельзя и какие от этого могли быть последствия. Если же ребенок еще не разговаривает и добиваться своего криками и слезами для него привычное дело, тогда родители также должны обьяснять, что и почему нельзя. Пусть ребенок и половины не поймет из того, что вы ему наговорите, но от случая к случаю, он начнет уже понимать и верить в то, что вы говорите.

И в завершении повторюсь, 2-3 дня такой психоэмоциональной стойкости, и победа будет за Вами, уважаемые взрослые родители!  А в награду – эмоционально-гармоничная, социально-адаптированная и позитивно развивающая личность вашего  драгоценного малыша! 

Берегите себя и своих близких!              

Метод «ЛИФТА»

                                      Чтобы услышать и понять

глубину детских желаний,

нужно совсем не много,

просто важно это делать аккуратно,

уверенно и не торопясь, а главное – бережно!

Диагностическая цель: причинное выявление и  осознание детских потребностей и желаний.

Коррекционно-развивающая цель: установление доверительного контакта между ребёнком и взрослым; создание условий для позитивно чувственного проживания ребёнком собственного внутреннего состояния.

Участники: педагоги, родители, дети дошкольного возраста.

Пошаговая инструкция или как он работает.

  • Есть контакт! Первое, что нужно сделать взрослому, это установить с ребёнком контакт, опуститься до физического роста ребёнка: присесть на корточки, сесть вместе с ребёнком на подушки или даже лечь. Как только вы встретились взглядом с ребёнком на уровне его глаз и удерживаете до 5 секунд, контакт считается установленным. Только в этом случае и с этой позиции можно двигаться дальше.
  • Поговорим? Повышаем уровень вашего доверия, насколько ребёнок к вам расположен, для этого начинаем с ним говорить: можно сказать ему «привет», спросить «как дела?» «как настроение?» и т.д. Отвечая на вопросы, ребёнок ждет вашей реакции, она должна быть однозначной – одобрение и согласие, это можно показать, кивнув головой, улыбнуться и обязательно закрепить словами или фразой: «да, здорово», «мне нравиться», и т.д. Если же ребёнок отвечает негативно на ваши вопросы и говорит, что дела его плохи, то здесь важно выяснить, что у ребёнка случилось и после этого сказать такую фразу: «Я тебе верю! И у меня так было» (здесь вы не соврете ребёнку, ведь у каждого взрослого были свои детские неудачи, и поверьте, вам есть, что вспомнить). Дальше необходимо очень коротко рассказать, как у вас это было, что вы с этим делали, как реагировали, как вышли из ситуации и что при всем этом чувствовали. После своей истории незамедлительно «возвращаетесь» к ребёнку, а точнее к его чувствам.
  • Про чувства. На данном этапе спрашиваем, что ребенок чувствовал тогда и что он чувствует сейчас, поделившись с вами. И тогда взрослый просто поддерживает диалог с ребёнком, принимая его таким, какой он есть без упрека и осуждения. Если же на втором этапе у ребёнка была положительная реакция, то мы также говорим с ним о чувствах, нравиться ли ему с вами общаться, какое у него сейчас настроение и обязательно делимся с ребёнком своими эмоциями и чувствами от встречи и общения с ним.
  • Держи меня за руку. Если вам удалось вместе с ребёнком добраться до этого уровня, это победа! Здесь-то все и начинается… Вам откроются бескрайние просторы детской фантазии, детских желаний, детской искренности и чистоты. Ребенок покажет вам все, что у него есть, достанет со всех уголков своей души и раскроет все свои секреты и таинства. Необходимо очень бережно обходиться с этим детским огромным мирком, не утратить эту нить доверия. Общаясь с ребёнком, можно взять его за руку, погладить по спинке, по голове, обнять и даже поцеловать. Телесный контакт закрепляет доверие ребёнка к вам, дарит ощущение безопасности и защищенности. Что в дальнейшем помогает ребёнку расти уверенной личностью, которая также будет уметь любить, заботиться и уважать. Здесь-то и происходит та самая встреча, к которой мы так долго и подробно шли, это встреча ребенка и взрослого. Здесь они друг друга видят, слышат, чувствуют полноценно и открыто. Только на этом этапе можно понять, договориться, найти компромисс, принять совместное решение, от которого ребёнок будет услышан и всем будет хо-ро-шо!

Конечно, после такого увлекательного и загадочного путешествия взрослому снова нужно будет возвращаться к себе, и ребёнок вновь будет смотреть на вас снизу вверх. НО! Теперь он будет знать, что вы всегда можете к нему спуститься; он будет знать вас другими и будет уверен в том, что вы его любите, любите и еще раз любите.

Удачи вам и вашим детям, и держите друг друга за руку!



Просмотров: 378
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Помощь внутреннего ребёнка родителя в налаживании контакта с собственным ребёнком и не только
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Что будет с ребёнком в будущем, если не реагировать на плач младенца сейчас?
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Если ребёнок потерялся? Это должен знать каждый! Рекомендации психолога
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Что делать, если рядом с вами бьют ребёнка
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что нужно и не нужно делать когда ребёнок плачет.
  • Что делать если ребёнок плачет, когда вы уходите? Советы психолога
  • Если он хочет быть с Вами - он будет
  • Кризис трёх лет. Как правильно реагировать на поведение ребёнка
  • Муж или ребёнок. Что делать, когда рождается малыш.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Когда родитель обиделся и не хочет разговаривать. Последствия для ребёнка!
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать
  • Мужчина общается с вами, только тогда, когда ему хочется
  • Когда у меня будет ребенок...
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь