Роль отца в формировании женской депрессии

Автор статьи: Алена Лунина

Аннотация.  Депрессия находится на первом месте по распространённости среди всех психических заболеваний и имеет  выраженную зависимость от пола (женщины более склонны к депрессиям, чем мужчины), что обуславливает необходимость выявления психологических причин возникновения данного заболевания.  Психоаналитический подход предлагает различные психологические теории  развития депрессий у женщин на основе анализа их опыта отношений с отцом на эдипальной стадии.

Ключевые слова:  депрессия, рекуррентное депрессивное расстройство,  архетип отца, гендерная идентичность, эдипальная стадия.

 

The role of the father in the formation of female depression in the psychoanalytic approach

Lunina A.D., 1st year master of Russian State University for the Humanities, Moscow, SPIN-code: *****.

Annotation. Depression is on the first place in prevalence among all mental diseases and has a strong dependence on sex (women are more prone to depression than men), hence the need to identify psychological causes of  this disease. The psychoanalytic approach offers a different psychological theory of the development of depression in women on the basis of their experience of relationship with the father at the Oedipal stage.

Key words: depression, recurrent depressive disorder, the archetype of the father, gender identity, Oedipal stage.

 

По данным Всемирной организации здравоохранения депрессия становится всё более распространённым заболеванием, от неё страдает более 300 млн. человек, при этом женщины в 2-2,5 раза более подвержены депрессиям, чем мужчины [4].  

Нам представляется целесообразным объединить данные по исследованию депрессии в нейробиологии и психоаналитическом подходе: точкой соприкосновения обеих наук является нарушенный аффект. Согласно МКБ-10 депрессия (F32) характеризуется сниженным настроением, сниженной способностью радоваться, получать удовольствие интересоваться, сосредотачиваться, уменьшением энергичности и падением активности. Обычно нарушается сон и аппетит. Почти всегда снижаются самооценка и уверенность в себе, присутствуют мысли о виновности и собственной бесполезности, даже в лёгких формах течения болезни. Рекуррентное депрессивное расстройство (F33) характеризуется повторными эпизодами депрессии, без наличия в анамнезе эпизода подъёма настроения и энергии (мании) [9].

Несмотря на широкое применение медикаментозных препаратов (антидепрессантов) всё ещё является актуальной проблема лечения при помощи психотерапии. Даже на фоне медикаментозного лечение психотерапия необходима, как инструмент выявления факторов, способствующих или способствовавших организации психики депрессивного типа и для купирования новых эпизодов депрессивного расстройства [7].

Мы попытались проанализировать заболевание рекуррентной депрессией у женщин с точки зрения нарушений отношений с отцом (в том числе и его отсутствие). Поскольку нам представляется важной в жизни девочки фигура отца, которая во многом влияет на формирование самооценки и эмоционального отношения к себе, в основном нарушенных во время приступов депрессии.

К. Хорни [1, 12] говорит о том, что частыми причинами депрессивных и невротических расстройств является отсутствие базального чувства защищённости у ребёнка, формируемого при гармоничных отношениях с родителями и страдающего при отношениях дисгармоничных. Д.В. Винникот [2] указывал, что по аналогии с холдингом, который мать устанавливает для младенца, отец создаёт поддерживающий «холдинг» (для диады мать-младенец) решает актуальные семейные и социальные вопросы. Тем самым формирует чувство безопасности, защищённости и нужности диады мать-младенец. Если же отца нет или отношения с ним нарушены - может формироваться тревога, чувство ненужности, бессилия перед проблемами, отторжение ко всему социальному миру (отец как образ мира). Первое, что хотелось бы отметить, именно несформированное чувство защищённости, собственной слабости, возможности положиться на кого-то сильного, чувство покинутости. Отец должен  быть, но его нет или же, при деструктивном стиле воспитания, его поведение только подкрепляет чувство неуверенности в мире и в себе. Формирует ощущение ненужности, нелюбви со стороны важного объекта в жизни ребёнка.   

Одним из самых злокачественных стилей поведения отца является – отец безразличный. В этом случае девочка всеми силами как бы пытается «заслужить/заработать» его любовь и внимание как любовь первого прообраза мужчины в её жизни, а через него и любовь всего мира. Но, не получая должной позитивной реакции на свои старания она как бы «разочаровывается» в мире и в самой себе, формируется чувство ненужности, никчёмности, ставится под сомнения собственная состоятельность, в дальнейшем приводящая к депрессивному расстройству как закономерному итогу [13].

З.Фрейд [11], в своей работе «Печаль и меланхолия», опубликованной в 1917 году, говорил о том, что меланхолия (депрессия) тормозит любую активность, снижает самоуважение. Как и безразличный отец всем своим поведением не поощряющий, а, следовательно, тормозящий любое действие девочки в попытках снискать его любовь и признание, как бы говорящий ей: «чтобы ты ни делала, это не имеет значения, все бессмысленно», можно не стараться, любви не будет. При таком посыле, особенно в раннем возрасте, не сформировывается и чувство любви самой к себе, поскольку оно «впитывается» через призму любви родителей к ребёнку. Для девочки же, отец, как вторая после матери фигура, любовь которой надо снискать, на эдипальной стадии – объект любви, остаётся пустым, потерянным. Заметим, что одной из частых жалоб пациентов, страдающих депрессией, является жалоба на ощущение бездны, дыры, пустоты в самом себе [10].

Пустое место отца, как объекта любви девочки и дальнейшее ощущение пустоты при депрессии, можно сравнить с тоской по отцу у П.Куттера [6], которой он посвятил свои исследования, однако он рассматривает тоску по отцу с точки зрения мальчика. Хотя данная концепция, как неутолимая тоска по чему-то, а точнее, кому-то отсутствующему, потерянному, прекрасно применима и в отношениях отец-дочь. Это тоска по объекту любви, который в силу деструктивных отношений или физического отсутствия так и не сформировался, в дальнейшем трансформирующаяся в тоску по любви к себе, изначально со стороны отца, а позднее и со стороны смой женщины пребывающей в состоянии депрессии [6]. У Лапланша в «Гёльдерин и поиск отца» [6] отец несёт функцию объекта здоровой половой идентичности в жизни как мальчика, так и девочки, он также упоминает, что отсутствие отца может приводить к дефицитарным личностным структурам. Кохут говорил о «блеске» в глазах матери, так девочка стремится завоевать и «блеск» в глазах отца [6].

М. Хан [6] разработал концепцию кумулятивной травмы. Когда не только одно резкое стрессовое событие способно породить психологическую травму, но и ряд накопившихся фрустрационных переживаний, например, потеря заботы родителей, установление жёстких границ, могут оказать сильнейшее травматичное влияние на самость. В данном случае, фрустрация потребности девочки в любви отца, в «блеске» его глаз, может являться травматизирующем фактором. В данном случае депрессия возникает как паралич аффектов. Одна из пациенток, с установленным диагнозом «рекуррентная депрессия» так говорила о своих переживаниях отношений с отцом: «он никогда меня не насиловал и не бил, с виду, он был хороший, но что-то было, что я не могу вспомнить, в нём такое, почему сейчас я его ненавижу, он смотрел на меня пустыми глазами». В ходе дальнейшей беседы выяснилось, что отец в отношении данной пациентки, постоянно проявлял себя холодно и отстранённо. Каждое проявление его холодности, некритичное в единичном варианте, при накоплении, сложилось в кумулятивную травму, вызвавшую в дальнейшем депрессивное расстройство [3].  

Ференци в своей модели травмы предвосхитил многие современные концепции и указал, что при травматичном переживании возникает как бы «мёртвая» часть Я, расщепление Я на наблюдающую сторону и брошенное на произвол судьбы тело, что характерно для состояния депрессии, которая на физическом уровне проявляется в виде мышечной слабости. А что есть депрессия, не является ли она подобной смерти, как мать, находящуюся в депрессии, для ребёнка образно называют «мёртвой», так и женщина в целом, для социального окружения, для членов семьи, для всего окружения и для самой себя «мертва»? Холодное, невнимательное, жестокое, любое деструктивное поведение отца по отношению к девочке, в дальнейшем, «убивает» взрослую женщину [6].

Ребёнок в процессе развития, до организации внутренней монологической речи, интериоризирует речь своего окружения, значимых взрослых. Он ещё не способен самостоятельно вербализировать своё состояние, поскольку не владеет «инструментом» речи в полной мере, у него ещё нет подходящих слов для этого. Однако, он может заимствовать эти слова из речи своих родителей. На эдипальной стадии развития для девочки отец занимает одну из важнейших позиций. Следовательно, поступающая от отца вербальная информация, будет являться первостепенной. Внутренний мир девочки формируется, в том числе, и благодаря обращённой к ней речи значимого взросло, а именно отца. Она как бы интериоризирует (впитывает) отношение отца к себе как своё собственное. Если же вербальной информации от отца не поступает (его отсутствие), то формирования любви к себе, через отца, не происходит (депрессивное ощущение внутренней пустоты) или же, если информация поступает в деструктивном виде, интериоризируется негативная установка (депрессивное самоуничижение), то мы может предположить, что формируется депрессивная личностная организация [3].

Рассматривая роль отца с точки зрения архетипов мы можем заметить, что на протяжении почти всей истории человечества отец играет одну из важнейших ролей, как в мифах Древней Греции (Зевс как образ отца бога), так и в более поздних произведениях литературы, например, в романе Джона Стейнбека «Гроздья гнева» (Том Джоуд - отец неспособный к активным действиям). Но, если Зевс - это отец почти всегда строгий, но справедливый к своим дочерям и порождающий сильных богинь. То современные описания отца, например, Том Джоуд – это отец слабый, не способный не только управлять семьёй, но и защитить свою дочь, которая в свою очередь оказывается неспособной родить живого ребёнка (т.е. продолжить его род, представляющийся как нежизнеспособный) [3].

По мнению Д.В.Винникотта [2] именно отец структурирует эмоциональное состояние ребёнка, учит контролировать аффект, что созвучно с изначальным архетипом отца, например, Зевса, следовательно, при нарушении контакта с отцом будут возникать аффективные расстройства, к коим и относится депрессия [10].

Рассмотрев проблему женской рекуррентной депрессии с точки зрения разных психологических подходов, мы приходим к выводу, что анализ отношений с отцом у пациенток, с диагнозом «рекуррентная депрессия», может предоставить не только богатый диагностический материал, но также и указать на первичную причину формирования расстройства.

Литература

  1. Бурменская Г.В. Карен Хорни: начало творчества // Журнал психологии и психоанализа. - 2008. - №6.
  2. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. - М. Класс, 1998.
  3. Зойя Л. Отец. Исторический, психологический и культурный анализ/ Пер. с англ. Н.Ретеюм. – М.: Независимая фирма «Класс», 2017.
  4. Информационный бюллетень ВОЗ N°369, 2017 г.
  5. Кернберг О.Отношения любви - норма и патология. - М.: Класс, 2000.
  6. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов: Учебное пособие. - СПб.: Б.С.К., 1997.
  7. Лейбин В. Психоанализ и современная западная философия. - М.: 1990.
  8. Мак-Вильямс Н.Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. - М., 2003.
  9. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / Под ред. Ю.Л.Нуллера, С.Ю.Циркина. - СПб.: Адис, 2005.
  10. Cмулевич А.Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях. – М.: Медицинское информационное агенство, 2007.
  11. Фрейд З.Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука, 1989.
  12. Хорни К.Женская психология. - СПб, Восточно-Евр. институт психоанализа, 1993.
  13. Maccoby,E.E., and Jacklin, C.N., The "person" characteristics of children and the family as environment //D.Magnussen, V.Allen (ed.). Human development: An interactional perspective. New York, 1983.

 

 



Просмотров: 382
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние отца на жизнь дочери. Отец как внутренняя опора.
  • Роль отца в жизни девочки..
  • Дочь - любимая женщиная отца, сын, победивший отца или что мы делаем с детьми
  • Депрессия у ребенка или история одного мальчика, потерявшего отца.
  • Если дочери не хватает любви отца
  • Роль отца в раннем развитии ребёнка и его сепарации от родителей.
  • Женщины находят себе мужей похожих на отца
  • Я ненавижу свою мать (отца)
  • Разговор об отце. Как воспитывать ребёнка, если нет отца?
  • Вмешиваться или нет в отношения отца и ребёнка?
  • Выбор мужчины у женщин выросших без отца или почему мне попадаются только плохие парни?
  • Поздравляю, у вас дочь! Роль отца в судьбе женщины
  • Что делать, если начальник похож на отца или мать.
  • Техники «Рука Матери/Отца» и «Рука Матери и Отца»
  • Образ и роль отца для женщины ( для мужчин у которых дочери)
  • Признание. Или роль отца в жизни сына.
  • Мерцающее отсутствие отца…
  • Как работать с принятием и прощением отца, если его не было в твоей жизни
  • Кого выбрать: мать или отца?
  • «И враги человеку — домашние его» (Мф. 10:34-36) Или как почитать отца и мать своих
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Папа, ты где? Роль отца в построении отношений с миром у ребенка.
  • Я хочу убить свою мать, и выйти замуж за своего отца. Комплекс Электры
  • Роль отца в жизни дочери ч.2
  • Роль отца в жизни дочери
  • Роль отца в жизни детей
  • Роль отца в жизни ребенка
  • Роль отца в жизни ребенка
  • Я хочу убить своего отца, и жениться на своей матери. Помогите, что мне делать?
  • Ускользающая любовь. Поиск недостающего отца



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь