|
Позвольте себе позволить или хотя бы «почему?»Автор статьи: Меренков Валерий Александрович
Очень часто переломный момент в психологическом консультировании наступает после того, как клиент искренне позволяет себе что-то, что считал непозволительным или вовсе недопустимым для себя. При чем на деле это «что-то» не всегда будет глобальным – глобален тот пласт жизни, который откроется клиенту вместе с этим «что-то». Так, одна моя клиентка на очередной сессии с радостью рассказала, что в минувшую пятницу с подругой была в клубе. И дело не в том, что ее так манила клубная жизнь. Поход в клуб был для нее шагом в сторону определенной психологической свободы по отношению к самой себе, разрешением иногда расслабиться, причем произвольно, по собственному желанию, а не потому, что «бобик сдох». Из-за потери родителей, когда ей было 12-13 лет, она стала не просто старшей, а взрослой сестрой для своего младшего брата. И теперь, спустя много лет, когда оба они уже взрослые, самостоятельные и в целом успешные люди, она все еще оставалась «взрослой» девочкой-подростком, мимо которой проходили важные стороны подростково-юношеской жизни. И такой «пустяковый» эпизод, как поход в клуб с подругой, в психологическом плане стал одним из этапов символического проживания выпавшего из ее жизни периода. В своей сути воспитание, если оно осуществляется грамотно – это процесс осознанного и добровольного освоения необходимым (читай – обоснованных) ограничений. Однако зачастую ограничения преподносятся нам в виде запретов – категоричных и лишенных понятного нам обоснования. Мой любимый пример – нельзя показывать пальцем! Почему? Ведь именно этот вопрос задает в ответ на любое «нельзя» нормальный, еще не подавленный взрослым ребенок. А, действительно, почему??? Палец сам как называется? Указательный. Ну, и??? Но такой запрет есть. И мы наследуем его из поколения в поколение именно в таком законсервированном виде. А ведь этот запрет, если обобщить существующие на этот счет мнения, основан не древнем символизме: вытянутый указательный палец – это символ превосходства, подавления и даже угрозы убийства (так, в Вавилоне направленный на кого-то указательный палец - символический намёк на убийство копьём или стрелой). Причем тут указательный палец? Это только пример. Пример того, как не осознанное как следует ограничение или просто правило, которое могло быть важным в определенный период нашей жизни, распространяется на всю жизнь и на все ее сферы, превращаясь в догму. Нельзя грубить. Верно! Не желательно это делать. Но есть ситуации, в которых грубый и краткий ответ (без оскорбительных посылов) может не дать развития этим ситуациям. Кроме того, существует определенный тип людей, которые «мягкие» и вежливые ответы воспринимают либо как слабость своего собеседника, либо как возможность «продавить». Кстати, это излюбленная позиция разного рода агентов, начиная от торговых, которые приходят к вам с бесплатной посудой тысяч за двадцать, и заканчивая вербовщиками из различных нехороших организаций. Что делать? Мудрые личности, от Христа до Чуковского, советовали учиться у детей. Всякий раз, когда вы сталкиваетесь во внешней ситуации или внутри себя с каким-либо запретом, позвольте себе хотя бы задаться вопросом «Почему?». Почему я не могу это сделать? Почему я должен согласиться? Почему я думаю, что мне нельзя то-то? И так далее. Первое время вы легко будете находить ответы, почему нельзя – заученные в процессе жизни догмы чертовски сильны. Поэтому сразу спросите себя: а почему может быть можно? Кстати, это плагиат: именно этот вопрос я однажды услышал от одного мальца 4х лет на мамино «нельзя» :-). По мере того, как вы все чаще будете ставить по сомнение возникающие перед вами (или внутри вас) запреты, вы будете более успешно фильтровать объективные ограничения от стереотипных, навязанных из вне. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|