Я долго подбиралась к этой теме и этому архетипу.. Отношения с мамой - это сложный и многообразный мир переплетений и связей, неразрывных, иногда болезненных, иногда вдохновляющих. Может именно поэтому, я взялась за эту тему через архетипы.. Возможно, так будет легче понять, что кроется за этим большим и значимым словом - мама..
Интересно, что есть три архетипа, объединенных этим словом - Мать-Ткачиха, Великая Мать, Справедливая Мать. И, вместить все грани проявления материнства действительно невозможно в один... В консультациях и групповой работе часто выходят на поверхность - Злая мать (мачеха) и добрая, заботливая мать, холодная и отстраненная мать и беспокоящаяся, опекающая и защищающая..
Архетип Матери является гораздо более древним, чем архетип Жены. Очень часто, выходя замуж мы не знаем как быть женой и как оставаться женой, становясь матерью. В своей родительской семье девочки чаще инициированы на роль будущей матери, и становясь женой, начинает выполнять прежде всего материнскую функцию, причем не только для детей, но и для мужа..
Искусство плести связи - изначально женское. Женщина - мать умеет превращать простое в сложное, и сложное в простое. Если же говорить про архетип Мать-ткачиха, то тогда слова "ткачество", "нити", "связи"обрастают более широким смыслом.
Из женского тела образуется связующая нить с ребенком, поддерживающая новую жизнь, и возможно, это наиболее сильная человеческая связь. И эта символическая связь может сохраняться на всю жизнь, если вовремя не произойдет отделение ребенка от матери. Кто должен отрезать, оборвать эту нить? Ребенок, бунтующий в подростковом возрасте, отстаивающий свое право на независимость, или мама, у которой есть благословляющая сила, сила веры в своих детей? Ведь именно благословение помогает повзрослевшим детям пережить прерывание эмоциональных уз.
"Как я завидовал своим друзьям, у которых были матери - милые, умеющие держаться в обществе, всегда готовые помочь. И как я удивлялся, почему эти друзья не привязаны к своим матерям - не звонят, не навещают, не видят их во сне, даже часто не думают о них. А вот мне приходится силой выкидывать маму из головы много раз на дню, и даже сейчас, когда ее уже десять лет нет на свете, я машинально тянусь к телефону - позвонить ей. Ну, хорошо, умом я все это понимаю. Я даже лекции читал на эту тему. Я объясняю своим пациентам, что детям, которых в детстве обижали, часто трудно отделиться от своих дисфункциональных семей, в то время как дети хороших, любящих родителей вырастают и уходят гораздо легче. В конце концов, главная задача хорошего родителя - помочь ребенку уйти из дома, ведь верно? Я все понимаю, но не могу смириться. Я не хочу, чтобы мама навещала меня каждый день. Для меня невыносимо, что она так вплелась во все волокна моего мозга, что мне уже никогда не удастся выполоть ее окончательно.А самое невыносимое - что под конец жизни я вынужден спрашивать: "Я молодец, мама?" Ирвин Ялом "Мама и смысл жизни"
Сплетение связей, прорастание внутрь, это не только кровные связи, физические, эмоциональные - это незримые каналы, передающие от человека к человеку чувства, настроения, энергии. Опутанные любовью, обидами, сложными взаимоотношениями - как трудно бывает порой вырваться из под власти. Ведь не всегда и не всеми плетутся связи любви и взаимопонимания, иногда это связи принадлежности, зависимости, использования личной власти. Разрывание нити - великое испытание. И это часть материнского искусства - суметь оборвать связь с ребенком, когда придет время. В архетипе Мать - ткачиха есть очень важное сакральное знание. Она знает, что творения, родившиеся из под ее пальцев, со временем начинают жить своей жизнью, а она, их создательница может быть забыта. И после окончания узора можно выпустить нити из рук и начать все сначала. И мама, обладающая этими знаниями на каждом этапе взросления ребенка, выпускает нити из рук и начинает все заново.
Оставляя же в своих руках все связи, мама привязывает ребенка к себе, делая эту связь еще более прочной и болезненной. Мне думается, что достаточно хорошая мать - это про здоровое материнское начало, которое проходит в своем развитии три стадии - вскармливание и взращивание; инициирование и обучение; отпускание - благословение выросших детей.
Елькина Ольга.