Дети - это вечные провокаторы, стимулирующие нас на развитие осознанности, внимательности и, конечно, любви.
У меня двое уже взрослых детей и пасынок-подросток, живя с отцом которого, моим супругом, появилась необходимость вспоминать, каково это снова воспитывать.
Как специалисту-психологу, педагогу со стажем и как маме, за годы собственного внутреннего роста мне приходилось переживать и собственное бессилие, и страх, и негодование, когда смотришь и не знаешь, что делать.
Отчего родители попадают в ситуации, в которых им приходится усмирять и строить разбушевавшееся чадо.
Вот 5 причин, из-за которых дети ведут себя «плохо» - разрушительно для себя и для близких.
Первая – мы сами негативно подкрепляем своих детей, что они «плохие»,
когда обвиняем их в наших переживаниях, создаем чувство вины, которое впоследствии может сформировать у ребенка позицию «я должен по жизни, потому что я виноват».
когда стыдим их за эмоции, поведение, внешность. А делаем мы это только потому, что сами себе не разрешаем одеваться как хотим, двигаться как хотим, говорить то, что хотим.
Когда наказываем, беспочвенно, часто, безапелляционно.
Когда называем наших детей не по имени, прикрепляя прозвище – свойство (хулиган, оборванец, шалава и пр.).
Вторая – мы сами забираем у них ответственность за их жизнь, действия, мысли, чувства.
Когда решаем за них, что одевать, когда есть, с кем дружить, как отвечать («Анечка, поздоровайся с тетей Сашей. Прочти ей стихотворение, которое вы учили в школе». «Максим, ты забрал свою машинку у Толика. Нет? Он вредный мальчишка, чтобы я больше не видела вас вместе» и т.д. и т.п.)
Когда балуем чрезмерно, потакая всем капризам, тем самым показывая, что ребенок-главный. Баловать детей нужно, но когда это нарушает ваше состояние эмоциональное и состояние вашего кошелька, стоит задуматься, что вы захотите взамен от этого пока еще маленького ребенка, когда он вырастет. А, скорее всего, вы с него стребуете то внимание, которое вы дарили.
Когда подавляем проявления Я-подростка, ребенка. Родители не всегда готовы выслушать все, что скажет чадо. И порою, задавая вопрос, они сами на него и отвечают. Ребенок замыкается и спустя время возвращает вам сторицей (вполне логично – если помойная яма переполнена, в какой-то момент она все равно будет вонять).
Когда запрещаем им быть детьми.
Третья – мы контролируем своих детей, не позволяя им жить своей жизнью.
Когда вмешиваемся в их отношения со сверстниками.
Когда требуем от них побед и свершений.
Когда ожидаем от них большего, чем есть на самом деле.
Когда критикуем за неудачи, неуспех.
Когда хотим, чтобы они стали теми, кем не удалось стать самим родителям.
Четвертая – мы проявляем неуважение к своим детям.
Когда нарушаем их личностные границы (врываемся без стука, даем советы не спросив, а нужен ли совет вообще, проверяем карманы, телефон).
Когда не ценим детей за факт того, что они просто есть и мы их родили.
Когда не отвечаем на их потребность в нашем внимании, контакте, общении, ласке.
Когда обесцениваем их вклад и участие в решении семейных вопросов.
Когда отрицаем или преуменьшаем их чувства и желания.
Пятая – мы не держим собственных границ.
Когда нарушаем режим и нарушаем правила (не сдерживаем обещаний, переходим на красный свет светофора и др.).
Когда создаем пространство вседозволенности, в котором ребенок неизбежно потеряет себя. Именно родитель выстраивает понятия, опираясь на которые подросток будет постигать мир, взаимодействовать с собой и противоположным полом (элементарное – постучать в дверь и дождаться ответа, подать руку женщине, придержать дверь, мягко попросить сделать звук магнитофона тише, проявить заботу о другом человеке).
Когда пропускаем пренебрежительное отношение к нам, как к взрослым.
Когда допускаем неуважение к ценностям семьи, к дому.
И когда сам подросток приходит и просит о помощи – решить проблему семьи, он считает, что в ответе за счастье родителей. Он видит, что родители устают, злятся, срываются и винит в этом себя.
Какая рекомендация может быть в данной ситуации? Каждый раз, когда вы хотите что-то потребовать, проверить, покритиковать, унизить вашего ребенка, вспоминайте, что вы и только вы приняли решение родить его и в том, что он таков, увидьте свое отражение.
Мы все делаем из любви. Правда, любовь бывает разная. Настоящая – та, которая любит и не ожидает ничего взамен, принимает и разрешает другому оставаться собой со всеми его талантами и причудами. И любовь из страха – та, которая угрожает, ревнует, подчиняет, контролирует, провоцирует.
Важно понимать, что мы не имеем права возлагать ответственность за свою жизнь на детские плечики. А наши дети нас любят, и готовы все стерпеть за нас, лишь бы мы жили и были счастливым. Они даже готовы прожить нашу жизнь вместо своей собственной, потому что они любят своих родителей несмотря ни на что.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.