|
Девушка на выданье. Метафора в помощьАвтор статьи: Лобова Наталья Тимофеевна
В жизни девушки наступает этап отделения от родительской семьи. Просто ли это? Известно давно, что счастливые семьи создаются не только по желанию, а и по умениям с обеих сторон. Ответственность, обязанности, сложности характеров и множество мелких вопросов, в которых сталкиваются интересы супругов. От немытой посуды – до проведывания родственников. А если девушка чувствует неготовность вести хозяйство, заботиться о близких, уступать, утешать и всё это в радость? Однако, ей бы хотелось самостоятельности, но без особых усилий. Ибо усилия, по её мнению, «убивают любовь». Кому-то знакома подобная ситуация? И как тут быть? Ниже приведена метафора в помощь. Она составлена по материалам проведенного консультирования по вышеописанным вопросам "хаоса" в голове девушки. Желающие найдут в ней кое-какие ответы. А специалист, интересующийся гипнотерапией, методами работы Милтона Эриксона, и использующий метафоры для работы с подсознанием пациента, найдёт советы по их составлению. Кошки-мышки "Жила была Кошечка. Белая и пушистая, как первый снег. И звали ее нежно - Снежинка. Она любила нежиться, ласкаться и гулять сама по себе и со своими сородичами также. Но у нее была строгая Хозяйка, которая позволяла Снежинке ходить по полу и спать на теплом коврике возле печки. И только. А больше всего Кошечке нравилось бывать во дворе и за его пределами. Особенно ночью и в то время, когда и происходит настоящая кошачья жизнь. В доме у Хозяйки - сколько угодно еды для Снежинки. Но у Кошки, как у всех, ей подобных, проявлялся инстинкт хищницы. В доме уже не было мышей, но зато во дворе, сарае и саду водились и мыши, и воробьи, и голуби, и другая дикая живность. За ними Кошечка охотилась, хотя и была сыта. И каждый раз она приносила Хозяйке добычу в зубах. Добыча была еще живая и Снежинка играла с ней довольно долго. То придушит, то опустит. Хозяйка сердилась и прогоняла Кошку во двор. А бедняжка-Снежинка не могла понять: «Зачем Хозяйка прогоняет? Могла бы поиграть в охоту?» И вот однажды, Снежинка мчалась в дом с мышью в зубах, но Хозяйка поспешно захлопнула дверь перед самым носом Кошки. Как быть? Хочется поиграть, а Хозяйка не понимает. Снежинке стало грустно, она разжала зубы. Мышь отряхнулась и шмыгнула в норку. Снежинка вспомнила про свое теплое местечко возле печки и поскреблась в дверь, потом в окно – тщетно. Хозяйка не поверила ей: береги покой своих близких. Пришлось заночевать на улице. И друзья-Коты не радовали, кроме одного, который старательно вылизывал Снежинке шёрстку на спинке в тех местах, где она не могла достать лапкой или языком. Снежинка пригрелась возле Кота и задремала. Ушки не спали. Вдруг где-то зашуршит мышь – охотничий инстинкт. И думалось Снежинке вот о чём: «У хозяйки тепло, сытно, и можно туда вернуться, растянуться возле печки, помурлыкать и сладко подремать. Тепло. А не лучше ли с Котом побегать по крышам и задворкам, подремать вместе, согревая друг дружку, и приискать местечко где-нибудь в сарае или подвале, превращаясь в свободную подвальную кошку, которая ищет уголок для своих детенышей. Свобода или комфорт? Комфорт или свобода? Кошечка пыталась выбрать и уснула крепче, чем всегда. И приснился ей Диван. Да, Диван, на котором ей возбранялось лежать. Будто Диван выставили во двор на просушку. Диван расслабился и немного похрапывал от свежего ветерка, обдувающего его уставшие бока. «Я мягок и удобен, и печалюсь, когда меня продавливают. Береги покой своих близких», - грезил Диван. На спинку Дивана присела Птичка и защебетала о всех удовольствиях свободного полета. «И я хочу», - думала во сне Кошка. А Диван спросил у Птички: «Что ты, милая, делаешь, когда темно, и где же ты ночуешь?» Запищала Птичка в ответ: «Высоко на дереве есть гнездо, мягкое и теплое, и там живут мои голодные птенчики. И мы с их отцом носим туда червячков, пока светит солнце». .«Не совсем свобода», - подумал Диван, но промолчал. А Снежинка, представив птенчиков, облизнулась и уснула глубже.. .И будто бы отправились они с Котом в дремучий Лес. Будто бы нашли просторное жилище под корнями поваленного дерева. Будто пробудился у нее мощный охотничий инстинкт, и еще почуяла она в себе новую жизнь. Будто стали они с Котом хозяевами этого кусочка Леса, где было много разной мелкой живности, простора и свободы. Вскоре Снежинка проснулась, выгнула спинку, вскочила на упругие лапки. Но это уже другая история, история приключений и роста… А мыши? Конечно, им очень хотелось воровать у Хозяйки крупу и хлеб, но помня острые кошачьи зубы, они с опаской обходили стороной этот строгий Дом". Рассмотрим подробности составления метафор. Правильно составленная метафора разъясняет, успокаивает, помогает по-иному взглянуть на вопрос. Она должна содержать вариант решения заявленного клиентом вопроса. Метафоры – это важнейший метод в эриксоновской терапии. Это Герой, похожий на тебя внешностью, характером, увлечениями. Это похожие связи и отношения, как в твоей жизни. Это завораживающая простота сюжета, Глубина проникновения в твои образы и мысли. Неожиданное решение. Уверенность действовать. Спокойная уверенность. Метафора подаётся в обычном повествовании или в составе метафоры-спирали. Состояние транса у пациента – как необходимая составляющая терапевтического сеанса. Метафора, составленная для ребёнка, подаётся психотерапевтом или воспитателем как сказка, игра, кукольный театр. Давайте ещё раз просмотрим метафору для девушки на выданье «Кошки-мышки». Каковы герои метафоры?
Вероятно, просмотрев метафору ещё раз, вы уяснили главное. В проблеме, которую предъявляет пациент, много переживаний и вопросов. В метафоре проблема упрощается: действующие лица получают имена, разворачивается действие, наступает кризис. герой научается и находит решение. В каких случаях полезно составлять и использовать метафоры, в том числе, с наведением транса? Разве только во время психотерапевтического сеанса? Ребёнок часто капризничает, не слушается, боится. Метафора-сказка - мягкий и действенный способ родительской помощи. Подросток не хочет учиться и помогать. Метафора-история сработает лучше нотаций. Какие истории, рассказанные вам в детстве вашими близкими или из книг, вы помните до сих пор, уважаемый читатель? Какое влияние они оказали на вашу жизнь? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|