Самый важный урок

Нам повезло с учителем. Учителем начальных классов.

И, хочется надеяться, что со школой повезло тоже. И поняла я это в тот самый момент, когда после прохождения подготовительных курсов перед поступлением в школу, на собрании выступила психолог и попросила родителей предоставить выбор учителя своим детям. По крайней мере, прислушаться к мнению своих шести-семи летних детей. Ведь именно они ходили на подготовительные курсы и работали с четырьмя разными учителями, и именно им потом нужно будет четыре года, душа в душу, постигать ни сколько науки, сколько привыкать к своему новому положению школьника.  Примерно так она выступила, в зале зажужжали, наверно не все были согласны. Но я доверилась. Хотя мы обсудили всех. И выбор пал на «самую добрую».

Самый важный урок
И оказалось, что это был правильный выбор. Учительница оказалась душевной женщиной, понимающим и демократичным человеком, со своими недостатками и достоинствами. Она не никогда не  требовала безоговорочного подчинения своих воспитанников и их родителей. Без крика – да у нее и нет командного голоса - без нервов, без выставления за дверь и прочих экзекуций, она умудряется держать в классе дисциплину, в которой можно слушать, слышать и работать.  А в классе у нее 34 человека! И школьники верят ей. И родители верят. Есть доверие, есть диалог, а это очень важно.

Но речь больше не о ней, а об уроке. А об одном уроке, который состоялся в четвертом классе за несколько дней до нового года и за три недели до «бешенства подростков» в школах, как метко назвала последние страшные события одна моя клиентка.

То ли устала наша учительница, то ли прошли уже все, а четверть не кончилась, то ли просто  она считает, что не только математикой и русским надо заниматься, но и пониманием жизни, то ли интуиция какая-то у нее звериная… Но решила она вместо трех обычных уроков поставить детям наш старый фильм «Чучело», который они вряд ли дома сами посмотрят.

А потом еще и поговорить о нем. И в школе поговорить, и в качестве домашнего задания, с родителями поделиться.

И наши младшеклассники посмотрели. Смотрели с перерывами на небольшие объяснения, обсуждали действия героев. Учились думать, рассуждать.

Не знаю, все ли дома обсудили. Думаю, не все. Но тут уже каждый сам делает выбор: нужно ребенку говорить и объяснять как жизнь наша устроена или просто пусть учится, а вырастет – сам разберется.  Но реакция была разная.


Сын мой переживал. Больше всего его задела тема предательства. «Мальчик (главный герой) – гад и предатель! Как он мог так с ней!». Подумав, добавил, что ведь и она (Чучело) тоже предатель  - дедушку предала. «Но она потом поняла, что наделала, просила прощение и дедушка простил». Тут же обсудили, почему так ведут себя подростки, нужно ли предавать своих друзей только для того, чтобы тебя уважала и принимала компания. И как лучше было бы поступить. Также сын заметил, что девочка –героиня и правда чучело (страшная), но не важно, как человек выглядит. Глупо обижать из-за внешности… И много чего еще проговорил. И несколько дней возвращался к этому.

И я вспомнила, что когда-то и в моей школе, когда я была подростком, наш молодой директор решил раз в месяц устраивать для старшеклассников показы хорошего кино. Он приглашал высокого тощего, с рыжей копной кудрявых волос, торчащих в разные стороны, отчего многие подсмеивались над ним, киноведа, кинокритика – не знаю, кто это был, который привозил нам хорошие фильмы или мультфильмы и показывал их на экране в актовом зале.   Сначала он говорил о фильме пару слов, а потом мы смотрели их и обсуждали.  Так мы посмотрели «А если это любовь», «Доживем до понедельника» и др. И многое из того, что было в школе на уроках ушло, а это осталось, как что-то сокровенное и дорогое.

Резюмируя, хочется сказать, что сейчас, когда так много жестокости не только в школах, но и в семьях, когда столько навязчивых порой разговоров о патриотизме, о всяких запретах, о тотальном контроле не только за детьми, но и за взрослыми, подобные уроки могут быть просто спасением.


И разве не это патриотизм -  смотреть и изучать старые фильмы и обсуждать потом? И не только фильмы про школу! Есть замечательные старые фильмы про войну «В бой идут одни старики», «Служили два товарища», «Они сражались за Родину», «Завтра была война» и др., которые сейчас дома уже не всегда будут смотреть дети, чаще выбирая комиксы и боевики (ничего не имею против, но это уже другая история).

А «Белый Бим  - черное ухо», который не каждый возьмется пересматривать второй раз, потому что даже разглядывая фотографии из фильма не можешь избавиться от кома в горле? Но разве это не про любовь к животным? И может ли знание «Окружающего мира» (я про урок) научить больше любить животных и заботится о них, чем это замечательное кино?


Ведь эти фильмы – та же классика, которую изучают на литературе, но только они позволяют говорить со школьниками более понятным для них языком. А удивительные режиссерские и актерские работы не смогут оставить равнодушным даже самого неусидчивого ребенка.  

Сейчас четвертый класс заканчивается, и наша учительница наберет себе новых ребят, которые, не без ее помощи будут становиться понимающими и думающими людьми. А наши будущие подростки, я думаю, запомнят этот урок, который можно было бы назвать… А как? Уроком развития души? Уроком взросления? Уроком думающих людей? Уроком человечности?



Просмотров: 288
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • У них было столько всего разного, и только любовь – всегда одна на двоих
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Роли выживания – Фанат: «Только я знаю, что, как и когда нужно делать»
  • Настоящие хорошие мужчины существуют, просто перестаньте воспринимать их только как своих друзей
  • Выбор есть всегда, но это только наш выбор
  • « Для неё существует только муж – разве это не любовь». Созависимость это не только жены алкоголиков.
  • Как просто жить сейчас, а не потом.
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!
  • Когда Я думаю только о собственном счастье - Я какой?
  • Призраки нерождённых 2: Мальчик, который выжил (только для читателей с крепкими нервами!)
  • Разрешать смотреть детям фильмы ужасов или нет
  • Кто не хочет перемен, у того будут только уроки
  • Конфликты всегда будут, нужно только решить, с кем ты хочешь их встретить...
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Прощение как любовь, только больше
  • Когда страхи и неуверенность мешают, а важное дело нужно сделать именно сейчас.
  • Как говорить о смерти? Как поддержать человека, который сейчас переживает утрату?
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • Когда развивать речь ребенка? Как только он родился!
  • Про лишний вес, про который еще только ленивый не писал .
  • Мир, который не только аптека (про философию психотерапевта)
  • Как сберечь здоровье: наука знает ответ «Нужно не только знать, что съесть, но и когда и как».
  • Мужчина общается с вами, только тогда, когда ему хочется
  • Почему некоторым хочется говорить только о себе
  • Психолог нужен только слабым людям, которые не могут справиться со своими проблемами сами?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь