|
Творить или жить?Автор статьи: Стайпек Анастасия Андреевна
Беседа с художественным терапевтом о жизни, Вселенной и вообще, Анастасией Стайпек, детским и семейным психологом-психотерапевтом, художественным терапевтом, научным сотрудником НИ ТГУ. Записанная и отредактированная. Беседу вела Нина Жуланова (мастерская G R G R R G R R R) —Для начала давайте найдём какой-то фундамент. Основание, на которое можно встать двумя ногами. Что же это такое—творчество? —Фундамент найти нужно обязательно, без оснований любая концепция рушится и не выдерживает проверку на подлинность. Существует масса подходов и определений понятия «творчество». Если вернуться к истокам, акт творчества—это то, с чего начал свой путь первый человек Адам—он начал давать имена животным, называл их по именам. Как писал Ролло Мей, творчество—это необходимый результат бытия. Но это не только результат, но и акт свободного бытия. Человек создан по облику и подобию своего отца свободно творящего на разных уровнях—духовном, материальном, космическом. Создание нового из глубин человеческой самости—это и есть творчество. —Получается, творчество—это и есть основание? —Наверное, да, творчество как основание—это залог счастливой жизни. Академик Лихачев сказал однажды: «Искусство это то, что сделает вас счастливыми раз и навсегда». Это и процесс и результат. Мы—и продукт божественного творчества, и существа творящие. Пока мы не творим действительно, мы живём в мире фантазий и иллюзий, мнений о себе. Действие нас про-яв-ляет—делает явью. —Но всё-таки, если творчество—это дар, способность, сущность, некая чудесная вещь. Возможно ли существование чего-то, что может его ограничить? Какие ограничения вообще могут быть? Можно ли жить без творчества? В вашей практике были такие случаи? —К сожалению, таких случаев много. Ко мне за помощью часто обращаются люди, потерявшие вкус к жизни и, тем более, к творчеству. Для многих людей творчество—это что-то про рисование или рукоделие. Но ведь творчество—это гораздо больше. Мы часто с моими клиентами говорим о жизнетворчестве. Иногда родители приводят ко мне детей на песочную терапию с жалобами о том, что ребёнок не хочет учиться в школе, не слушается, плохо себя ведёт, всё время сидит в телефоне. Мы начинаем с ним работать в песочнице, и оказывается, что ребёнок просто не умеет создавать, фантазировать, придумывать, преобразовывать. Я предлагаю ребенку построить мир в песочнице с миниатюрными фигурками. В начале работы ему бывает очень тяжело. Особенно, если его жизнь наполнена разными трудностями, с которыми он просто не справляется ни психологически, ни просто потому, что он ещё ребенок и много не знает в силу возраста. Постепенно от знакомства с моим пространством и фигурками ребёнок начинает создавать, строить на песке что-то своё. Потом он начинает играть сам или вместе со мной, и в этой игре проживается очень много. В тот момент, когда ребёнок начинает сам создавать сказочный мир и свою сказку, инициирует игру и приглашает меня в неё, а иногда и родителей, я понимаю, что наша работа идёт хорошо, и идёт к завершению. И не удивительно, что и в жизни многое меняется к лучшему. В этом и есть терапевтический эффект. Я думаю, что до тех пор, пока ребёнок не научится творить, создавать свой мир, пусть даже в песочнице с фигурками, он не сможет творить свою жизнь. Ведь поэтому игра так важна в детстве—это хорошее пространство для творчества в действии. А многие взрослые живут без творчества, по привычке, по инерции, на автомате. Это вообще очень тревожный симптом современного общества. Ведь человек, не причастный к своему образу жизни, то есть—не создающий свою жизнь сам,—это глубоко несчастный человек.
—Что меняется в ваших клиентах после того, как они пережили процесс творчества? —Хотелось бы, чтобы менялась жизнь, менялась раз и навсегда, исцелялось болезненное. Но бывает по-разному. Иногда жизнь меняется на некоторое время. Часто я вижу обновление, пробуждение в психологическом смысле, трансформацию опыта—например, психологической травмы. Это зависит от клиента и от того, на что он решается в процессе нашей работы. —То есть получается, что творчество — это инициатива по преобразованию мира. Как физического, так и не физического: культурного, мира идей, смыслов, знаков, представлений, ценностей? В каких плоскостях может двигаться это преобразование? —Давайте, чтобы сильно не философствовать, посмотрим на примеры реальной жизни? Только в ней ведь творчество можно увидеть в подлиннике. Спросите у ваших детей, какого цвета небо? А ещё, попросите их небо нарисовать... Что они вам говорят? А что рисуют? А если их спросить про небо на следующий день и в другое время суток? —Дети выдали совершенно разные рисунки, то пытаясь повторить вид неба в окне, то совершенно про него забывая. Старший ребёнок очень расстраивался, что не может навести цвет как у неба в окне. Хотел бросить, но я сказала, что мне подойдёт любое небо, даже если оно не как настоящее. Нарисовал, рисунком остался недоволен. Зато тут же изобразил 2 бабочки, которые ему самому очень понравились. —Взрослые создают пространство для творческой жизни ребёнка. Предложение взрослого—это лишь приглашение в пространство, а то, что создаёт ребёнок—это и есть творчество во всей его сути. С одной стороны ребёнку может быть интересно делать то, что предлагает взрослый, но это больше связано с преодолением. Иллюстрации старшего ребёнка свидетельствуют об этом. Преодолевая препятствия, вызванные несоответствием цвета, формы или чего-то ещё, он пришёл к образу бабочек, и остался ими доволен. И очень хорошо, что вы вдвоем были в пространстве «творческости», и вы не ограничивали его поиск. Иногда, к сожалению, взрослые «застревают» на заданиях и упускают из виду тот самый творческий поиск ребёнка. Небо у каждого своё. И в этом гениальность ребёнка—его неиспорченность и инициативное действие. Если вы это упражнение предложите взрослому—будет совсем другая история. Можно рисовать небо, а можно делать что-то другое. Это не столь важно. Важно, что происходит с вами и другими людьми в творческом процессе, если мы пребываем в организованном творческом пространстве. Что преобразуется? Что появляется? Что с этим происходит? И что с этим делать дальше? —Есть ли другая сторона у медали? Слишком много творчества, слишком творческий. Тут бы просто семью накормить, а человек ужин из пяти блюд готовит :) Какие тут ограничения? —Слишком много творчества—это, наверное, когда оно нарушает свободу другого человека. Знаете такую шутку: «Ваша свобода кончается на кончике вашего носа». А когда пять блюд на ужин—это богатство, если такое событие от щедрости душевной. Тем более, если не только пять блюд на столе, но и все в доме обласканы, довольны, радостны. А если мамаша отпихивает мешающего ребенка и мужа ради приготовления пяти блюд на ужин, то тут сомнительное творчество. А богатство творчества в хорошем, человеческом смысле, в ограничениях не нуждается, поскольку оно добавляет жизнь, обогащает её не только творящему, но и людям вокруг. Ведь когда хороший урожай пшеницы, например, даже мысли не возникает о том, что зёрна нуждаются в ограничениях. Здесь возникают вопросы хранения, переработки, и прочее и прочее. Так же и с творчеством человека. Плоды его творчества имеют такой же эффект, как плоды природы. В этом и есть, наверное, задача человека—принять свой дар творчества, преумножить его и отдать в мир. Вспоминается фраза Экзюпери о том, что душа жива не тем, что получено от зерна, а тем, что было ему отдано. —Бывает ли творчество без любви? Можно ли заниматься творческим делом, быть в нём успешным, но не любить его? Или вообще творить, находясь в состоянии агрессии, злобы, ненависти? Например, Павленский, что это? Ведь современное искусство оно же не простое. —Успех в этом случае очень сомнителен. На мой взгляд, заниматься делом и не любить то, что делаешь—это извращение, предательство своей сути. Конечно, каждый имеет право делать то, что хочет и как этого хочет—это дело лично каждого. Я не приветствую разного рода массовые акции и пропаганды. Это как раз про то, о чем я говорила раньше—моя свобода заканчивается кончиком моего носа. Границы других важно соблюдать. Я не всегда понимаю и принимаю современное искусство, точнее не сам феномен, а искусство отдельных людей. Хотя, некоторые из них довольно интересно с-ума-с-шествуют в своем творчестве. Надеюсь, они сумеют к своему уму вернуться, иначе—это трагедия. —Вы много говорите о творчестве в контексте жизни человека, а точнее его ценностей, для вас оно неотделимо от нравственности? —Творчество, на мой взгляд, вообще неотделимо, то есть, оно не отдельно от человека, и, стало быть, от его нравственности тоже. —Как вы относитесь к понятиям «творческий человек» и «креативный»? —На этот вопрос хочется ответить статьёй из философского словаря... ТВОРЧЕСТВО (CREATION). Сотворить в строгом и абсолютном значении слова значит произвести нечто из ничего, вернее, из самого себя. Таков Бог—творец мира. В более широком смысле творчеством называют такой процесс производства, который создает впечатление абсолютной новизны и оригинальности; процесс, в котором новизна и оригинальность представляют собой нечто большее, чем простое техническое усовершенствование или преобразование ранее существовавших элементов. Таково художественное творчество, результат которого нельзя свести ни к использованным материалам (мрамор, краски, ноты, язык и т. д.), ни к известным нормам и приемам. Это творение, не имеющее образца, шаблона, примера. Не следует путать творчество с открытием, предполагающим существование объекта, и с изобретением, которое может принадлежать кому-то другому. Христофор Колумб открыл Америку—не создал ее и не изобрел (она существовала до него). Эдисон изобрел лампу накаливания — если бы он умер в младенчестве, сегодня такая лампа все равно появилась бы. Зато Бетховен свои симфонии сотворил: их не существовало до него, и они не могли быть написаны кем-нибудь другим. Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной.—М., 2012, с. 612. Слово «креативность» пришло к нам из английского, как калька от слова «creative», что означает «творческий». Чтобы понять, чем слова творческий и креативный отличаются, можно исследование провести о понятиях. Но, наверное, когда говорят о креативности имеют в виду производство идей. —Вы сами конечно же человек творческий. В чём это проявляется помимо работы? —Если говорить о проявленных продуктах творчества—то я много рисую, создаю и декорирую разные вещицы, пишу статьи и начинаю писать книги. Всё время есть несколько одновременно идущих творческих проектов, среди них, например, разработка в соавторстве образовательных онлайн курсов по психологии творчества и призвания при поддержке Института дистанционного образования ТГУ. Сейчас я также заканчиваю работу над первой небольшой книгой со своими иллюстрациями «Что я вижу». Работая над ней, я поняла, что это первая книга целой многообещающей серии. Ну и есть научная работа, которая мне тоже интересна—предстоящая защита диссертации, например. — В конце хочестся спросить у вас совета родителям, как правильно создавать пространство, чтобы не мешать детям творить? Какое оно должно быть? Как себя вести? Понятно, что в двух словах это не опишешь, но может получится сформулировать несколько общих правил? —Если очень коротко—детям, действительно, часто нужно, чтобы им просто не мешали, а позволяли делать то, что они делают. Очень часто дети просто следуют примеру своих родителей, точнее, тому образу жизни, который есть. Если в доме книги, чтение, рисование или что-то ещё—это часть повседневной реальности, то ребенок просто это делает и всё. Дети всегда приобщаются к той реальности, которую взрослые создают вокруг. Например, я знаю семью из Томска, в которой повседневная реальность семьи—это дома говорить по-английски. Все члены семьи, включая младших трёхлетних близнецов, спокойно овладевают двумя языками. И никто никого не принуждает учить иностранный язык, они оба языка «родной» и «иностранный» осваивают в повседневности. У нас это пока единичные случаи, а в некоторых европейских странах это очень распространенное явление. Важно родителям оглядеться и посмотреть, наполнена ли их действительность творчеством, обновлением. Если нет, то корректировать, наполнять, расширять пространство и горизонты, самим расти в этом. Ведь творчество—это не то, что можно заставить делать. Это путь, образ и качество жизни. —Как вы ответите на вопрос в заголовке нашей беседы, творить или жить? —Творить свою жизнь. Впервые интервью было опубликовано на сайте http://grgrrgrrr.ru/blog/tvorit-ili-zhit Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|