|
Яйца курицу не учатАвтор статьи: Беца Ольга Михайловна
Читая классику, историческую литературу, мемуары или другие источники знаний о прошлых временах, понимаешь: раньше время текло медленнее. Точнее, само время наверняка двигалось с той же скоростью, а вот изменения в жизни людей — нет. Они происходили намного реже, чем в последние лет двести. За жизнь одного поколения новых открытий, изобретений и знаний появлялось немного, да и распространялись они по миру далеко не мгновенно. Поток информации, который сейчас обрушивается на среднестатистического человека за день, в иные времена не поступал и за целую жизнь. Сами знания в разных областях науки и деятельности были доступны далеко не всем слоям населения. Обучение в разных учреждениях было уделом не слишком многих людей, многому можно было научиться только у нанятого учителя/гувернёра либо в процессе жизни в семье у старших. А многие специальности приобретались персональным обучением у мастера в процессе работы подмастерьем, путём наблюдения и повторения. Понятно, что всё разумное, доброе, вечное передавалось от старших к младшим (по возрасту, опыту и статусу). Поговорка про яйца и курицу была результатом конкретных наблюдений за жизнью, а также инструментом для сохранения иерархии. Кстати, в мире животных все виды научения от себе подобных тоже происходят иерархически, сверху вниз, от старших к младшим, от "альфы" к аутсайдерам, и никогда — наоборот. Уровень приматов, наиболее приближенных к человеку по развитию мышления, тоже не допускает обучения старших младшими. Даже если младший придумал что-то полезное и эффективное, сородичи этого перенимать не станут — не положено. Однако человек тем и отличается от приматов и других представителей живой природы, что способен смотреть на мир шире и видеть больше. Особенно, когда времена изменились, и в течение жизни одного поколения детей, к примеру, телефонные аппараты поменялись с дисковых сначала на кнопочные, потом на радиотелефоны, а потом на мобильные, которые всё больше становятся не средством связи, а компьютером на ладони. И продолжать в изменившихся условиях пользоваться иерархией "яйца и курицы" — значит, затормаживать своё собственное развитие и, возможно, развитие детей. Нынешние дети добывают и обрабатывают информацию иными способами, нежели были приучены их родители. Они больше ориентированы не на то, сколько знаний уместилось в их голове, а на то, как быстро и легко в любой ситуации можно найти нужные сведения. Они меньше боятся "сделать что-то не так" и "испортить компьютер". Они легко ориентируются в современных технологиях и мыслят порой более критически и свободно. Поэтому именно они частенько становятся "наставниками" родителей или бабушек/дедушек в каких-то обучающих процессах или обмене знаниями. Именно дети и молодёжь становятся источником и образцом более гибких взглядов на жизнь, людей, отношения. Именно они помогают критически осмысливать шаблоны и стереотипы, долгое время казавшиеся непоколебимыми истинами. Но при всём этом важно помнить, что иерархия в семье должна оставаться прямой, и "альфами" должны быть родители. Для этого важно не втягивать детей в те уровни информации и решений, которые должны оставаться ответственностью старших, взрослых в данной семье. Это касается супружеской жизни родителей (жить вместе или разводиться, вступать ли в случае развода в другие женско-мужские отношения, как решать супружеские конфликты и претензии в паре); вопросов рождения/нерождения других детей в семье; распределения бюджета (последнее слово, право "вето" остаётся за теми, кто в семье является добытчиками). И важно учиться быть одновременно гибкими и последовательными в том, как разделить сферы, где можно и нужно учиться у младших, а где необходимо удержать свою роль старшего. Потому что ригидность установок и непредсказуемость поведения взрослых — это одни из самых вредных условий жизни семейной системы. Они замедляют или делают невозможным развитие всей семьи в целом и каждого из её членов в частности. Поэтому очень важно делать, самостоятельно или при поддержке психолога, своевременную ревизию семейных и личных правил, убеждений, ценностей, установок и редактировать их в соответствии с изменяющейся ситуацией. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|