Яйца курицу не учат

Читая классику, историческую литературу, мемуары или другие источники знаний о прошлых временах, понимаешь: раньше время текло медленнее. Точнее, само время наверняка двигалось с той же скоростью, а вот изменения в жизни людей — нет. Они происходили намного реже, чем в последние лет двести. За жизнь одного поколения новых открытий, изобретений и знаний появлялось немного, да и распространялись они по миру далеко не мгновенно. Поток информации, который сейчас обрушивается на среднестатистического человека за день, в иные времена не поступал и за целую жизнь. 

Сами знания в разных областях науки и деятельности были доступны далеко не всем слоям населения. Обучение в разных учреждениях было уделом не слишком многих людей, многому  можно было научиться только у нанятого учителя/гувернёра либо в процессе жизни в семье у старших. А многие специальности приобретались персональным обучением у мастера в процессе работы подмастерьем, путём наблюдения и повторения.

Понятно, что всё разумное, доброе, вечное передавалось от старших к младшим (по возрасту, опыту и статусу). Поговорка про яйца и курицу была результатом конкретных наблюдений за жизнью, а также инструментом для сохранения иерархии. Кстати, в мире животных все виды научения от себе подобных тоже происходят иерархически, сверху вниз, от старших к младшим, от "альфы" к аутсайдерам, и никогда — наоборот. Уровень приматов, наиболее приближенных к человеку по развитию мышления, тоже не допускает обучения старших младшими. Даже если младший придумал что-то полезное и эффективное, сородичи этого перенимать не станут — не положено.

Однако человек тем и отличается от приматов и других представителей живой природы, что способен смотреть на мир шире и видеть больше. Особенно, когда времена изменились, и в течение жизни одного поколения детей, к примеру, телефонные аппараты поменялись с дисковых сначала на кнопочные, потом на радиотелефоны, а потом на мобильные, которые всё больше становятся не средством связи, а компьютером на ладони. И продолжать в изменившихся условиях пользоваться иерархией "яйца и курицы" — значит, затормаживать своё собственное развитие и, возможно, развитие детей.

Нынешние дети добывают и обрабатывают информацию иными способами, нежели были приучены их родители. Они больше ориентированы не на то, сколько знаний уместилось в их голове, а на то, как быстро и легко в любой ситуации можно найти нужные сведения. Они меньше боятся "сделать что-то не так" и "испортить компьютер". Они легко ориентируются в современных технологиях и мыслят порой более критически и свободно. Поэтому именно они частенько становятся "наставниками" родителей или бабушек/дедушек в каких-то обучающих процессах или обмене знаниями. Именно дети и молодёжь становятся источником и образцом более гибких взглядов на жизнь, людей, отношения. Именно они помогают критически осмысливать шаблоны и стереотипы, долгое время казавшиеся непоколебимыми истинами.

Но при всём этом важно помнить, что иерархия в семье должна оставаться прямой, и "альфами" должны быть родители. Для этого важно не втягивать детей в те уровни информации и решений, которые должны оставаться ответственностью старших, взрослых в данной семье. Это касается супружеской жизни родителей (жить вместе или разводиться, вступать ли в случае развода в другие женско-мужские отношения, как решать супружеские конфликты и претензии в паре); вопросов рождения/нерождения других детей в семье; распределения бюджета (последнее слово, право "вето" остаётся за теми, кто в семье является добытчиками). 

И важно учиться быть одновременно гибкими и последовательными в том, как разделить сферы, где можно и нужно учиться у младших, а где необходимо удержать свою роль старшего. Потому что ригидность установок и непредсказуемость поведения взрослых — это одни из самых вредных условий жизни семейной системы. Они замедляют или делают невозможным развитие всей семьи в целом и каждого из её членов в частности. Поэтому очень важно делать, самостоятельно или при поддержке психолога, своевременную ревизию семейных и личных правил, убеждений, ценностей, установок и редактировать их в соответствии с изменяющейся ситуацией.



Просмотров: 341
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Что такое "семь смертных грехов", и какое место они занимают в нашей жизни.
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • О "ловцах мерзавцев" - кто они и как с ними "бороться"
  • "Маша, ты должна!" или как избавиться от "вредных" родительских установок
  • Что такое "личные границы" и как они проявляются в отношениях?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • Зачем они так поступают? Или "полезные проекции"
  • "Спиной к семье" или "Почему он ушел от меня... в компьютер?"
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • Как стать мужем и женой или "жили они долго и счастливо"
  • "У мамы депрессия" или что мешает быть счастливой в семье?
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • 3 "романтические" фразы и что они означают на самом деле
  • Социальная тревожность - " они думают, что я неудачник".
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Как распознать в мужчине "подходящего" кандидата для семейной жизни и рождения детей?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Яблоко от яблоньки" или про "урода" в семье.
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Бусинка" Сказка о месте в жизни(семье или коллективе)
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Хочу быть, как они" (МАК, клиентский случай)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь