|
Техника поиска альтернатив «Персонаж» Марии МинаковойАвтор статьи: Минакова Мария Алексеевна
Summary. This article represents the new psychotherapeutic technique that helps clients of a psychologist to find their own solutions in problem situations. The author's technique “Character” can be used in different types of situations and problems. It is based on the analysis of strategic behavior and thinking of characters from books, movies, cartoons, folk tales and comparison with the strategies of the client. Keywords: decision making; psychological consultation; psychotherapeutic technique.
Актуальность темы. Один из ключевых принципов психологического консультирования – предоставление психологом клиенту возможности самостоятельного поиска решений в проблемных ситуациях. Многие психологи испытывают значительные затруднения, пытаясь ответить на вопрос: «Как помочь клиенту отыскать конкретное, подходящее ему решение, но при этом не дать совета, запрещенного этикой психологического консультирования?». Однако задача профессионального психолога заключается в том, чтобы помочь клиенту не просто найти какое-то реализуемое и адекватное ситуации решение, но отыскать именно экологичный вариант – тот, который действительно подходит клиенту, будет конгруэнтен его целям, ценностям и смыслам, не вызовет сопротивлений со стороны бессознательного. Для реализации перечисленных задач была создана психологическая техника «Персонаж».
Сфера применения техники. Техника «Персонаж» в определенном смысле универсальна: желая помочь клиенту в поиске решения в любой области, на любую тему, психолог может использовать данную технику. К сферам ее применения относятся, например, такие темы запросов, как конфликты и трудности взаимопонимания, выбор стратегии поведения в любой ситуации, поиск подходящих клиенту рациональных стереотипов мышления, неуверенность в себе, управление негативными эмоциями и мн.др.
Инструкция техники. Психолог предлагает клиенту следующую инструкцию: «Выберите и запишите, как минимум, 10 различных персонажей из книг, фильмов, мультфильмов, сказок или просто знакомых людей, личности которых вызывают у Вас симпатию. Взяв необходимое время для выполнения этого упражнения, представьте последовательно, что вместо Вас в Вашей ситуации оказался каждый из этих персонажей. Внесите в своем воображении выбранного персонажа в контекст ситуации ярко и в деталях. Рассмотрите его. Подумайте и заполните следующую таблицу (Табл. 1), ответив на вопросы:
Начните заполнение таблицы с описания собственной стратегии (как Вы обычно реагируете в обсуждаемой ситуации).
Таблица 1.
После того, как составлены все описания и даны ответы на все вопросы, поставьте каждому варианту решения (включая свой первоначальный вариант, который Вы обычно сами демонстрируете в подобных ситуациях) балл от 0 до 10, насколько Вам подходит этот вариант для реализации. Выберите наилучший вариант, получивший максимальный балл, или объедините наиболее удачные варианты в новый вариант, который окажется наилучшим для Вас».
Особенности применения техники. Техника может быть реализована не только письменно, но и устно (в ходе терапевтической сессии), однако обязательно с последующей фиксацией полученных результатов. Она также хорошо зарекомендовала себя как вариант домашнего задания для самостоятельной работы клиента, особенно если предварительно в ходе сессии психолог и клиент совместно рассмотрели несколько персонажей и проанализировали их варианты поведения и мышления. Интересно, что количество рассматриваемых персонажей не ограничено. Целесообразно рассматривать новых персонажей до тех пор, пока клиент не оценит один из вариантов на 10 баллов (то есть как полностью ему подходящий). Этот критерий важен для соблюдения экологичности методики. Известны случаи, когда клиенты по собственной инициативе рассмотрели до 40 различных персонажей (не только тех, которые вызывают симпатию, согласно инструкции техники, но и иных, которых они захотели рассмотреть). В этом случае полученный клиентом итоговый вариант собственного решения может стать еще более точным и конкретным за счет планомерного и детального рассмотрения максимального числа альтернатив. Обычно поиск начинается с рассмотрения именно тех персонажей, личности которых вызывают симпатию, поскольку такая эмоциональная реакция клиента повышает вероятность последующей высокой оценки варианта реагирования этого персонажа и снижает вероятность сопротивлений со стороны бессознательного.
Пример реализации техники. Рассмотрим один из примеров применения техники «Персонаж» в психологическом консультировании в Центре Психологии и Тренинга М.Минаковой. Клиентка Мила (24 года) обратилась к психологу с запросом на разрешение конфликтных ситуаций, регулярно возникающих у нее со свекровью, в доме которой она и ее муж проживают. Конфликтные ситуации были похожи между собой. Общий сценарий подобных ситуаций клиентка описала следующим образом. Во время ужина свекровь начинала «искать повод, чтобы обвинить в нехозяйственности» клиентку (по ее словам). Поводы могли быть различными: неубранные вещи (в личной комнате клиентки и ее мужа), неприготовленный ужин (именно в этот день), недостаточное количество продуктов в холодильнике и др. При этом клиентка реагировала на подобные агрессивные замечания свекрови молчанием или неуверенными оправданиями, что в большинстве случаев, по словам клиентки, вызывало усиление вербальной агрессии со стороны свекрови и нередко приводило к слезам обеих. Запрос клиентки заключался в том, чтобы отыскать иную, более эффективную стратегию реагирования на подобные обвинения свекрови, которая позволит изменить сложившийся конфликтный стереотип в семье на стереотип более конструктивный. Была применена техника «Персонаж». Клиентка предложила к рассмотрению 10 персонажей и людей, которые вызывали у нее симпатию. Собраны следующие данные о мыслях, чувствах и поведении каждого из выбранных персонажей (согласно представлениям клиентки). В таблице 2 приведены утверждения клиентки.
Таблица 2.
Полученные нами результаты позволяют отметить, что большинство новых стереотипов, найденных благодаря анализу образа действий и мыслей персонажей, оцениваются клиентами более высоко, чем собственный первоначальный, который приводит к появлению или развитию проблемы. В данном конкретном случае клиентка Мила приобрела два варианта, получивших от нее максимальную оценку (10 баллов). Ее итоговым решением стала последовательная проверка в реальных условиях обеих стратегий поведения (сначала – подруги Виктории, а затем – Милагрос в случае недостаточной эффективности первой стратегии). Обе стратегии были предварительно освоены клиенткой в рамках последующих психологических консультаций. Согласно полученной нами обратной связи после внедрения результатов техники, первая стратегия оказалась успешной, поэтому вторая клиентке не потребовалась. Клиентка сообщила о своей полной удовлетворенности результатами применения техники «Персонаж».
Выводы. Техника «Персонаж» может эффективно применяться в психологическом консультировании для решения задач, связанных с поиском клиентом самостоятельных решений практически в любых проблемных ситуациях. Автор - Минакова Мария Алексеевна
Добавляйтесь в друзья, коллеги:www.vk.com/m.minakova www.facebook.com/minakova.mariya Инстаграм - @mariya.minakova
Бесплатная поддержка практики психологов здесь Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|