|
Малефисента как символ интеграции добра и зла.Автор статьи: Сердюк Алевтина Александровна
Согласно учению Юнга об архетипах и классификации его последовательницы Дж. Ш. Болен, во внутрипсихическом пространстве женщины сосуществуют следующие архетипы:
В упрощенном варианте их сводят к основным четырем, каждая из которых может проявлять себя по-разному, в зависимости от ситуации: это светлая / темная (теневая) части архетипов. Если свести все архетипы к четырем (в светлом и теневом выражении) то такая классификация выглядит следующим образом:
В каждой женщине присутствуют все архетипы в той или иной степени проявленности, но, как правило, один-два являются ведущими. Надо отметить, что гармония женщины заключается в интеграции и реализации всех архетипов и способности контролировать их теневые проявления. Все же в реальном мире такую сверхгармоничную женщину трудно встретить и баланс достигается тогда, когда в гармонии находятся ведущие архетипы. В данной статье я предлагаю рассмотреть не столько причины, хотя и о них будет сказано, а сколько то, как происходит интеграция двух ведущих женских архетипов, а именно Принцессы и Ведьмы, которые оказались в конфликте. Замечательнейшим образом эту ситуацию иллюстрирует фильм «Малефисента». Сразу хотелось бы обратить внимание на то, что всегда «режет глаз» специалистам, которые интерпретируют данное произведение кинематографа, и я не исключение. Речь идет об окончании фильма, оставляющем ощущение некоего «женского царства», в котором мужчины исключены. Предлагаю взглянуть на это окончание на как «не конец истории» во-первых, а во-вторых и на сам фильм и на концовку как на иллюстрацию исключительно женской задачи, той части пути женщины, где взаимодействуют ее женские архетипические составляющие, без активного участия Анимуса (хотя он присутствует в образе Диаваля). Итак, о чем же повествует нам фильм «Малефисента». Во-первых, о том, что существуют два мира – мир земной человеческий в котором правит грозный король и мир волшебный, где царит очень необыкновенная девочка – крылатая фея с рогами (и если крылья еще не очень смущают, то рога как-то настораживают). Однако наличие и тех и других ярко иллюстрирует амбивалентную природу героини – совмещение символов добра (крыльев, как у ангела) и зла (рогов, как у беса). Оба мира отражают девичье восприятие реальности, где царит жестокий король, и мир фантазии, где прячется уязвимая детская душа, то место, где она чувствует себя счастливой и защищенной. Таким образом, наблюдается расщепление как реакция на материнскую травму. Травма уже получена (унаследована по женской линии) и травматический опыт связан, судя по сюжету, с мужским миром. Здесь можно провести параллель с патриархальным мироустройством, где у женщины строго определенное назначение (в духе трех немецких «K»). Таким образом, мы наблюдаем героиню бессознательное которой структурировано как волшебный рай, а сознательно жизнь воспринимается как мужской угрожающий мир. Тем не менее, доверие к мужчине еще не утрачено и это подтверждает дружба и впоследствии любовное чувство, которое возникает у Малефисенты к Стефану. Стефан единственный, кто получает доступ на топкие болота (в бессознательное) Малефисенты. Образ будущего короля Стефана может отражать как Анимусную часть женщины, так и реального мужчину, в том числе здесь можно говорить опять же о том, что и мужчина в психике женщины расщеплен на злого короля Генри и доброго друга и впоследствии любимого, которому она безотказно доверяет в лице Стефана. Но однажды Стефаном овладевает теневой аспект короля Генри. Это проявляется в жажде власти. Теневой Анимус может являться женщине в снах и фантазиях в виде Чудовища, Злодея, Вампира, Кощея бессмертного и всегда в подобных случаях это фигура не просто обремененная властью, а жаждущая ее. И страх женщины мужчина – порабощающий ее. Психическая структура подобная Малефисентиной может сформироваться у девочки, выросшей в патриархальной семье с авторитарным, но не обладающим авторитетом отцом. Власть родителя основана на страхе. Итак, мир мужчин для юной Малефисенты опасен, но есть один, которому она безотказно доверяет, но и он совершает ужаснейшее предательство. Надо отметить, что все-таки теплое чувство на первом этапе не совсем покинуло Стефана, ведь он мог убить уснувшую Малефисенту. Он не убивает, но отнимает нечто ценное – крылья.
И тут мы видим как параллельно и Малефисента и коронованный Стефан становятся одержимыми. Малефисента возводит непроходимую стену между своим миром и миром короля. Так внутри психики отдельного человека формируется неприступная стена между женским и мужским, между сознанием и бессознательным и жизнь делится на «черное» и «белое». Тема предательства встречается часто как в произведениях искусства, так и в жизни, так и в кабинете психолога. Преданный становится одержим местью или как иллюстрирует фильм своей теневой сущностью. Король одержимый местью буквально сходит с ума, а Малефисента превращается в истинную Ведьму и ее волшебный мир погружается во тьму. В один прекрасный день у короля и королевы рождается дочь и, согласно сказочному сюжету ей приносят дары феи из сказочного мира. И в этот прекрасный момент грозная Малефисента накладывает свое заклятье – уколовшись веретеном, Принцесса уснет и очнется лишь испытав поцелуй любви. О рождении принцессы Малефисенте сообщает Ворон Диаваль, которого она превращает то в человека, то в дракона. Прообразом Диаваля можно считать вездесущего Меркурия – посланца богов. Диаваль – проводник между мирами, житель бессознательного, способный проникать в сознание. Далее мы наблюдаем развитие сюжета и рост и взросление принцессы вдали от дома и родителей, в лесу, где постепенно проникаясь ее непосредственностью и добротой, Малефисента незримо оберегает девочку. Раскаявшись, она пытается снять заклятие, но, увы, наступает момент, когда шестнадцатилетняя Принцесса Аврора знакомиться с заблудившемся Принцем Филиппом, и попадает чуть позже, в замок отца, куда держит путь, встреченный ею принц. Во дворце отца заклятие Малефисенты реализуется и Аврора, уколов палец о веретено засыпает. Малефисента и другие феи, надеются, что поцелуй Филиппа разбудит принцессу, но, увы. Конец истории очень ярко иллюстрирует взаимное движение и помощь архетипов Принцессы и Ведьмы. Так Аврора символизирующая Внутреннего ребенка возвращает Ведьме-Малефисенте крылья, а поцелуй истинной материнской любви пробуждает Аврору от ее же заклятья. Так разочарованная женщина может передать своей дочери психический интроект (вездесущую тень Ведьмы), в каком-то смысле «наложить заклятие» и тогда дочь рискует пережить такое же разочарование, как и когда-то ее мать. Интересно, как в фильме в словах принцессы как бы невзначай показано знание девочки о тени. Она так и говорит Малефисенте, что «я знаю кто ты, ты – моя фея-крестная. Я всегда видела твою тень». В конце мы видим, как происходит воссоединение Принцессы и Ведьмы и здесь эта история пересекается с мифом о Коре-Персефоне. Так и принцесса Аврора становиться властительницей обоих царств, т. е. обретает способность управлять как на сознательном (реальном), так и бессознательном (сказочном) уровне. Если женщина стала Ведьмой, значит, она перестала верить в любовь и эту веру ей возвращает Принцесса (Внутренний ребенок). В этом смысле ребенок сильнее (его вера может и наивна, но непоколебима). А Ведьма как архетип ужасной матери, подпитываясь верой ребенка, возвращает способность любить. Эта сказка иллюстрирует наследство дочери, которое она получает от завидующего женщине (скорее всего своей Ужасной матери) и жаждущем власти отца и травмированной матери. Говоря языком мифа, Аврора – плод отношений Эдипа и Электры. Таким образом, первостепенная задача терапии оживить Внутреннего ребенка, т. е. обеспечить ресурсом, а уже затем восстановить разрушенную женственность, а значит веру в любовь и в мужчину. Малефисента – иллюстрация именно этой части работы над женской травмой. Заклятье накладывает материнская фигура и реализуется оно через мужскую, но мужская роль здесь скорее посредническая, и потому, Принцессу не может оживить поцелуй Принца (это не его задача, а задача материнская). Так внутри психики женщины происходит соединение мужского и женского начал, которые вступили в противоборство, возникает мост между сознательным и бессознательным. Происходит соединение, того, что казалось невозможным соединить! Символы, фигурирующие в фильмы вечны: Крылья – символ свободы, трон и корона – символы власти, как и борьба между ними, и / или все-таки можно соединить? В конце фильма мы слышим слова, которые отражают суть происходящего: «Два королевства примирила та, в ком соединились и зло и добро!» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|