Малефисента как символ интеграции добра и зла.

Согласно учению Юнга об архетипах и классификации его последовательницы Дж. Ш. Болен, во внутрипсихическом пространстве женщины сосуществуют следующие архетипы:

  • Деметра– мать,
  • Афродита– возлюбленная,
  • Гера– жена,
  • Персефона– дочь,
  • Артемида– сестра,
  • Афина– мудрый стратег,
  • Гестия – хранительница домашнего очага.

В упрощенном варианте их сводят к основным четырем, каждая из которых может проявлять себя по-разному, в зависимости от ситуации: это светлая / темная (теневая) части архетипов.

Если свести все архетипы к четырем (в светлом и теневом выражении) то такая классификация выглядит следующим образом:

  1. Принцесса / Плохая девчонка
  2. Жрица (она же Муза) / Ведьма
  3. Охотница / Амазонка
  4. Хозяйка / Ужасная мать

 

В каждой женщине присутствуют все архетипы в той или иной степени проявленности, но, как правило, один-два являются ведущими.

Надо отметить, что гармония женщины заключается в интеграции и реализации всех архетипов и способности контролировать их теневые проявления.

Все же в реальном мире такую сверхгармоничную женщину трудно встретить и баланс достигается тогда, когда в гармонии находятся ведущие архетипы.

В данной статье я предлагаю рассмотреть не столько причины, хотя и о них будет сказано, а сколько то, как происходит интеграция двух ведущих женских архетипов, а именно Принцессы и Ведьмы, которые оказались в конфликте.

Замечательнейшим образом эту ситуацию иллюстрирует фильм «Малефисента».

Сразу хотелось бы обратить внимание на то, что всегда «режет глаз» специалистам, которые интерпретируют данное произведение кинематографа, и я не исключение. Речь идет об окончании фильма, оставляющем ощущение некоего «женского царства», в котором мужчины исключены.

Предлагаю взглянуть на это окончание на как «не конец истории» во-первых, а во-вторых и на сам фильм и на концовку как на иллюстрацию исключительно женской задачи, той части пути женщины, где взаимодействуют ее женские архетипические составляющие, без активного участия Анимуса (хотя он присутствует в образе Диаваля).

Итак, о чем же повествует нам фильм «Малефисента». Во-первых, о том, что существуют два мира – мир земной человеческий в котором правит грозный король и мир волшебный, где царит очень необыкновенная девочка – крылатая фея с рогами (и если крылья еще не очень смущают, то рога как-то настораживают). Однако наличие и тех и других ярко иллюстрирует амбивалентную природу героини – совмещение символов добра (крыльев, как у ангела) и зла (рогов, как у беса).

Малефисента как символ интеграции добра и зла

Оба мира отражают девичье восприятие реальности, где царит жестокий король, и мир фантазии, где прячется уязвимая детская душа, то место, где она чувствует себя счастливой и защищенной.

Таким образом, наблюдается расщепление как реакция на материнскую травму.

Травма уже получена (унаследована по женской линии) и травматический опыт связан, судя по сюжету, с мужским миром. Здесь можно провести параллель с патриархальным мироустройством, где у женщины строго определенное назначение (в духе трех немецких «K»).

Таким образом, мы наблюдаем героиню бессознательное которой структурировано как волшебный рай, а сознательно жизнь воспринимается как мужской угрожающий мир.

Тем не менее, доверие к мужчине еще не утрачено и это подтверждает дружба и впоследствии любовное чувство, которое возникает у Малефисенты к Стефану.

Стефан единственный, кто получает доступ на топкие болота (в бессознательное) Малефисенты.



Образ будущего короля Стефана может отражать как Анимусную часть женщины, так и реального мужчину, в том числе здесь можно говорить опять же о том, что и мужчина в психике женщины расщеплен на злого короля Генри и доброго друга и впоследствии любимого, которому она безотказно доверяет в лице Стефана.

Но однажды Стефаном овладевает теневой аспект короля Генри. Это проявляется в жажде власти.



Теневой Анимус может являться женщине в снах и фантазиях в виде Чудовища, Злодея, Вампира, Кощея бессмертного и всегда в подобных случаях это фигура не просто обремененная властью, а жаждущая ее. И страх женщины мужчина – порабощающий ее.

Психическая структура подобная Малефисентиной может сформироваться у девочки, выросшей в патриархальной семье с авторитарным, но не обладающим авторитетом отцом. Власть родителя основана на страхе.

Итак, мир мужчин для юной Малефисенты опасен, но есть один, которому она безотказно доверяет, но и он совершает ужаснейшее предательство.

Надо отметить, что все-таки теплое чувство на первом этапе не совсем покинуло Стефана, ведь он мог убить уснувшую Малефисенту. Он не убивает, но отнимает нечто ценное – крылья.




Крылья, то, что дает уникальную способность летать. Нет ли в этом зависти? Зависти к уникальной женской способности (в психоаналитической трактовке это зависть к способности рожать / производить на свет человека / мир).

И тут мы видим как параллельно и Малефисента и коронованный Стефан становятся одержимыми. Малефисента возводит непроходимую стену между своим миром и миром короля.

Так внутри психики отдельного человека формируется неприступная стена между женским и мужским, между сознанием и бессознательным и жизнь делится на «черное» и «белое».

Тема предательства встречается часто как в произведениях искусства, так и в жизни, так и в кабинете психолога.

Преданный становится одержим местью или как иллюстрирует фильм своей теневой сущностью. Король одержимый местью буквально сходит с ума, а Малефисента превращается в истинную Ведьму и ее волшебный мир погружается во тьму.

В один прекрасный день у короля и королевы рождается дочь и, согласно сказочному сюжету ей приносят дары феи из сказочного мира. И в этот прекрасный момент грозная Малефисента накладывает свое заклятье – уколовшись веретеном, Принцесса уснет и очнется лишь испытав поцелуй любви.

О рождении принцессы Малефисенте сообщает Ворон Диаваль, которого она превращает то в человека, то в дракона.

Прообразом Диаваля можно считать вездесущего Меркурия – посланца богов. Диаваль – проводник между мирами, житель бессознательного, способный проникать в сознание.

Далее мы наблюдаем развитие сюжета и рост и взросление принцессы вдали от дома и родителей, в лесу, где постепенно проникаясь ее непосредственностью и добротой, Малефисента незримо оберегает девочку.

Раскаявшись, она пытается снять заклятие, но, увы, наступает момент, когда шестнадцатилетняя Принцесса Аврора знакомиться с заблудившемся Принцем Филиппом, и попадает чуть позже, в замок отца, куда держит путь, встреченный ею принц.

Во дворце отца заклятие Малефисенты реализуется и Аврора, уколов палец о веретено засыпает.

Малефисента и другие феи, надеются, что поцелуй Филиппа разбудит принцессу, но, увы.

Конец истории очень ярко иллюстрирует взаимное движение и помощь архетипов Принцессы и Ведьмы. Так Аврора символизирующая Внутреннего ребенка возвращает Ведьме-Малефисенте крылья, а поцелуй истинной материнской любви пробуждает Аврору от ее же заклятья.

Так разочарованная женщина может передать своей дочери психический интроект (вездесущую тень Ведьмы), в каком-то смысле «наложить заклятие» и тогда дочь рискует пережить такое же разочарование, как и когда-то ее мать.

Интересно, как в фильме в словах принцессы как бы невзначай показано знание девочки о тени. Она так и говорит Малефисенте, что «я знаю кто ты, ты – моя фея-крестная. Я всегда видела твою тень».

В конце мы видим, как происходит воссоединение Принцессы и Ведьмы и здесь эта история пересекается с мифом о Коре-Персефоне. Так и принцесса Аврора становиться властительницей обоих царств, т. е. обретает способность управлять как на сознательном (реальном), так и бессознательном (сказочном) уровне.

Если женщина стала Ведьмой, значит, она перестала верить в любовь и эту веру ей возвращает Принцесса (Внутренний ребенок). В этом смысле ребенок сильнее (его вера может и наивна, но непоколебима). А Ведьма как архетип ужасной матери, подпитываясь верой ребенка, возвращает способность любить.

Эта сказка иллюстрирует наследство дочери, которое она получает от завидующего женщине (скорее всего своей Ужасной матери) и жаждущем власти отца и травмированной матери. Говоря языком мифа, Аврора – плод отношений Эдипа и Электры.

Таким образом, первостепенная задача терапии оживить Внутреннего ребенка, т. е. обеспечить ресурсом, а уже затем восстановить разрушенную женственность, а значит веру в любовь и в мужчину.

Малефисента – иллюстрация именно этой части работы над женской травмой. Заклятье накладывает материнская фигура и реализуется оно через мужскую, но мужская роль здесь скорее посредническая, и потому, Принцессу не может оживить поцелуй Принца (это не его задача, а задача материнская).

Так внутри психики женщины происходит соединение мужского и женского начал, которые вступили в противоборство, возникает мост между сознательным и бессознательным.

Происходит соединение, того, что казалось невозможным соединить!



Символы, фигурирующие в фильмы вечны: Крылья – символ свободы, трон и корона – символы власти, как и борьба между ними, и / или все-таки можно соединить?

В конце фильма мы слышим слова, которые отражают суть происходящего:



«Два королевства примирила та, в ком соединились и зло и добро!»



Просмотров: 1024
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Малефисента: поцелуй истинной любви
  • Почему фильм Малефисента нашёл отклик у большой аудитории?
  • Почему мужчина зависим от женщины? (Каким образом женщина контейнирует мужчину).
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Материнский комплекс в современных диснеевских сказках. Часть 3. Малефисента
  • Малефисента. Исцеление. Разморозка любовью.
  • Задача мужчины и женщины в мире противоположностей... Гармония женского и мужского начала
  • Образ и роль отца для женщины ( для мужчин у которых дочери)
  • Возраст Женщины. Из Принцессы в Царевну.
  • Расстановка фэнтези "Малефисента" (2014г.)
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Поздравляю, у вас дочь! Роль отца в судьбе женщины
  • Почему мужчина может уйти даже от любимой женщины
  • Отношения мужчины и женщины с разницей в возрасте. Когда мужчина значительно старше женщины (10+)
  • Эволюция женской притягательности – от Женщины Умелой до Женщины Разумной
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Что может погубить отношения мужчины и женщины.
  • Существует ли дружба между мужчиной и женщиной? Точка зрения женщины.
  • Неустроенность личной жизни женщины, и с чем это может быть связано.
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Каким образом работает психолог-консультант, и как он может помочь?
  • Женщины сами обрезают мужчинам крылья. Интервью с психологом Юлией Меренчук
  • Единственный ребенок (Часть 2): когда в семье подрастает принцесса
  • Как дочь вышла замуж за маму. Сепарация женщины от матери.
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Принцы и принцессы Несмияны. Когда ребенок не идет на контакт – немного об элективном мутизме.
  • В чём разница между мужским и женским аспектом любви к себе? И как найти баланс?
  • Отношения «мать-дочь», как определяющий фактор развития будущей женщины
  • Внимание мужчины на женщине, когда внимание женщины на себе
  • Сильнее всего любят те женщины, которые уже знают, как это страшно, когда тебя вообще не любят



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь