|
Ответственность за учебуАвтор статьи: Казанцева Наталья Юрьевна
Я хочу поднять актуальную в наше время тему ответственности за учебу. Все чаще родители из хороших побуждений, так вовлекаются в процесс учебы ребенка, что практически учатся за него. Отслеживают и проверяют домашние задания, а иногда даже делают их за него, укладывают портфель и т.д. У многих родителей, особенно у сверхконтролирующих, есть тревожное убеждение, что все дети от природы ленивы, безответственны, только и думают, как бы развлечься. Большинство же детей готовы заниматься делом, вполне разумно сочетая его с отдыхом, хотят быть успешными, способными сосредоточенно работать и учиться, когда понимают, что это их дело, что оно под их управлением и контролем. Когда все победы их, и ошибки и поражения, тоже их. Дети легче и быстрее откликаются на ту деятельность, которую они сами могут организовать, на результат которой могут повлиять, в которой сами могут распределять свое время и свои усилия. Учеба в наших современных школах – непростое, но посильное занятие, с которым дети способны справиться самостоятельно. Конечно, если у родителей нет непомерных амбиций, и ребенка не отдали туда, где учебные требования выше его возможностей. Необходимо быть готовым, чтобы ребенок сначала научился учиться, а потом легко, самостоятельно и настолько успешно, насколько он может, постиг школьную программу. Мы сейчас все чаще наблюдаем детей невнимательных, расторможенных, несобранных потому, что за свое дошкольное время так и не научились управлять собой. Многое делалось и решалось за них, им не ставили границ, либо ограждали от всего, и у них не было возможности сделать дело самим сначала до конца. Многие родители считают, что насколько успешно учится ребенок в школе, настолько счастливым и обеспеченным потом будет его жизнь. В этом есть доля правды, но не вся. Ведь важно не только то, какие оценки у него будут по предметам, но и какие навыки, умения и чувства у него останутся после того, как он закончит школу. Если ребенок, учась в школе, в основном пребывает в напряжении, стрессе, страхе, если он часто ощущает себя раскритикованным, неуспешным, если у него останется ощущение, что учеба – это постоянное принуждение, это то, что он ненавидит. Тогда завершив обучение в школе, ему будет трудно любить учиться. Он постарается побыстрее закончить этот процесс в своей жизни и не возвращаться к нему никогда. Очень многие дети больше никогда не открывают крышку пианино после окончания музыкальной школы, ненавидят читать, потому что их заставляли, не способны написать даже письмо и т.д. Есть такой закон, чем больше контроля внешнего, тем меньше внутреннего. Родители все больше берут контроль в свои руки, соответственно его все меньше остается у ребенка. Они все больше проявляют к нему свою родительскую волю, все меньше ее становится у него самого. Все больше обучение и его оценки становятся их делом, тем меньше его. К тому же у него вырабатывается стойкое и сильное сопротивление к их давлению. Сопротивление может быть пассивным и выглядеть как лень, бесконечные походы в туалет, попить, поиграть, помечтать. Или более активные в виде капризов, возмущения, скандалов, прогулов, конфликтов. Чем больше давите, тем больше сопротивления. Родители в таком случае тычут в ребенка пальцем, называя его лентяем, раздолбаем, хулиганом и т.д. Постепенно у ребенка остается все меньше сил и желания пытаться справиться с тем, с чем ему невозможно справиться. Потому что при внешнем неусыпном контроле, у него пропадает собственный мотив делать что-то и много энергии уходит в сопротивление. Что же делать? Как помочь ребенку сформировать мотив к обучению, если его еще нет и не лишить его, если он уже имеется. Если ребенок упорно не хочет учиться, взывать к его сознательности, апеллируя ко взрослым ценностям (например, запугиванием бедностью или низким статусом), не имеет смысла. Можно «завлекать» (но только на начальном этапе), особенно младшего и среднего школьника, сиюминутными выгодами и поощрениями. Для каждого они индивидуальные, выбирать их нужно очень осторожно. Например: если «деловитому», «меркантильному», склонному использовать людей ребенку предлагать материальные вознаграждения, в нем можно взростить цинизм, и отказ от других ценностей, кроме материальных. Такого ребенка лучше наградить совместной прогулкой, фильмом, экскурсией туда, куда хочет он, днем непослушания, игрой «ты начальник». Если ребенок, наоборот, излишне романтичен, слишком отстранен от реальной жизни, то, возможно, стоит познакомить его с экономическими понятиями на практике, установив тарифы за конкретные достижения – это только расширит кругозор. Вы быстрее достигните успеха, если будете отмечать каждый шаг все более возрастающего контроля ребенка над собой, его каждый маленький успех, если на неудачи будете реагировать не натациями и упреками, а попыткой разобраться, почему это произошло. Внимательно прислушивайтесь к мыслям и чувствам ребенка. Если ваш ребенок делится с вами своими переживаниями, рассказывает о себе, о значимых для него событиях найдите время послушать его. Поддержка в трудную минуту, принимающее и не критикующее общение очень важно для детей, они себя чувствуют более защищенными, меньше энергии будет уходить на переживания, тревогу страхи – больше на учебу. Постараться научить ребенка доделывать все до конца. Если ваш ребенок бросает незавершенное занятие, потому что он устал или хочет посмотреть мультфильм, не запрещайте ему. Но при этом надо с ним обсудить, чем может закончится недоделанное, привести пример, наглядный простой для восприятия ребенка (мама готовила ужин, не доделала до конца, бросила приготовление и пошла смотреть интересный фильм, в итоге вся семья осталась вечером голодной). Донесите до ребенка, что вы всегда готовы ему помочь разобраться в проблеме, а если обратился к вам обязательно найдите время, помогите разобраться - обязательно дайте время ему самому подумать, уточните, где конкретно нужна помощь, предложите выдвинуть гипотезу, пусть подумает поразмышляет вместе с вами. Не запугивайте ребенка. Бывает, что хорошая учеба построена на страхе. На страхе наказания, на страхе будущего, на страхе потери одобрения и любви родителей. Мотивация страхом очень хорошо работает. Воспитанные на страхе на всю жизнь теряют способность действовать независимо. Не слишком ли высокая цена, за то что бы похвастаться хорошей учебой дочери или сына? Коснусь немного того факта, что дети иногда наоборот перебарщивают с учебой. Стремление соответствовать желаниям взрослых, желание быть хорошим забирают в детстве такой огромный ресурс, что они начинают болеть, а закончив школу им очень хочется отдохнуть. Особенно стараются в школе девочки, у которых и природа и традиционное воспитание закладывают потребность нравится, в том числе и учителям, и родителям. Взрослые, конечно, относятся к этому с поощрениям (гордость семьи, гордость школы), еще больше стимулирую на учебные достижения, начинают беспокоиться, когда организм или психика дает сбой. Так что сочетайте учебу с отдыхом, интересными, насыщенными событиями. Пусть обязательно ребенок делает что-то для себя - в удовольствие, это очень ресурсно, придает силы, а для учебы она так необходима. Будьте со своими детьми не только принимающими, понимающими, но при этом способны донести правила, которым вы придерживаетесь, и обозначить ребенку четкие границы, в рамках которых он будет жить, развиваться, любить и т.д. На этом заканчиваю. Дорогие родители, желаю Вам удачи в этом нелегком деле и огромного терпения и мудности! Используемая литература: А.Шевченко «Учебные тревоги или ребенок под прессом». И.Млодик «Современные дети и их несовременные родители».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|