"Черт знает что, глупость какая-то, мальчишество, суеверие. Ты дурак, Романович, это же ведь именно то, что надо, отдай им эту пьесу и дело с концом, - Кирилл ходил по комнате взад-вперед , нервно курил , стучал кулаком по столу и снова ходил, вдалбливая в деревянный пол каждый шаг . Он уговаривал себя . Тот другой в нем ,кому были адресованы проклятья, упрямо молчал.
Кирилл Вяземский писал музыку для театральных постановок . Иногда она использовалась, как самостоятельные вставки , иногда это было просто фоновое звучание, но как только режиссеры стали пользоваться его услугами , пресса моментально заговорила о музыке в театре, а зритель стал выискивать в афишах спектакли современных драматургов . Музыкальное оформление ,которым занимался Кирилл придавало своеобразный вкус каждой постановочной фразе. Литературные критики этого провинциального города все реже стали говорить о превосходстве классиков над молодыми авторами . Если текст был написан более-менее складно , а сюжет не был скучным и избитым , то Вяземскому было под силу заставить спектакль заиграть всеми красками ада и рая.
Еле слышная музыка , ложась на подсознание знающего толк театрала как бы гипнотизировала его , и делала удобоваримым
все , что происходило на сцене .
Такие спектакли шли на «ура». Журналисты в один голос заговорили о магии молодого композитора.
Кирилл брался далеко не за все заказы.
Его успех отчасти обуславливался тем , что любая принадлежащая ему музыкальная вещь выходила на суд слушателей только в том случае, если на протяжении нескольких дней уже готовое произведение не переставало будоражить самого автора.
Это было своеобразным творческим кредо Вяземского.
“Ай да Пушкин, ай да сукин сын.” Только те мелодии, которым он мог повторить эту фразу , поставив в ней собственную фамилию ,Кирилл отдавал режиссерам.
Отдавал только тогда , когда был уверен - лучше написать невозможно.
Не исключено, что болезненное самолюбие -это некая слабость, но когда отдаешь себе отчет в том, что оно у тебя есть, нужно просто уметь держать высокую планку .
Художником, которого может обидеть всякий, Вяземский не мог быть по определению.
Та работа, которую он должен был выполнить именно в этот день, давала шанс на серьезную карьеру. Пусть не самая известная, но все же столичная труппа, была у них на гастролях, и находящийся в постоянном поиске чего-то нового ее руководитель решил поэкспериментировать с уникальным в рамках уездного городка композитором .
Накануне Вяземского вызвал режиссер, с которым он уже не раз сотрудничал. “Кирилл Романович, такое дело. Выпивали, понимаешь вчера с Бродским , ну я ему про тебя и сказал. Статьи там кое какие почитать дал , а он говорит, - не бывало такого чтоб в театре музыка сыграла первую скрипку .Диалоги говорит, игра актеров – вот что главное, и ни от какого музыкального оформления им лучше не стать. В общем, на, посмотри сценарий. Если сможешь его удивить, он обещал забрать тебя в Москву. Времени правда у тебя в обрез .”
Кирилл читал сценарий и сердце начинало биться все чаше и чаше . Есть у него эта мелодия. Именно эта мелодия у него есть . “Попробую Виктор Андреевич ,“- сказал Кирилл и буквально попятился к двери . «Во дает, такое чувство что на ходу пишет, - подумал режиссер, глядя на моментально ушедший в себя, взгляд композитора .
И вот теперь Кирилл бился сам с собой.
У него была эта мелодия, даже расписанная уже для фортепиано и скрипки. Пожалуй самая сильная из тех , что он когда либо писал . Но год назад, сочинив ее, он сам же решил, что она будет неприкосновенна. Какой-то романтический минутный всплеск , заставил его принять твердое решение – сочинить музыку для женщины, которую когда-нибудь он захочет назвать своей женой.
Ну и что, что этой женщины еще не было рядом, а напротив было много других. Он знал, что когда-нибудь она, настоящая, придет и у него будет для нее настоящий подарок. Эта пьеса была гарантией того, что все, что он пустит в свою жизнь, будет только настоящим. Сейчас он лишь набирается опыта, испытывает себя, но настанет время и он отсеет все мелкое и никчемное, что несет в себе каждый человек, а все лучшее будет принадлежать Ей.
Сейчас к факту принятия такого решения можно было относится уже как угодно , но это безусловно был один из тех кирпичиков из которых когда-то сложился Кирилл Вяземский. Человек, который впрочем не лишен сомнений.
И вот теперь собрав всю волю в кулак, он просто терпел самого себя. Так они и ходили по комнате вместе. Вяземский, который был полон сил и желания сделать карьеру не взирая на какие то романтические принципы и Вяземский, который считал, что принципы в человеке самое главное и не делил их на романтические и какие-либо еще. Второй Вяземский оказался сильнее.
«Ты не можешь жить эфемерной мечтой о прекрасном будущем. В жизни не бывает так, как задумаешь.»
« Поэтому и не бывает, что человек не может быть верен даже самому себе. Поэтому и не бывает».
«Сбежал Вяземский- то Ваш. Извинился, сказал, что не смог написать ничего достойного, уехал в деревню. Проиграл, как я и думал,» - сказал Бротский Виктору Андреевичу на следующий день. И только услышав эти слова, Виктор Андреевич понял, как переживал все выходные. Как боялся, что улетит Кирилл в столицу и оставит его актеров один на один со зрителем. А то, что Вяземский проиграть не может, он знал твердо, хотя бы потому, что этот парень никогда не играл не с собой, не с другими. Он вообще не играл с жизнью. Он жил наверняка и пока ему это удавалось.
Следующие полгода были в творчестве молодого композитора более чем удачными. При его непосредственном участии в театрах города были поставлены семь новых спектаклей. А вот музыка для рекламных роликов, авторские пьесы для элитных баров и ресторанов, хоть и не особо тешили самолюбие Кирилла, но бесспорно были хороши и принесли неплохой доход. К Рождеству это позволило Кириллу сделать вполне приличный ремонт на загородной даче, где он планировал провести праздники.
К этой самой волшебной в году ночи, судьба преподнесла Кириллу подарок. На вечеринке, которую в шутку назвали «вечеринкой в честь рождения Иисуса Христа», Кирилл познакомился с Мариной. Его «летняя приятельница» из соседней дачи, помощница во всех садово-огородных делах, Ольга, привела на праздник свою подругу.
Он никогда не думал, что узнает Ее сразу, но на первом же танце, на который он пригласил Марину, он понял, что танцует до боли со своей девчонкой.
Их отношения развивались на редкость стремительно. Любовь с первого взгляда ни одному, ни другому в 30 лет, почему-то не казалась безумством. Они будто были созданы друг для друга. Разница заключалась лишь в том, что Кирилл более сильно и безоглядно верил в то, что между ними происходит. А Марина, как многие женщины к этому возрасту все же умудрилась пережить несколько ударов судьбы, и поверить в серьезное продолжение столь безоблачного счастья ей было гораздо труднее. Но он -то знал, какой у него есть козырь, что бы переломить сложившуюся ситуацию.
Следующим летом он сделал ей предложение.
«Можно я немножко подумаю, - улыбнулась она.
«Только немножко, пока я дойду до рояля. Знаешь, около года назад я написал музыку для тебя. Мне дорогого стоило сохранить ее до этого дня», - все это время Кирилл держал Маринину руку в своих руках и между словами целовал ее пальцы.
«Ты что-то путаешь, милый, мы знакомы лишь полгода».
«Вот глупышка, 30 лет назад ты родилась, что бы стать моей женой. Просто непростительно, что всего год назад я написал для тебя музыку»
Рассказывая своей суженной о том, что браки совершаются на небесах, Кирилл уже зажигал на рояле свечи. Достаточно было одного взгляда в сторону окна, что бы понять – все звезды ясного июльского неба собрались у дома Кирилла, что бы подслушать это признание в любви. Кирилл именно так представлял себе эту ночь.
От Марины не скрылась легкая дрожь его рук и излишне порывистые, такие несвойственные ему движения. Она понимала, что он готовится сделать что-то очень важное для себя. Он сбился на первом же такте, чего не было никогда прежде, и она поверила ему. Поверила, если бы он даже не начал играть, но его руки все увереннее и увереннее скользили по клавишам….. Оценить эту музыку ей было не суждено. «Господи, почему так жестоко». Она превратилась в каменный столп. Она стояла за спиной Кирилла и он не видел, как болезненно исказилось ее лицо, как потекли по щекам слезы от той божественной несправедливости, которую никогда не поймет и с которой никогда не смирится обычный человек.
Она вспомнила, что уже слышала эту музыку, слышала при очень грустных обстоятельствах, когда не во всем отдаешь себе отчет. Слышала издалека, из соседнего дома своей подруги Ольги. Тогда она была тихим, как будто нереальным фоном того, что происходило на глазах Марины. Еще спустя несколько дней, она приказала себе забыть тот коротенький, но очень болезненный эпизод вместе с которым забылась и музыка.
И вот теперь она звучала все сильнее и сильнее, оживляя забытые картинки прошлого лета.
********
«Полить две первые грядки слева и обильно полить все, что есть в теплице справа, - повторяла Марина наказ Ольги, уехавшей на курорт, - Подышать свежим загородным воздухом полчаса, выпить чай, выкурить сигарету и быстро возвращаться домой, где дел невпроворот», - приплюсовала Марина к Ольгиному наказу собственные планы.
Она уже подъезжала к дому Ольги на своей старенькой «девятке», которая всю дорогу пыхтела и сопротивлялась столь дальней поездке, когда увидела на обочине дороги маленький шевелящийся комочек. Марина нажала на тормоза и вышла из машины. Это был щенок, видимо сбитый спешившими на отдых дачниками. Она внесла его в дом и сразу положила на диван в прихожей, поняв вдруг, что причиняет малышу дополнительную боль, держа его на руках. «Как тебе помочь, маленький?, - спрашивала она сквозь слезы. Щенок, с трудом, приподнял голову, благодарно лизнул ей руку, после чего его голова обессилено упала. «Ветлечебница? Нет, я не довезу его до города.» Марина не была врачом, но инстинктивно поняла, помочь щенку было уже нельзя, он умирал. Можно только быть рядом, только успеть дать ему немножко любви. «Молока нет, - подумала Марина, - да и вряд ли он может пить», она отыскала у Ольги в аптечке пипетку и дала щенку немного воды. Он открыл глаза и от его взгляда она расплакалась. «Что сделать для него», она боялась его даже погладить, такая боль была в этих незнакомых глазах.
Она поняла, что должна говорить с ним, успокаивать и рассказывать, как он дорог и нужен на этом свете. «Я назову тебя Лучиком. Ты очень хороший и сильный, Лучик. О такой собаке мечтает каждый человек. Ты вырастешь большой и доброй собакой, - от безысходности Марина решила заставить себя верить в чудесное исцеление, она даже прочитала молитву, которую помнила с детства. Которой научила ее старенькая прабабушка. Какая то божественная музыка звучала у нее в голове. Она то приподнимала их с Лучиком над землей, то опускала обратно. И Марина заметила - когда музыка устремлялась ввысь, Лучик открывал глаза, когда шла вниз - глаза закрывались и щенок как будто переставал дышать. И Марина загадала, если мелодия закончится на подъеме - Лучик будет жить.
Сколько прошло времени, Марина не знала. Она сидела на коленках возле дивана, где лежал щенок и постоянно что-то шептала ласковым голосом, иногда даже пыталась петь колыбельные, и тихонечко гладила его по голове, кажется от этого ему не становилось больнее. Музыка почему-то никак не прекращалась, она обрывалась всегда на разных местах и начиналась заново и Марина подумала, что кто-то разучивает новую мелодию. Тогда ей и в голову не могло прийти, что ее сочиняют. «Остановись, - мысленно кричала она, когда музыка уходила вверх. Но она продолжалась. «Остановись, - кричала она, когда Лучик в очередной раз открывал глаза.
Начало светать, когда мелодия просто взвилась, казалось она силилась оторваться от земли, щенок встрепенулся, поднял голову и со всей нежностью, на которую был способен, лизнул Маринину руку. Его глаза светились, и Марина подумала, что им вдвоем удалось обмануть судьбу - Лучик вырастет большой сильной собакой. …Мелодия за окном вдруг превратилась в легкий осенний лист и стала кружась, опускаться на землю. И затихла. Лучик так же медленно и плавно положил голову на Маринины руки. Он не дышал…..
********
И вот сейчас, сидя к ней спиной Кирилл продолжал играть. Она понимала, что эта музыка должна была вызвать в ее душе совсем другие переживания. Видимо тот последний такт, на котором закрыл глаза Лучик, на самом то деле означал умиротворение и единение родственных, так долго ищущих друг друга, душ. Она понимала и то, о какой реакции со стороны любимой женщины мечтал Кирилл, который вот-вот закончит играть свою мелодию. Вправе ли она открыть ему правду, ради чего она это сделает. Может быть «ложь во спасение» это как раз про такие минуты? Когда Кирилл повернулся к ней, у нее еще не было ответа на собственные вопросы, она не успела объяснить себе, что и почему нужно делать и говорить, она знала лишь одно – она любит этого человека, так значит… «Когда наша свадьба, Кирилл?», улыбнулась она сквозь слезы. Вам приходилось видеть те редкие моменты, когда человек на глазах становится безумно счастливым? Вам приходилось быть причиной этого превращения? Марина только на секунду позволила себе допустить мысль о том, что вот она объясняет Кириллу истинную причину своих слез… Она сильно зажмурила глаза «прости Лучик» и быстро их открыла. Но в эту секунду Марине показалось, что Лучик ей улыбнулся.
Они жили долго и счастливо, и Кирилл играл ей их мелодию каждую годовщину свадьбы. И он никогда не узнал, о чем вспоминала в эти минуты Марина, потому что она была настоящая, та о которой он когда-то так по-мальчишечьи мечтал.