|
Ты все поймешь, ты все увидишь сам. Арт-терапевтическая техника.Автор статьи: Милашина Ольга Георгиевна
Предлагаю вашему вниманию арт-терапевтическую технику, которую можно использовать как тест, а можно как терапевтическое упражнение. Данная техника помогает определить ваше бессознательное отношение к самому себе и своему окружению. Вам понадобятся: бумажный лист и художественные средства – разные, любые, чтобы был выбор: карандаши, фломастеры, краски, мелки и т.д. Задание звучит так:
Вот рисунок 13 летней девочки для примера. А сейчас переходим к анализу полученного материала. Обратите внимание на градацию цветов, расположение фигур в пространстве, их размер, совпадение цветов и форм в разных фигурах, отсутствие кого – то из «важных» фигур, или наоборот, включение того, кого уже нет в вашей жизни.
Градация цветов важна, так как позволяет сравнить привлекательность цвета и применение его в рисовании различных фигур. Если вы рисуете кого – то или что – то «приятным» цветом, значит, хорошо к этому человеку относитесь, и наоборот. Иногда «сознательное» и «бессознательное» отношение сильно различаются. Например, в фигуре любимого человека вы можете увидеть неприятный, расположенный в конце таблицы ранжирования, цвет. Тогда полезно выяснить, с каким качеством, особенностью личности ассоциируется данный цвет. Посредством цветовой ассоциации вы можете понять, что именно вас не устраивает в любимом человеке. Если искать значение цветов в справочниках, книгах разных авторов, вы удивитесь, как сильно отличаются эти представления. Поэтому, лучше спросить символику цвета у автора рисунка. Это будет более достоверная информация. А это рисунок 15 летнего юноши.
Фигуры над вами означают ограничение, которое данные люди вносят в вашу жизнь. Если это дети – возможно, что вы ставите их интересы выше своих. Фигуры, расположенные под вами, наоборот, дают поддержку. По расположению фигур можно определить механизмы нарушения контакта, например, слияние (когда между фигурами нет границ), стремление к изоляции (когда одна фигура четко отделена от других фигур), нарушение иерархии и т.д.
Чем больше фигура, тем более значение того человека, которого она символизирует в вашей жизни, и наоборот. Мелкими обычно рисуются те персонажи, которые мало значат, а большие фигуры говорят о значимости данного человека. Пример рисунка 25 летней девушки.
Обратите внимание на совпадение цветов и форм в разных фигурах. Это означает сходство между этими людьми. В чем оно проявляется? Можно спросить себя: «Что общего для меня в этих людях?»
Если вы кого – то не вспомнили и не нарисовали, вероятно, этого человека «не очень - то и хочется видеть». Скорее всего, с ним связаны какие – то негативные переживания. Было бы полезно разобраться, какие именно.
Если нарисовали того, кого уже нет в вашей жизни (умер, расстались), можно предположить, что он до сих пор имеет для вас большое значение. Хорошо бы выяснить, какое. Что вам давал данный человек и как вы можете получить то, что он давал, от других людей?
Когда на рисунках вместе с людьми, а иногда и вместо людей присутствует любимое животное, это может означать недостаток тепла в имеющихся отношениях, неумение строить эти отношения. Дополнительно к уже полученной информации, можно задать следующие вопросы:
Это примерный перечень вопросов. Техника очень многовариантная. Если у вас появится желание перерисовать какие – либо фигуры, что – то убрать или добавить, вы можете это сделать. Рисунок можно использовать как контекстное поле для расстановки. Нарисованные фигуры можно передвигать, сближать, отдалять (в воображении или перерисовывая), вести "расстановочные диалоги", добавлять в рисунок образ проблемы. На основании представленных фигур можно сочинить сказку. Если вы работаете с клиентом, и он говорит: «Я не умею рисовать» или «Я плохо рисую», можно объяснить, что вам не важна художественная ценность рисунка. Если же он наотрез отказывается от рисования, можно предположить, что у человека огромное опасение перед раскрытием себя: своих проблем, мыслей, желаний. И вам остается только с уважением принять его отказ рисовать и идти другим путем… Другие статьи о работе с рисунком: Я – маленькая лошадка. Работа с рисунком. Болезнь как проявление эмоциональной зависимости. Работа с рисунком. Работа с бесплодием с помощью рисунка. То, на что мы смотрим, увеличивается. Арт-терапевтическая техника «слепой художник». Статьи о работе с пластилином: Я леплю из пластилина… Что на сердце варится, в лице не утаится. :Автопортрет из пластилина. «Неведома зверюшка». Лепим сами свою жизнь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|