Ты все поймешь, ты все увидишь сам. Арт-терапевтическая техника.

Предлагаю вашему вниманию арт-терапевтическую технику, которую можно использовать как тест, а можно как терапевтическое упражнение. Данная техника помогает определить ваше бессознательное отношение к самому себе и своему окружению.

Вам понадобятся: бумажный лист и художественные средства – разные, любые, чтобы был выбор: карандаши, фломастеры, краски, мелки и т.д.

Задание звучит так:

  1. Нарисуйте в виде ассоциаций себя и тех людей, с которыми вас связывают эмоциональные отношения. Это могут быть члены вашей семьи, друзья, коллеги и другие люди.
  2. На свободном месте проранжируйте те цвета, которые вы использовали в рисунке, то есть сверху сделайте штрих наиболее приятного цвета, под ним – цвет, чуть менее приятный и т.д.

Вот рисунок 13 летней девочки для примера.

 Ты все поймешь ты все увидишь сам Арт терапевтическая техника

А сейчас переходим к анализу полученного материала. Обратите внимание на градацию цветов, расположение фигур в пространстве, их размер, совпадение цветов и форм в разных фигурах, отсутствие кого – то из «важных» фигур, или наоборот, включение того, кого уже нет в вашей жизни.

  1. Градация цветов.

 Градация цветов важна, так как позволяет сравнить привлекательность цвета и применение его в рисовании различных фигур. Если вы рисуете кого – то или что – то «приятным» цветом, значит, хорошо к этому человеку  относитесь, и наоборот. Иногда «сознательное» и «бессознательное» отношение сильно различаются. Например, в фигуре любимого человека вы можете увидеть неприятный, расположенный в конце таблицы ранжирования, цвет. Тогда полезно выяснить, с каким качеством, особенностью личности ассоциируется данный цвет. Посредством цветовой ассоциации вы можете понять, что именно вас не устраивает в любимом человеке. Если искать значение цветов в справочниках, книгах разных авторов, вы удивитесь, как сильно отличаются эти представления. Поэтому, лучше спросить символику цвета у автора рисунка. Это будет более достоверная информация.

А это рисунок 15 летнего юноши.



  • Расположение фигур в пространстве.

Фигуры над вами означают ограничение, которое данные люди вносят в вашу жизнь. Если это дети – возможно, что вы ставите их интересы выше своих.

Фигуры, расположенные под вами, наоборот, дают поддержку.

По расположению фигур можно определить механизмы нарушения контакта, например, слияние (когда между фигурами нет границ), стремление к изоляции (когда одна фигура четко отделена от других фигур), нарушение иерархии и т.д.

  • Размер фигур.

Чем больше фигура, тем более значение того человека, которого она символизирует в вашей жизни, и наоборот. Мелкими обычно рисуются те персонажи, которые мало значат, а большие фигуры говорят о значимости данного человека.

Пример рисунка 25 летней девушки.



  • Совпадение цветов и форм в разных фигурах.

Обратите внимание на совпадение цветов и форм в разных фигурах. Это означает сходство между этими людьми. В чем оно проявляется? Можно спросить себя: «Что общего для меня в этих людях?»

  • Забыли кого – то нарисовать.

Если вы кого – то не вспомнили и не нарисовали, вероятно, этого человека «не очень - то и хочется видеть». Скорее всего, с ним связаны какие – то негативные переживания. Было бы полезно разобраться, какие именно.

  • Нарисовали того, кого уже нет в вашей жизни.

 Если нарисовали того, кого уже нет в вашей жизни (умер, расстались), можно предположить, что он до сих пор имеет для вас большое значение. Хорошо бы выяснить, какое. Что вам давал данный человек и как вы можете получить то, что он давал, от других людей?

  • Нарисовали животное.

 Когда на рисунках вместе с людьми, а иногда и вместо людей присутствует любимое животное, это может означать недостаток тепла в имеющихся отношениях, неумение строить эти отношения.

Дополнительно к уже полученной информации, можно задать следующие вопросы:

  1. Что вы чувствуете по отношению к каждой фигуре, изображенной на рисунке?
  2. Как происходит обмен между фигурами? Что каждая фигура дает и получает от других фигур?
  3. Что каждая фигура при этом хочет от других фигур?
  4. Что произойдет, если исчезнет… (можно проверить результат от исчезновения каждой из фигур, составляющих рисунок, по очереди)?
  5. Что произойдет, если кто – то или что – то еще появится на рисунке?
  6. Кто бы это мог быть?
  7. Как изменится ваше состояние, если какая – либо из фигур изменит цвет? Например, станет красной, желтой и т.д.
  8. Что случится, если …?

Это примерный перечень вопросов. Техника очень многовариантная.

Если у вас появится желание перерисовать какие – либо фигуры, что – то убрать или добавить, вы можете это сделать.

Рисунок можно использовать как контекстное поле для расстановки. Нарисованные фигуры можно передвигать, сближать, отдалять (в воображении или перерисовывая), вести "расстановочные диалоги", добавлять в рисунок образ проблемы.

На основании представленных фигур можно сочинить сказку.

Если вы работаете с клиентом, и он говорит: «Я не умею рисовать» или «Я плохо рисую», можно объяснить, что вам не важна художественная ценность рисунка. Если же он наотрез отказывается от рисования, можно предположить, что у человека огромное опасение перед раскрытием себя: своих проблем, мыслей, желаний. И вам остается только с уважением принять его отказ рисовать и идти другим путем…

Другие статьи о работе с рисунком:

Я – маленькая лошадка. Работа с рисунком.

Болезнь как проявление эмоциональной зависимости. Работа с рисунком.

Работа с бесплодием с помощью рисунка.

То, на что мы смотрим, увеличивается.

Арт-терапевтическая техника «слепой художник».

Статьи о работе с пластилином:

Я леплю из пластилина…

Что на сердце варится, в лице не утаится.

:Автопортрет из пластилина.

«Неведома зверюшка».

Лепим сами свою жизнь.



Просмотров: 378
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что можно сделать, если Вас не устраивает зарплата?
  • Можно ли критиковать Фрейда? И если можно, то за что?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Что делать если у мужа пропало желание? Что делать если нет секса? Как стать привлекательной?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что делать, если вам кажется, что у вас кризис: 3 простых шага и 1 тест
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Помощь психолога. Что можно сделать, если муж пьёт?
  • Если нет любви: что нужно знать тем, кого недолюбили
  • Сине-зеленый цвет. Что значит, если вам нравится этот цвет?
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Нет энергии ни на что! Что можно сделать самому? Зачем стоит обратиться к специалисту?
  • Как понять, что в жизненном пространстве человека, которого вы считаете близким, для вас нет места.
  • Дружба — это только то, что можно проверить...
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Как зрелая женщина ведет себя в контакте с мужчиной. А что если вы травмированы, и все наоборот?
  • Если я не говорю психологу всей правды о себе, можно ли рассчитывать, что консультации помогут?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь