Ты все поймешь, ты все увидишь сам. Арт-терапевтическая техника.

Предлагаю вашему вниманию арт-терапевтическую технику, которую можно использовать как тест, а можно как терапевтическое упражнение. Данная техника помогает определить ваше бессознательное отношение к самому себе и своему окружению.

Вам понадобятся: бумажный лист и художественные средства – разные, любые, чтобы был выбор: карандаши, фломастеры, краски, мелки и т.д.

Задание звучит так:

  1. Нарисуйте в виде ассоциаций себя и тех людей, с которыми вас связывают эмоциональные отношения. Это могут быть члены вашей семьи, друзья, коллеги и другие люди.
  2. На свободном месте проранжируйте те цвета, которые вы использовали в рисунке, то есть сверху сделайте штрих наиболее приятного цвета, под ним – цвет, чуть менее приятный и т.д.

Вот рисунок 13 летней девочки для примера.

 Ты все поймешь ты все увидишь сам Арт терапевтическая техника

А сейчас переходим к анализу полученного материала. Обратите внимание на градацию цветов, расположение фигур в пространстве, их размер, совпадение цветов и форм в разных фигурах, отсутствие кого – то из «важных» фигур, или наоборот, включение того, кого уже нет в вашей жизни.

  1. Градация цветов.

 Градация цветов важна, так как позволяет сравнить привлекательность цвета и применение его в рисовании различных фигур. Если вы рисуете кого – то или что – то «приятным» цветом, значит, хорошо к этому человеку  относитесь, и наоборот. Иногда «сознательное» и «бессознательное» отношение сильно различаются. Например, в фигуре любимого человека вы можете увидеть неприятный, расположенный в конце таблицы ранжирования, цвет. Тогда полезно выяснить, с каким качеством, особенностью личности ассоциируется данный цвет. Посредством цветовой ассоциации вы можете понять, что именно вас не устраивает в любимом человеке. Если искать значение цветов в справочниках, книгах разных авторов, вы удивитесь, как сильно отличаются эти представления. Поэтому, лучше спросить символику цвета у автора рисунка. Это будет более достоверная информация.

А это рисунок 15 летнего юноши.



  • Расположение фигур в пространстве.

Фигуры над вами означают ограничение, которое данные люди вносят в вашу жизнь. Если это дети – возможно, что вы ставите их интересы выше своих.

Фигуры, расположенные под вами, наоборот, дают поддержку.

По расположению фигур можно определить механизмы нарушения контакта, например, слияние (когда между фигурами нет границ), стремление к изоляции (когда одна фигура четко отделена от других фигур), нарушение иерархии и т.д.

  • Размер фигур.

Чем больше фигура, тем более значение того человека, которого она символизирует в вашей жизни, и наоборот. Мелкими обычно рисуются те персонажи, которые мало значат, а большие фигуры говорят о значимости данного человека.

Пример рисунка 25 летней девушки.



  • Совпадение цветов и форм в разных фигурах.

Обратите внимание на совпадение цветов и форм в разных фигурах. Это означает сходство между этими людьми. В чем оно проявляется? Можно спросить себя: «Что общего для меня в этих людях?»

  • Забыли кого – то нарисовать.

Если вы кого – то не вспомнили и не нарисовали, вероятно, этого человека «не очень - то и хочется видеть». Скорее всего, с ним связаны какие – то негативные переживания. Было бы полезно разобраться, какие именно.

  • Нарисовали того, кого уже нет в вашей жизни.

 Если нарисовали того, кого уже нет в вашей жизни (умер, расстались), можно предположить, что он до сих пор имеет для вас большое значение. Хорошо бы выяснить, какое. Что вам давал данный человек и как вы можете получить то, что он давал, от других людей?

  • Нарисовали животное.

 Когда на рисунках вместе с людьми, а иногда и вместо людей присутствует любимое животное, это может означать недостаток тепла в имеющихся отношениях, неумение строить эти отношения.

Дополнительно к уже полученной информации, можно задать следующие вопросы:

  1. Что вы чувствуете по отношению к каждой фигуре, изображенной на рисунке?
  2. Как происходит обмен между фигурами? Что каждая фигура дает и получает от других фигур?
  3. Что каждая фигура при этом хочет от других фигур?
  4. Что произойдет, если исчезнет… (можно проверить результат от исчезновения каждой из фигур, составляющих рисунок, по очереди)?
  5. Что произойдет, если кто – то или что – то еще появится на рисунке?
  6. Кто бы это мог быть?
  7. Как изменится ваше состояние, если какая – либо из фигур изменит цвет? Например, станет красной, желтой и т.д.
  8. Что случится, если …?

Это примерный перечень вопросов. Техника очень многовариантная.

Если у вас появится желание перерисовать какие – либо фигуры, что – то убрать или добавить, вы можете это сделать.

Рисунок можно использовать как контекстное поле для расстановки. Нарисованные фигуры можно передвигать, сближать, отдалять (в воображении или перерисовывая), вести "расстановочные диалоги", добавлять в рисунок образ проблемы.

На основании представленных фигур можно сочинить сказку.

Если вы работаете с клиентом, и он говорит: «Я не умею рисовать» или «Я плохо рисую», можно объяснить, что вам не важна художественная ценность рисунка. Если же он наотрез отказывается от рисования, можно предположить, что у человека огромное опасение перед раскрытием себя: своих проблем, мыслей, желаний. И вам остается только с уважением принять его отказ рисовать и идти другим путем…

Другие статьи о работе с рисунком:

Я – маленькая лошадка. Работа с рисунком.

Болезнь как проявление эмоциональной зависимости. Работа с рисунком.

Работа с бесплодием с помощью рисунка.

То, на что мы смотрим, увеличивается.

Арт-терапевтическая техника «слепой художник».

Статьи о работе с пластилином:

Я леплю из пластилина…

Что на сердце варится, в лице не утаится.

:Автопортрет из пластилина.

«Неведома зверюшка».

Лепим сами свою жизнь.



Просмотров: 381
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Можно ли критиковать Фрейда? И если можно, то за что?
  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Если очень хочется, то можно. Пластические операции.
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • О женской сепарации от родительских фигур.
  • Что можно сделать, если Вас не устраивает зарплата?
  • Сколько нужно фигур для успеха в расстановке?
  • Волшебная сила шахматных фигур и их возможности в психотерапии.
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Коллекция фигур для работы методом юнгианской песочной терапии.
  • Свои отношения можно корректировать самостоятельно, если хочется знать, как?
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • Можно ли сохранить хорошие отношения, если человек не оправдал ожидания?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • «Ресурсы в семейных отношениях: если отношения «остыли», чем можно их «разогреть»
  • Если все хорошо, то отличить оптимиста от пессимиста – можно лишь по физиономии
  • Можно ли использовать других людей? - Нужно!
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Почему вам нельзя, если другим можно?
  • Можно ли быть счастливой, если муж намного моложе
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Можно ли быть счастливым, если гречка всё время дорожает!
  • Помощь психолога. Что можно сделать, если муж пьёт?
  • Чем можно помочь себе, если вы в депрессии?
  • Можно быть счастливым, если ты виноват? | Справедливость и любовь. Преступление и наказание.
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Как быть, если сильно зависишь от мнения других людей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь