Маленькая серенькая курочка сидела на полянке рядом с курятником и грустила:
— Я маленькая, бедная и несчастная. Петухи меня не понимают, куры меня обижают. В курятнике темно, глухо, пусто, грустно.
Курочка сидела и страдала уже не один день. Однажды мимо пролетала большая белая птица. Она услышала слова курочки, приземлилась рядом и сказала:
— Не переживай, курочка. Хочешь, я тебе помогу полететь в прекрасную страну, где ты будешь счастлива?
— Нет, — сказала серая курица. — Это невозможно — курицы не могут летать.
— Ну и что? — ответила белая птица. — Я научу тебя.
— Нет, — сказала серая курица. — У меня слишком маленькие крылья.
— Не переживай, — успокоила белая птица. — Я посажу тебя себе на спину, и мы полетим вместе!
— Нет, — вздохнула серая курица. — Я прилечу туда, и мне негде будет жить.
— Не переживай, — обнадежила ее белая птица. — Я помогу тебе сделать так, чтобы у тебя было жилье.
— Нет, — сказала серая курица. — Что я буду делать одна? Мне будет грустно.
— Не переживай, — улыбнулась белая птица. — Я помогу тебе найти петушка.
— Нет, — сказала серая курица. — А вдруг этот петушок окажется злой и вредный?
— Не переживай, — вздохнула белая птица. — Я научу тебя жить так, чтобы в твоей жизни встречались только замечательные петухи.
— Нет, — сказала серая курица. — Таких петухов не бывает на свете.
— ДА ПОШЛА ТЫ В ЖОПУ! — заорала белая птица, распустила огромные крылья и улетела.
А маленькая серенькая курочка только убедилась, как несправедлив мир в котором она живет и как плохо к ней относятся окружающие.
Большая белая птица попалась на классическую берновскую игру "Да, но..." Спасатели всегда попадаются. Спасатели слишком сильно хотят поймать бедную Жертву и причинить ей добра. Но Спасатели не могут никого спасти. И Спасатели всегда в итоге бесятся от своей беспомощности, обвиняя Жертву и становясь еще одним Тираном в ее жизни, а Жертва всегда побеждает:
- Ну вот, и ты меня покинула большая белая птица,- горько вздохнула курочка.- А я ведь с самого начала знала, что моя жизнь - сплошное безнадёжное страдание, и что даже ты меня покинешь.
Важно понимать, что большая белая птица вела себя непрофессионально.
Во-первых, не стоит предлагать то, на что курочка все равно не согласится. Потому что она все равно не согласится.
Во-вторых, не стоит решать курочкины проблемы. Большая белая птица почитает книгу Эрика Берна "Игры, в которые играют люди", еще несколько раз вляпается в курочек. Возьмет, наконец, супервизию, пройдет хотя бы 20-30 часов собственной терапии, снова перечитает Берна и на этот раз поймет, о чем он писал. И постепенно осознает, что она не в силах решить проблемы курочки. Что все ее усилия будут разрушены простым "так не бывает".
В-третьих, самое главное, злость на курочку тут совершенно неуместна. Спасатели почему-то думают, что они знают, как правильно жить курочкам. И их высокомерие заслуженно карается. Как минимум, необходимо было спросить, нужна ли курочке помощь, или она так и собирается грустить о своей печальной жизни. Навязывать свою помощь без запроса называется - насилие. Большая белая птица под соусом заботы совершала психологическое насилие. И последняя ее фраза это подтверждает как нельзя лучше. Если бы большая белая птица действительно любила курочку и заботилась о ней, то она сказала бы что-то типа:
- Хорошо, милая. Я была слишком высокомерна. Прости, что я тащу тебя туда, куда ты не хочешь. Я улетаю, вернусь весной. Хочешь, я спущусь и расскажу тебе о странах, где я была?
Или:
- Да, я поняла, что ты в это не веришь. А я в это верю, даже если ты не веришь. Я верю, потому что я видела другую жизнь. Вот моя визитка, если захочешь что-то изменить, позвони, я постараюсь тебе помочь.
Или:
- Сочувствую очень... И что ты хочешь с этим сделать?
Или:
- Хорошо, я поняла. Это тот максимум, которого мы достигли на сегодня. Давай договоримся о встрече на следующую неделю, а ты подумаешь, хочешь ли ты что-то поменять в этом, и что именно, а самое главное, хотела бы ты поверить в то, что такая жизнь возможна.
Или:
- Сочувствую, милая, у тебя действительно непростая судьба и даже я ничем не могу тебе помочь. Хочешь, дам тебе телефон хорошего психолога, который специализируется именно на таких ситуациях?
И тогда у курочки есть хоть какой-нибудь шанс хоть когда-нибудь принять предложение большой белой птицы.
А если ее послать, то курочка без вариантов остается Жертвой:
- Да ходила я к большой белой птице, толку-то? Ничего нового она мне не сказала.
И в этом курочка права, ничего нового она действительно не услышала. Все было как обычно, большая белая птица поступила так же, как и всё курочкино окружение: предложила помощь, а потом начала обвинять. Уверен, что курочка имеет огромный опыт такого обращения, большая белая птица лишь обогатила его. У нее хватило бы профессионализма принять курочку с ее грустью и жертвенностью, но не с ее нежеланием что-то делать и неверием в лучшую жизнь. У нее не хватило терпения, любви и принятия там, где ее помощь не принимают.
Профессионал же дает такой опыт, которого не было в жизни человека. И именно это работает в терапии, потому что все, что у клиента в жизни было к этому моменту, привело его к именно этим проблемам и затруднениям. У профессионала нет навязчивого желания всем помочь. И профессионал не ловит людей на улице со словами:
- Девушка, у вас лицо грустное, вам срочно надо к психологу!
Так что у этой притчи есть и вторая сторона. Попробуйте теперь перечитать ее так же, как читает психолог. То есть – замечая обе стороны одновременно. Получите опыт, которого, возможно, еще не было в жизни ;)
Александр Мусихин
Психолог, психотерапевт, писатель
http://alexandrmusihin/blog