|
Что такое Я-концепция?Автор статьи: Галина Чикова
*** Что такое Я-концепция? Это одно из ключевых понятий в психотерапии, поэтому предлагаю познакомиться с ним поближе. Если очень по-простому, Я-концепция - это сформировавшееся у человека представление о самом себе или восприятие себя. Формирование Я-концепции начинается с раннего детства благодаря взаимодействию со значимыми взрослыми (в первую очередь, с мамой). Выделяют несколько фаз развития Я-концепции: от 0 до полутора лет; от 1,5 до 3 лет; от 3 до 7 лет. К семи годам «ядро» личности, таким образом, уже сформировано – и дальше будет происходить наращивание «массы» личности:) В Я-концепцию встраивается тот жизненный опыт, который был эмпатически принят и символизирован значимыми взрослыми и впоследствии самой личностью. Если какой-то опыт не был принят, он искажается или вовсе не встраивается в Я-концепцию (отрицается): получается, что реально проживаемый опыт и образ самого себя не совпадают. Возникает так называемая «вторичная неконгруэнтность» - когда уже взрослый человек в ситуациях, в которых проявляется это расхождение, ощущает внутренний конфликт (часто неосознаваемый), выражаемый в той или иной форме. С течением жизни Я-концепция изменяется и расширяется. Мы будем говорить о незрелой Я-концепции, когда: - образ самого себя не ясен (человек вообще затрудняется ответить на вопрос «Кто я?», «Какой я?», определить себя, описать себя); - переживания самоценности нестабильны (низкая/ неустойчивая/ завышенная самооценка); - Я-концепция зависима от оценки других людей; - Я-концепция ригидна, не принимает изменений (очень рамочна, стереотипна); - Я-концепция уязвима и подвержена сомнениям при столкновении с новым опытом; - Я-концепция не «достроена» из-за вытесненного и невключённого опыта. Мы недавно играли с дочкой в игру (дочь у меня часто выступает в роли подопытного кролика:)), которая называется «Я люблю». Я пишу на листке бумаги «я люблю то-то», далее заворачиваю полоску и передаю дочери – она пишет своё «я люблю…». Мы исписали два больших листа и уже просто устали – с маленькими можно писать на «кто раньше сдастся» (у кого исчерпаются «я люблю»). Потом зачитали получившееся вслух. Можно так же поиграть в «Я могу», «Я умею» и так далее. Уверена, найдётся потом, что обсудить с ребёнком! Такое занятие поможет побольше узнать себя и друг друга, а написанное символизируется и закрепится в Я-концепции. *** Первичное размещение в Psymeblog Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|