Отдельной статьи заслуживает детский арт-терапевтический формализм. Да, дети в рисунках тоже могут быть не вполне искренни. В первую очередь это касается тех детей, которых родители и педагоги четко ориентируют на соответствие внешним требованиям, которые приносят свое переживания в жертву нормативам внешней среды (нарциссические дети). К таким детям нужно пробиваться, создавая в группе теплые, доверительные отношения в группе. Может помочь неформальный стиль общения. Формальные рисунки отличаются излишней аккуратностью, чистотой, часто - композиционной и художественной правильностью, светлыми легкими красками, симметрией. Формальные рисунки редко бывают художественно выразительны. Они - мало эмоциональны. Часто на них изображены вещи, которые можно отнести к разряду "идеальных объектов" - пейзажи, природа в целом, здания классической архитектуры, красивые сильные животные, самые различные символы нематериальной природы в различных ее проявлениях, конкретные религиозные символы. Если это рисунок моря, то на нем никогда не будет бури. Будет ровный закат или рассвет (солнце посередине). Природа на формальных рисунках как бы застыла в состоянии совершенства, в ней нет действия стихий, нет конфликтов стихий. Если рисунок символический, символы - всегда связаны с высшим миром или указывают на него. Формальный рисунок как бы сделан сразу набело, без помарок и ошибок. В нем не может быть линий с большим нажимом, неровно закрашенных, с рваными краями пятен. Над формальными рисунками не мучаются и не рассуждают. Если клиент вообще не склонен рисовать или не хочет, рисунок будет беден в композиционном отношении. На нем будет много белой бумаги и мало объектов. Сами объекты могут быт небольшими.
Если ребенок почти ничего не исправляет, не переделывает, не выказывает реакций, что у него не получается - следует насторожиться и посмотреть на его работу повнимательнее. Также признаком формального отношения клиента к арт-терапевтической сессии может быть факт срисовывания у соседа (Я совсем не знаю что рисовать, а от меня что-то требуют - срисую...).
Появление формального рисунка говорит о том, что арт-терапевтическая сессия скорее всего не задела важные терапевтические мишени у конкретного клиента.
Второй параметр, по которому можно отследить формализм рисунка, действие "мимо мишени", когда рисунок остается для клиента мысленной проекцией эмоции, но не самим выражением эмоции. Работая с конкретным клиентом очень важно понять: является ли его рисунок для него именно проекцией переживания. Рисунок-проекция часто выражает МЕЧТУ, интеллектуальное построение, желаемое, которое клиент принимает за действительное (я хочу чтобы это у меня было так) или уход в другую реальность. Далеко не всякая мечта или интеллектуальная конструкция полезны для терапии. Пока я обнаружила только два четких признака рисунка-проекции:
1) художественный - схематичность, излишнее увлечение контурами объектов, линиями; появление надписей, превращение рисунка в чертеж.
2) при интервьюировании клиент каждый элемент перегружает интеллектуальными смыслами; он склонен разбивать рисунок на слишком большое количество элементов, не сопоставляя их друг с другом средствами художественной формы.
В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ, если в арт-терапевтическую сессию входит посещение художественного музея, неискренний рисунок может стремиться повторить какую-то картину с экспозиции, причем максимально точно и в деталях. В этом случае на сессии скорее всего произошло слияние клиента с "идеальным объектом", которыми наполнена музейная экспозиция. Нарциссические клиенты таким образом могут восстанавливать раскол своего эго, но только на небольшое время (соприкоснулись с великим - почувствовал себя великим, присвоил часть величия художника). Этой же цели служат селфи у картин.
Самым значимым признаком неискреннего рисунка является факт повторения одного и того же сюжета или объекта на нескольких сессиях. Причем сюжет или объект совершенно не связан с темой разговора или просмотра изображений. Это может быть сигналом, что клиент вообще не был эмоционально включен в сессию (сигнал: "Я ничего не чувствую"). Такие рисунки очень похожи один на другой.
Однако следует сказать, что такой эффект может являться признаком сильного эмоционального застревания клиента глубоко внутри себя на конкретном травматическом переживании (рисунок-проекция). Причем это застревание настолько в нем глубоко, что внешние впечатления и совершенно его не затрагивают. Терапия такого клиента требует очень длительного времени. Я наблюдала такое у шизоидных детей, детей с расстройством аутического спектра.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.