Почему-то многие специалисты полагают, что если дать человеку что-то нарисовать, это будет способствовать улучшению его психологического состояния. Причем степень влияния самого процесса рисования или посещения художественного музея сильно преувеличивается. Поэтому многие считают, что для нормальной психологической реабилитации достаточно одного занятия в месяц. Как специалист могу сказать, что такая точка зрения весьма далека от истины. Чтобы процесс реабилитации был успешен, а арт-терапевтическое занятие продуктивно, необходимо проводить сессии НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В 10 дней. Иначе обретенный опыт может быть не вполне осмыслен и вербализован на уровне сознания. Данное утверждение касается и детей, и взрослых; и условно здоровых, и клиентов с особыми возможностями здоровья. В последнем случае опыт арт-терапевтической сессии может быть просто забыт. Это сильно зависит от сохранности эмоциональной сферы и сохранности интеллекта. Когда человек, взрослый или ребенок, просто рисует или просто смотрит на картину в музее и слушает какую информацию о ней, он часто или вообще не понимает что он рисует и что он видит. Часто бывает так, что гид воспринимается более осознанно, чем сама картина. Простейший вопрос: Что ты видишь на картине? может вызвать поначалу полный ступор, особенно если группа испытывает страх, от того что находится в совершенно ином пространстве (музей) или бояться сказать что-то неправильное (не соответствовать требованиям). Требования эти сами ими придуманы. такая выдумка вызвана самим фактом помещения в музейную среду: здесь все так возвышенно и прекрасно, а я такой плохой и мое мнение об идеальных объектах, размещенных в музее не может представлять собой ничего ценного. Непонимание без должного интервьюирования может вызывать и созданный клиентом рисунок. Художественный музей дает много впечатлений. Клиент может просто потеряться в них и в результате не ответить на самый простой вышеупомянутый вопрос. При процессе рисования в условиях студии, человек опять таки может сам не понять что он изобразил. Поэтому ответ на вопрос: Что вы нарисовали? тоже может вызвать затруднения клиента. У клиентов с сильной системой психологических защит рисунки часто могут быть чисто формальными. Они создаются как отписка для терапевта. Особенно это резко может проявиться, если клиент по роду своих занятий имеет отношение к сфере искусства, или того хуже - являться искусствоведом. Часто такого рода клиенты подменяют рассказ о своих мыслях и переживаниях изложением научных знаний и теорий. Как специалист, я считаю, что работа с такими клиентами средствами именно изобразительной арт-терапии будет куда менее результативна, чем работа средствами музыкальной или танцевальной терапии. Для того, чтобы арт-терапевтическая сессия была максимально эффективной, изображение, созданное, или увиденное в музее, должно быть ПРОЖИТО НА УРОВНЕ ЭМОЦИЙ. И это переживание должно быть ОСОЗНАННО и ОТРЕФЛЕКСИРОВАНО. Человек живет в полной мере только тогда, когда он чувствует и понимает что он чувствует, когда может поделиться своим переживанием с другими людьми. Когда мы интервьюируем клиента, нам бывает трудно выйти за пределы чисто интеллектуального взаимодействия с ним. Клиент часто сам отстраняется от созданного им рисунка, пытаясь прочесть его как некий иероглиф. Иногда это безусловно нужно. Но только в том случае, если проблема клиента может быть разрешена только на когнитивном уровне. Такое часто происходит на сеансах у обычных психологов. Если вы работаете с эмоциями, именно как арт-терапевт, необходимо дойти до взаимодействия на уровне эмоций. Чтобы оно было хотя бы несколько минут на одной сессии. Успешной сессией можно считать ту, на которой клиент хотя бы несколько минут говорил о своих чувствах искренне и понял что он говорит. С искренностью тоже не все так просто. Люди более охотно говорят о позитивных эмоциях, чем о негативных (страх). Если вы ведете глубинную терапию, то вторая ступенька успеха сессии - искренний разговор о негативных эмоциях. Разговору о негативных эмоциях часто может мешать музейное пространство: как, это святое место, да тут невозможно негатив выражать! С каждой группой тут необходимо работать по-разному, выходя на совершенно специфическую в каждом конкретном случае систему приемов.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.