|
Ни стыда у тебя, Татьяна, ни совестиАвтор статьи: Даутов Тимур Растамович
Всё зависит от того, кто говорит и в каких обстоятельствах. Надо посерьезней к таким вещам относиться вообще-то. Тут же как: совесть – это наивысшая психическая функция, она, между прочим, определяет личность, ее направленность, помыслы и следующие за ними поступки . И если есть совесть у человека, то он – человек взрослый, человек с большой «Ч», он уже практически Лев Толстой. А если нет, то он так себе человечишка - половозрелый балбес и не более. Бессовестные люди ужасны - врут постоянно, обещают и не выполняют. Могут бабушку обмишурить или работу прогулять без уважительной причины. А могут, например, жениться пообещать, а сами даже и в мыслх этого не держали. Вот такие эти люди бессовестные. Ты не такая вроде. Значит другое в виду имеется. Сейчас поймешь. Давай только уточним кое-что, чтобы было понятно, что об одном и том же говорим. Еще раз: совесть – психическая функция, лежащая в основе личности взрослого человека. Это внутренняя конституция, а заодно и уголовный кодекс с административным вместе. Это значит, что любой поступок сравнивается с этим сводом правил. Эта как бы внутренняя модель твоего идеального Я. Но есть один нюанс. Как в той песенке детской, чего там в ней только не намешано – и родительские идеи, и соседские фразочки, и из телека немного, из книжек, а в наше время еще из статусов в инстаграме и контакте. По большому счету от всех источников, с которыми взаимодействовать приходится. И такая там картина сложная рисуется, что уже не очень понятно, как это всё работает. С годами это уже превращается в китайскую комнату. Ты туда свой поступок засунула, а она тебе обратно вердикт: «Господи, как же стыдно-то!» или «А что такого – всё нормально! Ну и все промежуточные стадии из серии «Может я и виновата, но это не моя вина». В общем, штука удобнейшая и полезная – и силы и время экономит, сама там как-то работает, а ты только результатами пользуешься. Очень современно. Возникает закономерный вопрос: А чего же тогда с ней столько проблем? Она помогать должна, а вместо этого одни расстройства! Это тема гигантская. Одна из важнейших задач в психологии – помочь починить человеку совесть. Поломанная или недоделанная совесть мучит и травит человека изнутри без перерыва на сон и еду. А без сна и еды ты уже не человек, а красноглазый зомби, способный рефлексировать на непосредственные стимулы - нападать или убегать. И о том, как это так противно получается, я напишу отдельно. Здесь же, в соответствии с запросом, я обращу внимание на другой процесс. Те эпизоды, когда не ты сама со своей совестью общаешься и что-то там с ней поделить не можешь. А когда кто-то тебе говорит: «Где же твоя совесть? Бессовестная какая, постыдилась бы! Тебе совесть не подсказывает, что ты здесь виновата?» В общем, я говорю о тех ситуациях, когда функцию совести на себя перетягивает другой человек. И происходит удивительная вещь – до этого тебе было нормально и хорошо, а тут и правда виноватой себя ощущаешь. Момент очень опасный. Тот другой сейчас тебе в твою совесть подселяет вирус, создает у тебя внутри связку: твой поступок не верен, так делать нельзя, поступать так плохо. И если это тебя бесит или злит, то хорошо. Твоя злость здесь – это орущая сигнализация и сработала она, потому что Пока не разберешься за что стыдно должно быть, не соглашайся с такой оценкой. Ну потому что кто его знает этого человека? Может он с какой-то своей целью хочет, чтобы ты себя ограничила, чтобы напала или убежала. Или сам эту интроекцию подцепил где-то и ходит теперь заразу разносит. Манипулирует тобой – и не важно даже, осознает он это или нет. Важно, что ты испытала злость и чувство вины – значит у него это получается… а ты ведешься… а ты не ведись. Только сразу посылать не надо. Есть шанс, что человек дело говорит, и ситуация такая, что вполне закономерно совести было бы проснуться. Если собеседник адекватный, ну там без ножа в руке и кровью глаз налитых, то хорошо бы и поинтересоваться вежливо, спросить: «А почему, Геннадий, вы так уверены, что обсуждаемый нами вопрос необходимо рассматривать в категориях стыда и совести?» А если с ножом и глазами, или есть другие причины не обсуждать этот вопрос, то просто Спроси у себя еще раз: «Совесть тут причем?» И это единственный способ укрепить свою личность, чтобы в дальнейшем манипулятор был перед тобой бессилен. Есть еще способ, но такому экстраверту как ты, он не подойдет. И в конце, так как тема сложная, приведу небольшой, но прекрасный пример. Вот представь, играет твой сынишка с ребятами. И тут берет чужую машинку и не отдает ни за что. А тот второй аж в слезах весь. Тут бы и сказать: Орестик, дорогой, как тебе не стыдно? Отдай машинку. И потом он в конце концов отдаст ее, потому что знает, когда мама говорит про стыдно – это не хорошо, мама расстраивается, и делать так нельзя. И в совести у него там что-то новое сформируется после этого. Но что? Что чужое брать нельзя? Или что когда кто-то плачет, надо этому кому-то подарить дорогую вещь? Или что надо брать чужое так, чтобы мама не заметила? Если не разъяснить потом, когда страсти улягутся, сложно предсказать как там все в голове повернется. Но точно известно, что на всю жизнь эта конструкция останется и будет потом во всех подобных ситуациях верховодить. Короче, вырос Орестик и подружку завел. Она рыдает – он ей подарки дарит, потому что стыдно, когда девушка рыдает. А чего она там рыдает, это уже другой вопрос – подарок подарить надо безусловно. И вот только он пытается разобраться с этой странной историей, а она ему раз программу включает: Опять ты меня до слез довел! Ни стыда у тебя, ни совести!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|