I. Княжна Мира: «Мне говорили: увидишь, и в горле затихнет звук,
кудри черные обволокут плечо
и дракон,
что живет в позвоночнике,
тут же расправит крылья и опустит голову
на твои ключицы». (К. Султанова, трейлер «Он дракон»).
С темной стороной любви попробуем соприкоснуться на примере фильма «Он дракон», начало которого переживается достаточно зловеще. Девушек из деревни готовят в жертвоприношение Дракону. При этом поется свадебная песня, где белый цвет свадебного платья сравнивают с погребальным нарядом. Думаю это не простое сравнение. Метафорически, для того, чтобы перейти из одного этапа жизни в другой, прежняя жизнь должна уйти и родиться новая. На лицах девушек безмолвный ужас, они парализованы страхом.
У Сартра для описания подобного состояния предельного ужаса и неопределенности есть слово «тошнота». Р. Джонсон пишет, что: «Все мужья несут женам смерть в том смысле, что лишают их прежней жизни и толкают к эволюции и женской зрелости».
Думаю мало кто из людей захочет впустить в сознание эти чувства, поэтому они переживаются скорее на уровне бессознательного. Но являясь важными составляющими душевной жизни, продолжают жить в мифах. Вспомним миф о похищении Эросом Психеи. Потому что проживать их в такой форме, вполне безопасно.
Полагаю и мужчину и женщину волнует вопрос - не разрушат ли нас эти отношения? Ведь когда мы любим, мы открываемся и выходим за пределы своего мира. Мы хотим новой жизни, но не можем быть в этом уверены.
Возможно прочитанное вызвало у Вас неприятные чувства - да, ведь влюбляться это страшно.
Р. Мэй указывает: «Все изменилось и, возможно, уже никогда не придет в прежнее состояние. Откуда нам знать, будет ли наш мир отстроен заново? Мы отдаемся и сдаемся; можем ли мы знать, что получим свою свободу назад? Мы просыпаемся и видим, что мир ходит ходуном: когда же прекратится это землетрясение?»
II. Любовь и боль:
Что же делает любовь столь опасной? Опасной любовь делает близость, которая бывает столь острой, что не знаешь чего хочешь больше - увидеть человека или убежать на другой край земли.
Для того чтобы быть близким, следует быть открытым. А открытость рождает чувство уязвимости, что делает любовь достаточно рискованным переживанием. Чем больше открываешься, тем более уязвимым становишься. Можно поставить барьер, закрыться, чтобы избежать предполагаемой боли. Но через этот барьер не проникает не только боль, но и радость, совместность и пр.. Возрастает закрытость, уменьшается способность что-то чувствовать. Подобно тому, как мы обезболиваем какой-то участок тела, он на какое-то время перестает чувствовать прикосновение.
Дракон Арман: «Боль повсюду, куда бы я ни бежал,
Мое сердце никто так не обнажал -
Я бы вырвал его, похоронил, сбежал,
Но за мною тень твоя следует, как невеста».
Мы боимся быть уязвимыми и настоящими, потому что не знаем, примет ли нас другой человек. Но трагедия в том, что мы не уверены, примем ли мы самих себя.. Чем больше в отношениях открытости и уязвимости, тем более они не формальные - а глубокие и близкие. Люди хотят любви, и одновременно бегут от нее как от огня. Мы боимся себя настоящих, поэтому и не попадаем в настоящие отношения.
III О ранении:
Дракон: «Вот он я, кто ранил, а после смиренно ждал.
Я цветы наши срезал и больше их не сажал -
Без тебя я пустое место». (К.Султанова).
Любые близкие и глубокие отношения невозможны без того, что люди ранят друг друга.
Сразу оговорюсь, что не имею в виду физическое и психическое насилие. Насилие это всегда осознанное и намеренное действие/бездействие, целью которого является является установление своей власти и контроля, утверждение превосходства над другим человеком.
Я имею в виду, что люди иногда могут быть неудобными друг для друга. Внутри себя, мне было важно признать за другим его право ранить - не соглашаться с моим мнением, быть непохожим на меня, отказывать и выражать неприятные чувства.
И это неприятно признавать, но для того чтобы отношения не были формальными, а имели глубокое соприкосновение, пусть и неосознанно, я тоже могу ранить другого человека, когда-то несогласившись с ним или выглядев каким-то неприглядным образом.
Когда я проводила группы по Арт терапии, наибольшее соприкосновение в парах я видела в теме агрессии (двое рисовали каждый своей краской на одном листе). Если задание было нарисовать любовь, скорее рисовали сердечки находящиеся на расстоянии друг от друга. А в теме агрессии, люди бурно и с удовольствием смешивали свои краски, иногда бросали кисточки, выливали краски и руками смешивали все на листе.
В агрессии есть положительная сторона, которую можно использовать. В переводе с латыни (ag-gresio) это «движение к», ("регрессия" - это движение от). Бережное приближение и стремление быть понятным, но не контроль или обладание.
Вообще душа человека ценна и очень ранима, поэтому если Вы захотите пусть и не намеренно кого-то ранить, сделайте это в постели и возьмите для этого подушки…
IV. Время для узнавания друг друга.
Дракон: «У подножья ладоней июнь поменяет май,
Привыкай ко мне по кусочку, заново привыкай».(К.Султанова).
Когда люди только встретились, им предстоит узнать и открыть друг друга. Узнавание не может состояться быстро.
Если Вы приедете например в Венецию, Вам не хватит недели и даже месяца, чтобы обойти и узнать все достопримечательности города. Тогда Вы не увидите всей красоты домов, их внутреннего убранства, куполов храма, не насладитесь медленным ходом гондолы по каналу. Поэтому тем более, для узнавания человека и создания отношений требуется время. Хорошие вещи делаются долго, подобно тому как можно соблюсти всю рецептуру и поставить прекрасное вино, но не выдержать срок его изготовления и тогда все не получится.