Двенадцать шагов навстречу истинному «Я». Часть 4.

Двенадцать шагов навстречу истинному «Я».

Часть 4.

Рубедо.

Двенадцать шагов навстречу истинному Я  Часть 4

Итак, завершающим этапом направленного алхимического воображения выступает Рубедо. Рубедо, в буквальном переводе обозначает «краснота», этим термином алхимики определяли завершающий (четвёртый) этап Великого Деланья, который заключался в достижении нового состояния сознания, через  соединение Духа и Материи, а далее, как итог работы, создание Камня Философов.

В алхимическом наследии символическим выражением Рубедо, чаще всего, являются Андрогин, воскресший Христос, Феникс, Меркурий и, конечно же, Философский камень, рождающийся от соединения Солнца и Луны. Философский камень соединяет в себе всё многообразие противоположностей. Если на первом этапе алхимической работы (Нигредо) безраздельно правит тьма (чернота), то в Рубедо Солнце находится в зените (краснота). В своей высшей точке (в красноте) все вещества, находившиеся до данного момента в противоречии друг с другом, образуют новый сплав, соединяется несоединимое, формируется новое качество сознания.

Первой операцией алхимического воображения в Рубедо является выход на границы с Эдиповой ситуацией, которую символизируют архетипические мотивы, сформированные бессознательным желанием обладать родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола.

В Таро архетипический мотив Эдипового конфликта персонифицирует Аркан Суд. В мифологии Аркан Суд  представлен греческими мифами о царе Эдипе и Электре. В Таро Суд олицетворяет важнейший шаг на пути развития личности, это продолжение алхимической трансформации, через переход низшей материи в высшую. Суд выражает освобождение от «низших» качеств, которые мешают человеку в его индивидуальном развитии. По сути, Аркан Суд символизирует трансформацию как отдельных личностных характеристик, так личностную трансформацию и исцеление в целом.

В алхимии архетипический мотив Эдиповой ситуации  символизирует процесс мультипликации (“умножение”). Полученному алхимиком Камню необходимо обретение качества, позволяющего ему плодиться и размножаться. Это качество Камень приобретал в процессе мультипликации, где происходило объединение Духа и Души алхимика.

В теории психоанализа Эдипов комплекс (Комплекс Электры), обозначает группу бессознательных установок (образов, чувств, мыслей), фиксирующихся на желании обладать родителем противоположного пола и одновременно с этим стремление устранить родителя своего пола. В отличие от фрейдовского взгляда на данную проблему, в аналитической психологии Карла Юнга принято считать, что  в основе фантазий инцестуозных связей заложено не буквальное половое влечение к родителю противоположного пола, а бессознательное желание человека вернуться на более раннюю (детскую) стадию личностного развития. Таким образом, основной задачей алхимического воображения на данном этапе работы является поддержка фантазирующего в осуществлении символического преодоления  «Эдипальных» фантазий и формирование новых установок взаимоотношений с противоположным полом, уже не зависимых от родительских установок.

Следующей операцией направленного алхимического воображения в Рубедо является выход на границы союза противоположностей, и на его основе формирование  новых перспектив личностного развития, которое персонифицировано архетипом Священный Брак (Иерогамия).

В Таро архетип Священного Брака символизирует Аркан Влюблённые. В мифологии Влюблённые представлены всем многообразием любовных сюжетов - Небо и Земля, Уран и Гея, Исида и Осирис, Эрос и Психея, Парвати и Шива и т.д. Аркан Влюблённые символизирует глубочайшие переживания человека, связанные с темой любви, а также Аркан указывает нам на то, что объединение с неким другим, предполагает отказ от прежнего образа «Я» и всего того, что человек понимал под таковым. Лишь подлинное принятие Любви, как важнейшего психологического состояния (процесса)  открывает широчайший простор для личностного развития, в аналитической психологии подобное раскрытие реализуется через объединение противоположностей (брак Солнца и Луны, Короля и Королевы).


В алхимии Влюбленные представлены процессом конъюнкции («соединение»). Конъюнкция – алхимический процесс, предполагающий примирение и объединение всех противоположностей. Конъюнкция характеризуется состоянием, когда алхимик (фантазирующий), очистившись (интегрировав) от всех «мешающих» личностных свойств и установок, затрудняющих внутреннее развитие, достигает столь долгожданного равновесия между враждовавшими до этого момента противоположностями. Солнце и Луна, наконец, окончательно воссоединяются. Пройдя по пути внутренней трансформации, алхимик на символическом уровне становится ребенком, находящимся в материнском чреве, обретая свое истинное (изначальное) «Я». Также, процесс конъюнкции оформляет соединение четырех алхимических первоэлементов (Земли, Воды, Воздуха и Огня) и основных алхимических «принципов» - Серы, Ртути и Соли (сюда же можно отнести соединение Тела, Духа и Души). Этот этап в алхимических работах чаще всего представлен в образах брака или соития. Философский Камень становился плодотворным и плодовитым, благодаря соединению противоположностей – королевской свадьбе Солнца и Луны, Серы и Ртути, Духа и Души, Короля и Королевы, Адама и Евы – символов всех противоположностей, обретающих мирное сосуществование в алхимическом Камне Философов.

Юнговская концепция внутреннего брака (в котором идет речь о сочетании женских и мужских черт) основана на идее Карла Юнга, что человек в потенциале обладает полным спектром психологических возможностей, из чего может следовать, что психическая жизнь может  быть описана в терминах равновесия между женскими и мужскими элементами, составляющими психическое. Во многих трудах Юнга брак рассматривается, как внутреннее сочетание женского и мужского начал в психике человека, т.е. как Конъюнкция или Иерогамия (Священный Брак). Целью данного этапа направленного алхимического воображения является символическое объединение фантазирующим психических противоположностей, дающее появление новых возможностей личностного развития.

Наконец, заключительной операцией четвёртого этапа направленного архетипического воображения выступает выход на границы регулирующего центра психологического, образным выражением которого является архетип Самость.

В Таро архетип Самость представлен Арканом Мир. В различных религиозных системах Мир представлен фигурами Адама, Христа, Будды и т.д., а так же местами обитания верховного божества – это Царство Небесное, Нирвана, Мировое Дерево и т.д. Аркан Мир символизирует обретаемое  человеком единство с окружающим его миром, гармонию и благополучный исход путешествия в поисках своего истинного «Я». На бытовом уровне Мир олицетворяет счастливый период в жизни человека, когда он получает возможность всецело наслаждаться жизнью. На внутреннем плане Мир обозначает завершение важнейшего этапа во внутреннем развитии человека – обретение внутренней целостности. В широком смысле Аркан Мир является символическим выражением финальной стадии цикла (этапа).


В алхимии архетип Самость представлен в образе Философского Камня или алхимического Андрогина, а также  символизирует процесс проекции (“бросание”). Проекция - двенадцатая, завершающая операция Великого Деланья, её суть заключается в том, что полученный в результате работы Камень использовался с целью превращения неблагородных металлов  в золото. Чаще всего Философский камень заворачивали в бумагу или воск, затем помещали в алхимический сосуд вместе с металлом для изменения, в результате операции металл, подвергаемый трансформации, приобретал свойства золота.

  Самость - архетип целостности, всей полноты  потенциала человека и единства личности как цело­го, регулирующий центр психического. На данном этапе работы сила и власть аффекта, которыми обладали ранее проработанные архетипы, переходят к Эго, сумевшему достигнуть интеграции с ними, по­добно тому, как в представлениях первобытных людей "мана" (магическая сила) убитого переходила к его убийце. В том случае, когда Эго не выдвигает претензий на обла­дание могуществом (маной),  бессознательное утрачивает свою власть над ним. И так появляется, а вернее, проявляется на уже осознанном уровне новый (а вернее, хорошо забытый, находящийся в наиболее глубоких пластах бессознательного, старый) центр психического, находящийся точно в центре между всевозможными психическими противоположностями. Происходит манифестация (заявление) Самости как образа индивидуальной и коллективной целостности, уже не подверженным ничьим влияниям сосредоточием всего многообразия потенциала человека.

Двенадцать тем (мотивов) направленного алхимического воображения чаще всего занимают больше двенадцати сессий, потому что фантазирующие обычно не сразу могут достичь желаемого результата с первой попытки. Соответственно, необходимо возвращение к одной и той же теме такое количество раз, пока архетипические образы полностью не потеряют свой болезненный аффективный заряд. Также, необходимо отметить, что процесс направленного алхимического воображения может не ограничиваться лишь стандартными двенадцатью  темами. Стандартные темы позволяют охватить лишь наиболее типичные причины внутриличностных конфликтов современного человека.

Как неоднократно подчёркивал в своих работах Карл Юнг, архетипы всегда были и продолжат оставаться в будущем живыми психическими силами, требующими крайне серьёзного к себе отношения. Архетипические комплексы по сей день осуществляют защиту и сохранение коллективного и индивидуального психического человечества. Однако насилие над этими силами неизбежно приводит к опасностям души как индивидуума (психозы) так и целых цивилизаций (примером может служить трагедия Второй мировой войны в виде такого явления, как фашизм).

С древнейших времён архетипические образы находились в центре религиозных представлений. И когда сформировавшиеся под влиянием Образа (архетипа) вера и догма «затвердевают» и  трансформируются в пустые, лишённые духовного (психологического) содержания формы, а именно это, по сути, и произошло с «цивилизованным», технологическим и рационально устроенным западным миром, индивидуум (а также состоящий из индивидуумов социум) оказывается одиноким и беспомощным перед лицом внутреннего и внешнего зла.

Преодолеть одиночество и духовную (психологическую) растерянность, так характерные для современного человека, помочь ему обрести своё место в великом потоке жизни, помочь обрести так недостающую ему целостность, соединив свою сознательную, светлую сторону с тёмной и бессознательной - таковы цель и задачи метода направленного алхимического воображения как особой формы «душеводительства».

 

 

                                                  Литература

 

Вирт О. Таро магов. – С.-Пб.: ООО ЭТО «Экслибрис», 2002.

Зеленский В.В. Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий. – М.: «Когито-Центр», 2004.

Колоссовски С. Золотая игра. – М.: «Клуб Касталия». 2015

Мифологический словарь/Гл. ред. Е.М. Мелетинский. – М.: Сов. Энциклопедия, 1991

Рафф Д. Юнг и алхимическое воображение. М.:  Клуб Касталия. 2013

Эвола Ю. Герметическая традиция. – Воронеж: TERRA FOLIATA, 2015

Эдингер Э. Анатомия души. Алхимический символизм  психотерапии. М.: Клуб Касталия. 2011

Юнг К.Г.AION. – М.: Киев, 1997

Юнг К.Г. Психология и алхимия. – М.: Киев, 1997



Просмотров: 514
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • А страх всего лишь плод воображения
  • Архетипы таро в легендах и мифах. Аркан Отшельник как путь к себе.
  • Архетипы таро в легендах и мифах. Аркан Шут как трикстер и мудрец
  • Личностный рост, как процесс развития потенциала человека
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • То, что люди называют любовью, чаще всего является любовной зависимостью
  • Женская индивидуация. Взгляд с точки зрения Таро. Часть 15. Аркан ХI Вожделение.
  • Об энергиях тела, души и духа и энергетических особенностях разных состояний человека
  • Наклейки как материал для развития воображения
  • Птицы и змеи в рисунках: соединение противоположностей + отношения
  • Техника улучшения памяти и развития воображения
  • Как проходит сессия Алхимического гипноза
  • Я люблю человека своего пола…(18+)
  • Метод активного воображения. Что общего у К.Г. Юнга, К. Кастанеды и алхимиков?
  • Формирование пола человека.
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Обретение целостности. Как происходит процесс интеграции личности?
  • Сила воображения
  • Сила воображения. Медитации
  • Целебная сила воображения
  • Философский камень
  • Старый Новый Год. Аркан Смерть. Число 13. Новый Цикл.
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Когда ты встречаешь наконец своего человека, а он своего - нет
  • Тестирование базовой матрицы женственности через III Аркан Императрицы
  • «Волшебство в решете» или «Сила нарциссического воображения».
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Секс не является базовой потребностью Человека Разумного.
  • Как досконально узнать человека, кем является на самом деле?
  • Взгляд аналитической психологии Карла Густава Юнга на развитие детской психики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь