|
Как мы узнаем про свои ограничения.Автор статьи: Денис Визер
Идеального не бывает, бывает подходящее
Мне хочется поразбираться с этим явлением, буду рад если в комментариях поделитесь своими размышлениями по теме. Мужчины меньше плачут, хотя если взглянуть на детей разного пола - ревут они примерно одинаково. Ни для кого не секрет, что мужчин учат ограничивать свою чувствительность, а точнее из-за невозможности и осуждения проявлять чувства открыто, будущий мужчина учится не только не проявлять чувства, но и как следствие снижает возможность их распознавания. Такие, навязываемые извне и усвоенные «как есть» без критического осмысления, установки называются интроектами. В данном случае действие такого внушения сказывается далеко не сразу. Тем не менее мальчики уже к подростковому возрасту искренне считают что отсутствие у них слез - одно из главных проявлений мужественности. У женщин же наоборот, имея меньше запрета на открытое проявление чувств они легче распознают оттенки, легче их проявляют и дольше живут. Но это всего лишь пример таких интроецированных ограничений, зато пример массовый и очень яркий. Если рассуждать про ограничения, то можно выделить объективные физические, которые как мне кажется, в том случае когда мы говорим о детях, являются не столько ограничениями, сколько тенденциями развития. Если ребёнок проявляет склонность к чему-то определенному то это, как правило, и развивают, то есть идут по пути наименьшего сопротивления и наибольшей выгоды или, если угодно, эффективности. Я не берусь рассматривать старость - время ограничений, по мнению большинства, но различные примеры из жизни показывают что и там не все так однозначно. И есть активные старики, занимающиеся спортом, осваивающие новые технологии и идущие в ногу со временем. Мне сложно рассуждать про ограничения вызванные болезнью, хотя моя жизнь сложилась так, что сразу после выпуска из института я начал работать именно с детьми-инвалидами и проработал с ними больше 10и лет. Я верю, что у каждого родителя есть свои искренние резоны ограничивать в чем-то своего ребёнка. Но я видел слабовидящего парня, который не мог на физкультуре отжаться от пола один раз и парня того же возраста с правосторонним гемипарезом, который отжимался 15 раз на одной здоровой руке. Также хорошим примером здесь могут быть спортсмены-параолимпийцы, когда отсутствующие части тела, по сути своей - серьезнейшие ограничения, перестают быть ими. В остальном наши ограничения мы усваиваем от окружения. Подтвердить это высказывание может пример описанный в литературе как «выученная беспомощность». Если совсем просто и коротко, то собак били током и они не могли сбежать из клетки. Через некоторое время клетки открывали, но собаки не пытались сбежать, а ложились на пол и скулили продолжая терпеть удары током. Таким образом мы обучены нашим ограничениям и порой невозможно даже допустить мысли о том чтобы что-то предпринять в направлении ограничения. Справедливости ради нужно сказать, что в основной массе люди их замечают и как-то с ними обходятся, кто-то принимает, а кто-то борется. Но не все ограничения одинаково заметны. Одному моему клиенту, как бы это не забавно звучало, гадалка предсказала, что он будет много работать и никогда не будет много зарабатывать. Видимо зерно этого «пророчества» упало на достаточно хорошо подготовленную родительскими примерами почву, да и гадалка была авторитетная. И вот молодой, по-настоящему талантливый человек, искренне верит, что обречён много работать и начальство никогда не пойдёт на то, чтобы поднять ему заработную плату. Причём лояльность со стороны начальства не замечается, отфильтровываясь через существующее ограничение как через сито и отбрасываясь как невозможная. Так действуют интроецированные окружением ограничения иногда они весьма интересно трансформируются в процессе жизни человека. У меня самого было достаточно забавное ограничение. Я не мог в маршрутках громко сказать, где мне нужно остановить и периодически проезжал свою остановку. А по сути, это было родительское «не кричи, что люди подумают» неоднократно сказанное в общественных местах. Думаю, многие в этом примере могут узнать себя и вспомнить как преодолевали это. Еще на ум приходит способ получения ограничений через психологическую травму, но об этом достаточно много пишут коллеги-психологи и здесь я не буду об этом говорить. Какая-то часть ограничений становится очевидной для нас когда мы с ними сталкиваемся в реальности. И здесь не возникает особых проблем, когда человек встретившись с невозможностью что-то сделать, даже после неоднократных попыток может признать своё ограничение, и право не быть таким, как все и не уметь что-то, только потому что «да это же легко» Хочется ещё раз вернуться к теме детства. То в чем дети ограничены физически в силу возраста, пока ещё не умея, не зная как, они добиваются своего невероятным упорством, миллионом попыток. И заметьте, ребёнку, когда, он учится ходить никто не говорит: «оставь, это не твоё. Ползать у тебя, конечно лучше выходит» и не сравнивает: « вон Виталька соседский уже как круто ходит, а с тобой мучение одно» А даже если и говорят, то ребёнок к счастью не понимает этого. В связи с этим есть у меня одно забавное предположение: если бы люди, в силу какого-нибудь каприза природы, начинали учиться ходить после семи лет, то при сложившейся системе обучения, я больше чем уверен, далеко не все научились бы это делать. И вечерами в квартирах звучало бы: «ну ты посмотри, мать умница - сама на работу ходит, отец даже на самокате выучился, а ты по ходьбе одни двойки таскаешь» Перечитал изложенное выше. Забавно выходит: можно подумать, что у человека и в самом деле нет никаких существенных ограничений, кроме навязанных извне. Конечно есть. Можно так сказать, что ограничений нет только в определенных рамках. Вот такой парадокс. Наши физические возможности - ограничены, нам необходим отдых, сон, еда. Отношения заканчиваются. Наша жизнь тоже конечна. Да и период активности в этой жизни тоже ограничен временными рамками и дряхлеющим организмом. А если кто-то забывает об этом, тогда мы можем говорить о неврозе. И в этом случае задача терапии помочь клиенту признать реальные ограничения и расстаться с мешающими интроецированными. Как сказала моя коллега: «невротики, похоже, бессмертные, которые не могут крикнуть водителю маршрутки: «остановите на следующей, пожалуйста!» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|