Об аналитической психологии

Аналитическая психология является направлением глубинной психологии, которое открыл и развивал Карл Густав Юнг и его последователи – юнгианцы. Сейчас специалистов, которые разделяют подходы Юнга к психическим процессам и работают на практике в рамках этого направления, называют аналитическими психологами и юнгианскими аналитиками.

Вся психология в целом, со всеми её ответвлениями в теоретических подходах и практических приёмах, имеет дело с очень необычным, специфическим предметом – неосязаемым, неуловимым, эфемерным, но играющим решающую роль в жизни любого человека – с его психикой, или душой. Современному человеку, выросшему на принципах примата материальности над метафизическими фантазиями и позитивизма над схоластическими рассуждениями, сложно принять, что в нём есть что-то, что он не может увидеть, потрогать, взвесить, измерить и взять в свои руки, под свой контроль. Другими словами, что у него есть не только тело. И это что-то, тем не менее, влияет на его жизнь самым кардинальным образом. Точнее, и является его жизнью. Ведь психика – это восприятие и переживание человеком всего, что с ним происходит. Она не является материальной субстанцией, но, тем не менее, укоренена в теле и проявляет себя в нём изменениями в работе нервной и гуморальной систем, передающими движения души в движения тела. Это настолько непривычный взгляд на вещи, что хочется найти какое-то «надёжное» материальное обоснование для всех чувств и эмоций непосредственно в теле, в его органах и физиологических реакциях. Ведь только по ним мы можем зафиксировать приборами конкретные проявления в нас психических процессов.

Но есть и другой способ работы с психикой. Психологи, в отличие от медиков, напрямую имеют дело с психическими проявлениями, такими как различные эмоциональные состояния, чувства, воспоминания, размышления, фантазии и убеждения. Это непосредственный путь взаимодействия с психикой, ведь всё перечисленное выше является естественным проявлением душевной жизни человека. Но даже из этого перечисления становится очевидным, насколько это летучий, неуловимый и эфемерный предмет, в котором совсем непросто сориентироваться и тем более найти больное место, из-за которого клиент и обращается к психологу.

Именно этим – способом ориентации в психическом мире – и отличаются друг от друга разные направления психологии.

Общая психология и её ответвления, такие как бихевиоризм и клиент-ориентированная психология, занимаются теми феноменами, которые человеком осознаются и которыми он вполне может управлять: его привычным, но неадаптивным поведением или его убеждениями, которые приносят дискомфорт и которые пришла пора сменить на более адекватные текущему этапу в жизни. Как правило, коррекция занимает короткое время (несколько сеансов), требующееся на осознание клиентом с помощью психолога его не соответствующего потребностям и ситуации поведения. Такая работа называется психологическим консультированием. В теоретической базе общей психологии лежит тождество психики и сознания, потому обоснование любого человеческого поступка или переживания ищется в его сознательных установках, изучением и изменением которых эта психология и занимается.

Есть и другой взгляд на психику, носящий общее наименование глубинной психологии. Этот подход к психическим явлениям учитывает наличие в них неосознаваемых компонентов, которые воздействуют на чувства и поступки людей независимо от сознательных желаний и усилий и гораздо сильнее их влияют на жизненные решения. Наличие бессознательного[1] достаточно легко установить, внимательно прислушавшись к оговоркам в речи, присмотревшись к незапланированным поступкам, проанализировав скрытую связь между внезапными заболеваниями и текущими событиями, учтя существование сновидений и фантазий. Глубинная психология как раз и занимается выводом на свет сознания таких подспудных процессов и освобождением клиента от их принудительного воздействия. Это более длительная работа, которая может занимать до нескольких лет. Подобная продолжительность психологического анализа связана именно с неощутимостью психических процессов, с отсутствием возможности их поймать и жёстко зафиксировать. Раз за разом бессознательное склоняет к одним и тем же неконструктивным, а то и разрушительным действиям, и зачастую человек может осознать себя только по выходу из ситуации, спровоцировавшей бессознательное отыгрывание. Работа глубинного психолога с клиентом направлена, в первую очередь, на развитие способности к рефлексии, то есть возможности наблюдать за собой и своими действиями и понимать их с одновременным присутствием в текущей ситуации, возможности её адекватной оценки, а не действование исходя из своих представлений о том, как что-то «должно» происходить.

Есть несколько подходов к пониманию процессов, лежащих в основе таких представлений о реальности, которые отличаются от объективной действительности, но которые бессознательно руководят поступками и переживаниями человека. Главные из них – два основных теоретических направления глубинной психологии: психоанализ и аналитическая психология.

Основателем психоанализа как теории и практики работы с бессознательным является Зигмунд Фрейд – австрийский врач-невролог, который в конце XIX века стал открывателем психических, а не медицинских, способов работы с психологическими заболеваниями, называемыми в те времена неврозами, в первую очередь, с истерией. Он не открывал бессознательное – это ещё до него сделали философы, обнаружившие путём интроспекции, что на разум и волю человека влияют подспудные, неосознаваемые силы, гораздо более могущественные и древние, чем сознание человека: начиная с Лейбница, отзвуки этого представления содержатся в работах Канта, Гегеля, Гельмгольца, Гербарта, а также в философских рассуждениях Шопенгауэра, Ницше, Э. Гартмана. Фрейд разработал метод работы с бессознательным, названным им психоанализ, который заключается именно в тщательном психологическом анализе разговора с пациентом ради осознавания любых проявлений бессознательного в обычной жизни человека. Кроме того, он создал теорию, описывающую структуру психики, включающую в себя и сознание, и бессознательное, а также их взаимодействие между собой, потому эта теория называется также динамическим направлением психологии.

Особенность психоанализа по сравнению с аналитической психологией, тоже признающей существование бессознательного, заключается в его концентрации внимания на поиске причин происходящего в жизни пациента, то есть на событиях и действиях, которые уже случились и которые повлекли за собой неприятные последствия в настоящем. Осознавание причин должно привести к устранению их бессознательного влияния на жизнь человека. Такой подход к исцелению связан с фрейдовским пониманием бессознательного как хранилища воспоминаний о прошлых событиях и переживаний, которые их сопровождали. Текущие жизненные обстоятельства могут восприниматься пациентом как повторение прошлого опыта, соответственно, искажается его реакция на них и нарушается его адаптивные возможности к социальной жизни. Следовательно, осознавание прошлого, которому и посвящен процесс работы психоаналитика с пациентом, приводит к освобождению от его бессознательного принудительного воздействия.

Соотношение сознания и бессознательного Фрейд сравнивал с соотношением надводной и подводной частей айсберга – низ в несколько раз больше верха, но вполне возможно его исследовать.

В аналитической психологии, возникшей благодаря работам Юнга и их развитию его последователями, бессознательное рассматривается с иного ракурса и имеет другую природу. Основы своего подхода к психике Юнг заложил, ещё учась в Базельском университете, когда делал доклады на студенческом клубе «Зофингия», а также в своей докторской диссертации «О психологии и патологии так называемых оккультных явлений». Работы Фрейда, с которыми он познакомился в начале 1900-х гг., подтвердили его предположение о существовании бессознательной стороны психической жизни, а недолгое сотрудничество с основателем психоанализа укрепило его собственною точку зрения на глубинные душевные процессы. Наблюдения за пациентами психиатрической клиники Бургольцли, где работал Юнг по окончании университета, позволили ему предположить о наличии общечеловеческого слоя психики, который проявляет себя вне зависимости от личности человека, времени и места его проживания в универсальных мотивах, лежащих в основе фантазий, сновидений, мифов, сказок и легенд народов всего мира. Собственное смелое погружение в глубины бессознательных процессов в 1913-1916 гг., которое сам Юнг назвал «стычкой с бессознательным», привели его к открытиям закономерностей устройства психики, её структуры и динамики. Всю дальнейшую жизнь Юнг разрабатывал понимание тех глубин, ставшее теорией аналитической психологии и собравшей большое число последователей, продолжающих и по сей день черпать в них идеи и методы работы с бессознательным.

Главный принцип этой работы заключается в обнаружении изначально присутствующего смысла в происходящем контакте сознания и бессознательного, которое сознание может воспринимать как что-то мешающее его жизни, как болезненное вмешательство, которое хочется прекратить. Бессознательное является той первичной матрицей, из которой рождается сознание в начале жизни человека и которую он осваивает на протяжении всего жизненного пути. Это источник всех творческих прозрений и шаблонов всех человеческих взаимоотношений, которые проживаются каждым отдельным человеком заново, но которые существуют столько, сколько существует человечество и сама жизнь. Когда бессознательное вступает в контакт с сознанием, оно имеет цель наполнить его новыми содержаниями и продвинуть его дальше на пути развития, потому каждый такой контакт наполнен глубоким смыслом. Поэтому основной метод работы аналитического психолога с клиентом заключается в поиске смысла и цели того, что в настоящий момент происходит в жизни человека, даже если оно болезненно и деструктивно влияет на него.

Если продолжить метафору айсберга как представления о сознании и бессознательном, то их соотношение в разных направлениях психологии будет выглядеть примерно так. Общая психология занимается тем, что изучает представления, переживания и поведение жука, сидящего на верхушке айсберга – это образ эго, центра его сознания. Само сознание – это верхушка уже описанного айсберга, подводной частью которого и в целом его состоянием занимается психоанализ. Айсберг плывёт в океане, он окружен сверху небом с его обитателями и небесными телами в космосе, снизу – океаном с его обитателями и течениями, несущими айсберг в соответствии со своими закономерностями вдоль берегов, на которых тоже своя жизнь. Вот этими бессознательными просторами и занимается аналитическая психология. Она включает в себя и психологию сознания, и ближайшее к нему пережитое и ушедшее в глубины памяти личное бессознательное, и ту его огромную часть, которая окружает всё личное и индивидуальное, определяет направление его движения в жизни и которое может так никогда и не осознаваться, но постоянно воздействует на все жизненные перипетии человека.

Потому работа аналитического психолога включает в себя всевозможные образные и метафорические способы контакта с бессознательным, ведь именно в образах оно выражает себя, становится видимым и даёт возможность понять свои содержания, а также цель взаимодействия с сознанием: песочная терапия, метафорические карты, активное воображение, танцевальные и другие телесные движения, сочинение историй и сказок и, конечно, работа с образами сновидений. В результате становится очевидным тот слой жизни человека, который лежит в основе всей текущей, прошлой и последующих ситуаций, в которой он принимал участие, но никак не мог добиться своего или постоянно уклонялся от выбранной цели, или натыкался на неприятные повторения, из которых никак не мог выбраться. Юнгианский анализ позволяет выбраться из бессознательного плавания в своей жизни, чужих потоков или беспросветной борьбы со своим, сориентироваться в тех течениях, которые помогают, поддерживают и направляют, и осознанно выбрать собственное направление в жизни, которое уже есть, стоит только найти этот поток и влиться в него. Смысл и понимание – вот что приходит в жизнь человека, который принимает присутствие в его жизни чего-то большего, чем он и его прошлое. Его уже не могут снести в сторону чужие мнения, он чувствует и ценит себя, он может принять обстоятельства, даже если они не согласуются с его желаниями, и соотнести свою деятельность с ними, зная, что у всего происходящего есть определённая цель, включая и его жизнь.

Прочтя эту книгу, родившуюся как материалы учебного курса «Основы аналитической психологии: архетипический подход», вы сможете изучить структуру и динамику этого огромного мира, который называется человеческой психикой: с неизмеримыми глубинами и вечными закономерностями архетипов коллективного бессознательного, с захватывающими комплексами и сложными переживаниями личного бессознательного, с динамикой развития эго – тем, что мы понимаем под своим «Я», с понятиями психической энергии и перипетиями пути индивидуации, а также с центром и движителем всей психической жизни – Самостью.

 

[1] Бессознательное – это термин глубинной психологии, обозначающий психические области за пределами сознания. Они могут быть потенциально осознаваемы, а могут не попасть в поле сознания никогда в жизни человека, тем не менее продолжая существовать за его границами и так или иначе влияя на переживания и поступки. В обыденной речи зачастую встречается слово «подсознание», которое не является термином и не используется профессиональными глубинными психологами. Оно порождено неудачными попытками популяризировать идеи психоанализа, которые сильно упростили идею бессознательного, сведя его до подчинённого сознанию положения: раз оно расположено «под сознанием», значит, слабо, управляемо и безопасно. В психической реальности бессознательное намного больше, старше и неизмеримо сильнее сознания, кроме того, оно окружает поле сознания, содержит его в себе, потому нельзя сказать, расположено ли оно «над» или «под» сознанием. Следовательно, термин «бессознательное» более полно отражает свойства психики вне сознания и отношения между сознанием и бессознательным.



Просмотров: 454
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Юнг Карл Густав – коллективное бессознательное и зарождение аналитической психологии
  • Бессознательное рулит! Есть ли место сознанию, осознанности в нашей жизни? Где оно?
  • «Между Сциллой и Харибдой» – сохрани душу от Массового Сознания и Коллективного Бессознательного!
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида.
  • Взгляд аналитической психологии Карла Густава Юнга на развитие детской психики
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида и Прощение.
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • «Разве у меня есть выбор?» или проблема выбора в психологии и жизни
  • Книги по психологии, которые стоит прочесть, даже если вы не психолог
  • Присутствие психоанализа в жизни человека
  • Почему мы такие какие есть? Поток сознания, блоки сознания и наше развитие
  • Значение эмоций в психической жизни человека
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Проблемы сознания и бессознательного
  • Психология. Структура психики. Основы психологии.
  • Бездна бессознательного // Разведывательные исследования психики / Раскрытие тайн бессознательного
  • Роль височно-нижнечелюстного сустава в психической и физической жизни человека
  • Волшебство, которое есть у каждого человека.
  • Эволюция понятия бессознательного в мировой философии и психологии. Часть 2
  • Эволюция понятия бессознательного в мировой философии и психологии. Часть 1.
  • Женский день. Бессознательное против сознания.
  • К удовольствию и от страдания – движения, которые определяют траекторию жизни
  • О психологии здоровой жизни или мотивация к открытию новой жизни
  • 7 проблем человека, которые зачастую ведут его к психологу
  • Цель и смысл жизни человека.
  • Родовые травмы человека, их степень влияния на жизнь людей и психотерапевтические методы работы с ними
  • Бессознательное в обыденной жизни
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Развитие, которое нам не нравится. Чувства, которые нам не нравятся. Почему мы останавливаем жизнь?
  • Жизнь от «А» до «Я» или какая самая главная буква в жизни человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь