Малыш лежал в кроватке, потом научился сидеть, послушно открывал рот для ложечки с какой-нибудь кашей, игрался с мамиными волосами (да, игрался, как же). Улыбался родителям в ответ, смирно стоял, когда мама одевала его в комбинезон, игрался теми игрушками, которые она заботливо вкладывала в его маленькие ручки.
И тут вдруг это «Я сам!». Еще и в самый неподходящий момент, когда вы опаздываете в гости! «Ну, как сам? Здесь же такое количество пуговиц, и мы так спешим» - мелькает в голове у мамы, и она отмахивается от малыша.
Дальше – больше. Малыш реагирует негативно на разные предложения, которые раньше принимал с радостью. «Не хочу купаться», «не буду суп», «не пойду гулять». Нет-нет-нет.
Забежали в магазин, малыш схватил игрушку. Обычную мягкую собачку, у него таких несколько в комнатке валяется. «Хочу», протягивает игрушку маме. «Купи», настойчивее отвечает на отказ. Ну и дальше от фантазии ребенка зависит. Попробует плакать. Не сработает – упадет на пол. Вариантов несколько, и опробуются все.
Игрушка, может быть, и не нужна ему вовсе. Но как важно для человечка, чтобы авторитеты в лице родителей прислушались. Уверенность в себе резко поднимается: «Я сам! Я могу! Я уже большой, как мама и папа». Ребенок отделяет себя от родителей, осознает себя личностью.
И не понимает, почему его так часто одергивают, что-то запрещают, ставят в угол или повышают голос.
Как пережить кризис 3-х лет? Не просто, но мы должны с этим справиться!
Если придерживаться этих, вроде бы, простых правил, родители смогут уберечь себя и малыша в это нелегкое, для обеих сторон, время.
1. Поощряйте самостоятельность малыша.
Он захочет сам одеваться, обуваться, обедать, съезжать с горки – это, конечно, очень волнительно, но и замечательно. Ваш ребенок растет и развивается.
Вы можете находиться рядом, предлагать свою помощь. «Давай вместе?» - отличная фраза, которую, иногда, дети предлагают сами.
2. Объясняйте свой отказ.
Если малыш хочет надеть туфли, а на улице февраль-месяц – как тут не закричать в ужасе? Объясните, почему нельзя это сделать сейчас, пообещайте сделать это в другое, более подходящее время. Говорите с ребенком ласково.
3. Дайте малышу право выбора.
Пусть ребенок сам выбирает, какую кашу он будет есть на завтрак. Пусть выбирает одежду, в которой поедет в гости. Пусть сам выбирает площадку, на которой гулять.
В крайнем случае, можно прибегнуть к «иллюзии выбора», на благо всем.
4. Сохраняйте спокойствие.
Очень важно разговаривать с малышом ласково, не срываться на крик. Порой, это очень сложно. Но в благодарность за Ваши усилия, малыш будет спокоен и избавит Вас от своего недовольства.
И последнее
5. Будьте бдительны
Очень часто в это время ребенок исследует границы дозволенного. «А что, если я громко заплачу?», «а что, если стану топать ножками?», «а что если ущипну маму?». Если при первом же плаче ребенка, исполнять его желание – эта стратегия закрепится. Малыш увидит, что это работает, и позже будет сложнее ему объяснить, почему так делать не хорошо. Очень важно сохранить родительский авторитет, не прибегая к авторитарному стилю воспитания.