|
Структура проблемы в психотерапииАвтор статьи: 404
После диагностического этапа в психотерапии, психолог и клиент получают схематическое представление клиентской проблемы. По мнению, многих специалистов, она ограничивается 3 – 4 предложениями и содержит в себе основную суть, над чем ведется работа. Как правило, к этому времени клиент многое уже осознает в своем проблемном поведении, становится более ясно над чем работать дальше. Для каждого конкретного случая схема проблемы индивидуальна. Однако опыт показал, что существует и некоторая повторяемость в содержании и самой структуры. Так, если взять для примера запрос «трудности общения», то наиболее часто в структуре проблемы будут встречаться следующие составляющие: - негативное восприятие себя - нереалистичные ожидания от самого себя - тревожные ожидания от других - негативные мысли: я что-то делаю не так, я не соответствую Человек сам фрустрирует для себя коммуникацию или делает её шаблонно неудовлетворительной. В основе нарушения процесса коммуникации – негативное восприятие себя и как следствие ожидание негативного восприятия от других. Так, основное ядро проблемы заключено в «Я-концепции». Человек недоволен собой, его мысли о себе могут быть следующего содержания: «я плохой», «со мной что-то не так», «я не соответствую» и т.д.
Далее подключаются тревожные ожидания от других людей: ожидается и часто необоснованно, недовольство, непринятие себя и т.п. Человек удерживает осознанно или неосознанно эти тревожные ожидания как не эффективный механизм психологической защиты. Такое поддержание «реальности» происходит благодаря искусственно созданному «экрану». Через собственно созданный воображаемый экран, человек искажает получаемую информацию, и все происходящее интерпретирует только в рамках этого искажения. При этом человек достаточно реально испытывает эмоции стыда, страха, чувство вины, этим подтверждая свои убеждения, что общение с другими людьми ему некомфортно и болезненно. Таким образом, круг замывается, и этот механизм продолжает самостоятельно запускаться при каждой возможности вступить в коммуникацию. В итоге, убедившись в «реально болезненных ощущениях» при контакте с другими людьми, человек начинает, защищая себя или избегать возможности общения или минимизировать и ограничивать его до социально приемлемого. Рассматриваемый пример, не обязательно будет типичным для любого запроса с «трудностями в общении». Хотелось привести реальный пример структуры проблемы, который конструируется в процессе диагностического этапа психотерапии. В каждом конкретном случае обсуждение структуры проблемы помогает психологу и клиенту уточнить запрос, сформулировать более точно задачи для достижения первоначально поставленной цели.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|