В отношениях родитель и ребёнок человек проходит через 4 стадии развития (не вдаюсь подробно пока в стадии отношений, где мамы нет) Есть много разных классификаций этих отношений. Попробую их обобщить.
Важно не только их знать,но и осознавать: в какой стадии нахожусь Я?
И вообще есть ли «Я».
И так, первая стадия Слияние!
Изначально, с самого зачатия ребенок и мама — одно целое. И после рождения, достаточно долгий период. До 7 лет ребёнок все еще считает маму своей частью, поэтому очень часто мысль о разлуке приводит к страху. Многие уже взрослые зависают на слиянии. Нет конечно же, они не ходят везде с мамой. Хотя физически Мама отсутствует, но в «голове она есть всегда»!
Как же? Пытаясь угодить матери, не перечить ей и во всем потакать. Или попросту, когда я не говорю правду маме, чтобы её не «расстраивать». Тесный симбиоз хорош до школьного возраста! Да, иногда он затягивается на годы. А дальше развитие продолжается.
И стадия Конфликтов!!
В какой-то момент ребенок начинает понимать, что мама имеет свои вкусы, потребности и желаниями, которые иногда не совпадают с его собственными. И, конечно же, мама осознаёт тоже самое. Ребёнок вырос, он может сам ходить в школу, одевать туфли и избыточное внимание на ребёнка вызывает только раздражение. По сути мама и ребёнок - отдельные личности. Ребёнок начинает отстаивать свое мнение, свою позицию. В этой стадии ребёнок понимает и осознаёт свои интересы и желания. Но и в этой стадии тоже можно очень надолго «зависнуть» отношениях, постоянно что-то доказывая матери:
«Я лучше, чем....»
«Я просто лучший!»
«Я — не ты»
«Я буду воспитывать своих детей не ТАК!»
«Я все для тебя....»
или «Я тебе докажу!»! И конечно же доказывает! Но только через какое-то время осознавая, что часть жизни ушло на эти доказывания, а желания и мечты хранятся на верхней полке. И совсем уж запылились.
И так или иначе, опора от маминого мнения. Да, и не суть важно в какую сторону. Если я воспитываю своё ЧАДО не так как ты! Я не заставляю его доедать все до конца, то я все равно опираюсь на маму. Пусть на её негативный опыт, но опираюсь!
Вот, когда я опираюсь на своё мнение, на свою мудрость, тогда я независим! Причём не только от мамы( папы), но и от других людей.
Здравствуй Независимость!
На третьей стадии ребёнок отделяется от матери и начинает жить собственной жизнью.
Дети отделяются, начинают налаживать свою личную жизнь, быт! Отношения с предками перестают быть на первом плане.
Старые обиды и желание независимости( иллюзия свободы) могут позволить ребенку надолго остаться на этой стадии. Казалось бы, что теряет человек. Он самостоятелен, более того самодостаточен!
Теряет время общения с родными людьми, которое не вернуть! Теряет поддержку и ощущение своих корней, которое даёт ощущение опоры! Традиции и обычаи, которые не найти и не возродить!
Осознание этого приходит и тогда на первый план выходит благодарность и уважение!
Ребёнок живет своей жизнью, отделился от родителей! Появляется ценность родителей и рода! Ценность традиций семьи. Благодарность за передачу и хранение их!
И он переходит на стадию благодарности.
На этом этапе родители становятся по-настоящему близкими людьми!
В этом общении можно наполняться мотивацией и силой духа и конечно же любовью. Делиться тем же!
Да! Хорошо, если каждый период длиться около 7 лет.
Симбиоз(слияние) — до 7 лет.
Конфликт (споры)— до 14-15.
Независимость (до 21)
Благодарность и уважение (21 и выше)
И хотелось бы добавить!
Все ли проходят эти этапы?
Нет! Кто-то зависает, живёт на первом, кто-то на втором. Но важно прожить их все. В этих отношениях работают двое. И родитель и ребёнок. Ведь чувство благодарности и уважения не только ребёнка к родителю, но и родителя к ребёнку.
За что? Как минимум за полученный опыт и любовь.