|
Как спастись от убийцы. Правильные слайдыАвтор статьи: Саломасов Вячеслав Вадимович
Здравствуйте, друзья! Неожиданно нагрянувший сентябрь (а с ним учебный год и рабочий сезон) традиционно приносит с почтовыми волнами новые горы вопросов от школьников, студентов и менеджеров про презентации на слайдах Powerpoint. Собственно, не мудрено – компьютеризация внедряется в каждую складочку нашего бытия настолько глубоко, что формат выступления в виде демонстрации слайдов стал обычным, кажется даже для бытовых посиделок на кухне «за рюмкой чая». А термин «инфографика» уже даже успел выйти из моды. Однако, мода модой, а и сейчас, когда PPT-презентации глядят на нас из каждого утюга, мало кто из современных ораторов умеет сопровождать свои выступления «правильными» слайдами. Я когда-то учился искусству инфографики на тренингах Сергея Шипунова (черт, как давно это было!) и теперь собираюсь поделиться с вами некоторыми особенностями этой области ораторского мастерства. Есть необходимость. К сожалению, высказывание «Powerpoint – убийца презентаций» появилось практически вместе с его созданием и стало широко известным. Огромное количество выступлений на мероприятиях самого разного калибра выглядит сейчас примерно одинаково: оратор на сцене лицом к экрану проектора (если повезет, то вполоборота к залу) нудно зачитывает двадцать-тридцать строк мелкого текста, представленного на слайде в рюшах корпоративных цветов с эмблемками и логотипами. Зрители понимающе подремывают... Реже встречается противоположный вариант, авангардный, когда перед взором аудитории предстают слайды с чудовищным месивом из кислотного цвета переплетающихся стрелок, кругов, треугольников разного размера с цифрами и буквами причудливой формы. Даже с помощью спикера попытки зрителей разобраться в логике этих построений без ментальных стимуляторов обречены на неудачу ). Одним словом, как и везде – мало обзавестись хорошим инструментом, нужно научиться правильно им пользоваться.
Самый распространенный вид визуализации, с которого начинают все – конечно, Текстовые слайды. Они применяются в подавляющем большинстве презентаций и порой бывают значительно эффективнее любых рисунков – так что знать правила их создания необходимо не меньше, чем знать алфавит и таблицу умножения ). Текстовый слайд начинается с заголовка. Чаще всего люди размещают в заголовке название слайда – и ошибаются. Гораздо лучше в заголовок вынести не название, а ключевую идею, главный тезис – сравните: «Динамика прибыли предприятия по годам» и «Прибыль за год упала на 20%» - из какого слайда будет проще добыть самую важную информацию? Хорошие заголовки сделаны так, что их быстрый просмотр дает верное и точное представление о содержимом – это, кстати, высоко ценят руководители, которым часто некогда читать полный текст. Конечно, бывают особые ситуации, когда нужно заинтриговать зрителя или представить что-то известное в новом свете – тогда заголовок должен цеплять и дразнить, а не становиться «спойлером». Но чаще всего лучше выносить в заглавие главную мысль – тезис, рекомендацию, призыв. И, конечно же, выделять его другим цветом и большим размером. Важнейшее правило текстового слайда – краткость во всем! Бессмысленно размещать на экране тот же текст, который мы проговариваем. Еще более бессмысленно пытаться читать свое выступление с экрана – во-первых, зрители прочтут все быстрее и будут томиться скукой; во-вторых, читая, мы теряем зрительный контакт с аудиторией (а это практически гарантированный провал); в-третьих, чтение делает наш голос монотонным, а выступление в целом безжизненным и нудным. Лучше всего, когда зрители видят на слайде самое главное, квинтэссенцию, то, что мы бы посоветовали им записать. Конструируя слайд, ориентируемся на правило «три по пять»: 1 – пять слов (плюс-минус два) в заголовке; 2 – пять пунктов (плюс-минус два) в списках; 3 – пять слов (плюс-минус два) в каждой строчке.
Для того, чтобы наш текст оставался понятным и легко читаемым, важно следовать нескольким простым рекомендациям: - Выбираем простые шрифты без засечек и дополнительных украшений. Засечки (как в Times New Roman) помогают глазам удерживать строку в книге, но мешают на экране. - Применяем не более трех шрифтов на один слайд. При этом помним, что шрифт другого размера или цвета, жирный шрифт и курсив – это все разные шрифты. - Подбираем достаточный размер букв – с учетом размера экрана и зала, в котором будем выступать. Когда применяются цветные шрифты, важно учесть особенности цветопередачи того компьютера или веб-площадки, на которых будет проходить выступление – не пренебрегаем репетицией! Работа со списками требует соблюдения логики и некоторой стандартизации. Полезно: - составлять их из однородных пунктов – не объединять в одном списке, например «зеленое, сантехники, теплое, Евразия...» и так далее; - делать элементы списка грамматически однородными, например – начинать каждый пункт с глаголов в одной форме (как в списках этой статьи, кстати). Так они гораздо лучше воспринимаются и запоминаются. Как видите, правила простые, и, следуя им, спасти свою презентацию от «гибели» очень просто, нужно только немного потренироваться. Уверен, в сентябре у вас для практики будет предостаточно возможностей ), так что приступайте. Тему инфографики мы еще, пожалуй, продолжим, в ней много интересных особенностей – есть, о чем поговорить. Как обычно, можете обращаться за мелкими подсказками даром и серьезной помощью за деньги ). Жду ваших вопросов, размышлений, комментариев. Пишите на почту vsl7 на mail.ru. До встречи. Верных Вам слов и верных решений! С уважением, Вячеслав Саломасов. Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте Верного Слова http://vernoeslovo.com/ Полная или частичная перепечатка, цитирование статьи возможны только со ссылкой на первоисточник. Фотографии, видеофрагменты и рисунки взяты из открытых источников в интернете. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|