Совсем не то, что вы думали о Выборе


Казалось бы, тоже знакомая категория. Однако традиционно, несмотря на ее важность, она не рассматривается в качестве самостоятельного терапевтического фактора. В качестве некой важной экзистенциальной темы – да, но не в качестве терапевтического средства. Клиентов поддерживают в самостоятельном акте выбора и принятии ответственности за него. Способность делать свободный и ответственный выбор рассматривается как акт «взросления» человека в процессе психотерапии и критерий его зрелости. И это здорово и очень даже верно. Вместе с тем в диалогово-феноменологическом подходе категория выбора приобретает несколько иное звучание. Поговорим об этом более подробно. 



В методологии психотерапии, фокусированной на переживании, выбор приобретает совершенно иной статус. Он представляется теперь не только в качестве критерия психологической зрелости, но и выступает в качестве одного из важнейших терапевтических факторов. При этом трансформация методологических представлений о выборе разворачивается в двух направлениях. Первое – выбор выносится нами за пределы субъектов терапевтического процесса в соответствии с уже упоминаемым мною принципом децентрализации власти в контакте. В этом – коренное отличие от его традиционного экзистенциального понимания, при котором субъектом выбора является сам человек. Отсюда проистекает и природа ответственности  в экзистенциальном ее понимании. Если только Я могу сделать тот или иной выбор, то и отвечать только мне. В полном соответствии с двумя базовыми экзистенциальными данностями – свободой и экзистенциальной изоляцией.

В психотерапии, фокусированной на переживании, источник выбора смещается в пространство МЕЖДУ субъектами контакта. Если, как мы уже выяснили, психика человека «живет» в контакте, субъекты которого рождаются в нем, то естественным образом трансформируются и представления о выборе. Источником выбора теперь является сам контакт.  Собственно говоря, человек появляется из контакта посредством акта выбора – он как будто каждую секунду рождаетсязаново в этом процессе. Альтернативой ему является самовоспроизведение человека в виде типичной концепции self-парадигмы. Выбор выступает функцией поля, он принадлежит человеку постольку, поскольку человек появился в этом акте. Таким образом трансформация представлений о выборе детерминирована делокализацией психического. Если мы привыкли слышать «Я выбираю, поскольку Я Человек», то теперь звучание нового тезиса слышится как «Я Человек, поскольку родился в выборе».

Второе направление трансформации представлений о выборе видится мне еще более важным постольку, поскольку он приобретает самостоятельную функцию и становится одним из важных терапевтических факторов. Воспользовавшись уже используемой мною метафорой психотерапии как движении в феноменологическом поле, отмечу следующее. Если содержание терапии является транспортом изменений, в некотором смысле оформлением терапевтической динамики, переживание выступает двигателем этого транспортного средства, присутственный контакт является дорогой и пространством, в котором это движение происходит, то какая же роль отводится выбору? С точки зрения диалогово-феноменологической психотерапии, выбор является сущностью энергетических процессов, происходящих в двигателе. Выбор это универсальный источник направления любых терапевтически значимых изменений. Он способствует кумулятивному эффекту сосредоточения всего объема сфокусированной в присутственном контакте витальности в одном направлении. Собственно говоря, именно выбор направляет процесс переживания, равно как и определяет его глубину и качество. Свободно выбирающий человек – это исцеляющийся человек. В некотором смысле выбор – это инъекция психологического здоровья.

С позиции терапевта такого рода трансформированные представления о выборе означают также довольно много. Если целью диалогово-феноменологической психотерапии является переживание, а само переживание предполагает свободный выбор в качестве необходимого его условия, то становится очевидным, что единственным основанием интервенции является именно выбор. Иначе говоря, любая терапевтически эффективная интервенция должна быть выбрана. Точнее, выбраны должны быть феномены поля, лежащие в ее основе.

Децентрализованное представление о выборе имеет далеко идущие последствия для психотерапии, фокусированной на переживании. О них мы и поговорим далее. 

http://pogodin.kiev.ua/news/sovsem-ne-to-chto-vy-dumali-o-vybore




Просмотров: 298
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Опрос о том , что является ключевым в выборе психолога
  • Жить без выбора - тоже выбор
  • Выбор направления психотерапии
  • Алкоголик — человек, у которого есть выбор.
  • Отсутствие выбора «семейной половины» – тоже выбор.
  • Человеку нужен человек. И выбор за тобой.
  • Выбор есть всегда, но это только наш выбор
  • Выбор без выбора
  • Выбор без выбора
  • Выбор или проблема выбора
  • Интернет-зависимость: выбор без выбора?
  • Является ли йога методом психотерапии?
  • Выбор без выбора или как понять, что Вами манипулируют.
  • Выбор туфель как модель выбора партнера
  • Алкоголизм. Выбор без выбора, или прах над Невой.
  • Выбор без выбора, или базовые страхи отношений.
  • Выбор партнера - где выход из сценарного выбора?
  • Стратегии выбора партнера - выбор или половой отбор?
  • Стандарты счастливой жизни: иллюзия выбора или выбор иллюзии…
  • «Разве у меня есть выбор?» или проблема выбора в психологии и жизни
  • Выбор. Как сделать правильный выбор и не испытывать чувства дискомфорта.
  • Выбор никуда не идти - это тоже выбор
  • Психосоматический вопрос и выбор метода в контексте современной психотерапии.
  • А вы – помните об этом при выборе партнера?
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Что является самым важным для любого человека?
  • "Самый великий выбор - жизнь без выбора"
  • Как воспитывают детей в стиле "выбор без выбора"
  • Что делать, если наша мама не является для нас опорой и поддержкой?
  • Но выбор у нас есть и выбор труден



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь