Новый учебный год. Психологическая адаптация после каникул.

Новый учебный год Психологическая адаптация после каникул

Новый учебный год. Психологическая адаптация после каникул.

Не за горами учебный год. Заканчиваются три месяца свободы и отдыха, где ребенок жил в своём режиме и имел много свободного времени. Все проводят лето по-разному, кто-то в поездках или на даче, кто-то в городе. Знаю, что сейчас многие родители стараются, при возможности, сохранить в летнее время посещение ребёнком спортивной секции или работу с одним из репетиторов. В любом случае, имело ли ваше чадо счастье полностью придаться праздности или же в каникулы сохранялась небольшая часть учебной нагрузки, с приходом сентября ритм жизни ощутимо меняется.

  1. Адаптация касается всех.

Конечно же, имеет большое значение в какой класс идет ребенок. 1-ый и 5-ый в плане адаптации самые тяжелые. И о них, стоит говорить отдельно. Но это не значит, что во все остальные годы дети не испытывают нагрузку, связанную с вхождением в обучающий процесс. Поэтому дальше буду описывать общие моменты, которые характерны для начала любого учебного года, независимо от возраста.

Важно понимать, что для ребенка три месяца - это гораздо дольше, чем для взрослого. И после столь большого перерыва вернуться к школьной жизни не так уж просто. Вспомните, с каким чувством вы сами возвращаетесь к рабочим делам после продолжительного отпуска.

  • У каждого свой способ.

Так же как и взрослые, дети имеют свои уникальные способы приспособления, и по-разному реагируют на изменение внешних условий. Вы знаете своего ребёнка всю его жизнь и уже, наверняка, обращали внимание на то, как он начинает любой процесс. Как родителям нам важно быть наблюдательными, не пытаться переделывать своих отпрысков, а помогать им больше узнавать самих себя. Через наше отражение им будет проще понять, как именно они это делают, и не уйти в какую либо из крайностей.

Опишу две наиболее ярко выраженных стратегии:

  • Школьник быстро загорается в начале учебного года. Он готовит дома рабочее место, наводит там идеальный порядок. Первые недели на многих уроках старается отвечать. Записывается на все предстоящие конкурсы и олимпиады, просит отвести его сразу в несколько кружков. Проблемой здесь становиться то, что дети быстро перегорают. Энергия заканчивается и остаётся мало сил, чтобы дотянуть до следующих каникул.

Отражаем: Смотри - ты сейчас отдохнул и у тебя много сил, тебе хочется и то, и другое и третье. Если ты набираешь себе много разных дел, то ты быстро устаешь. Можно думать о том, что тебе сейчас по-настоящему важно, а от чего пока можно отказаться и вернуться потом, если останутся силы. 

  • Школьник долго раскачивается, «со скрипом» втягивается в учебу и во все, что с ней связано. Видно, что это дается ему тяжело, но зато, когда входит в режим, достаточно спокойно выдерживает школьные нагрузки. Здесь ребенку будет нужна поддержка, чтобы пережить этап перестройки.

Отражаем:  Я вижу, что трудно войти в учебный режим. Обычно тебе нужно больше времени. Будет легче, когда привыкнешь. Чем мы с папой можем тебе помочь?

  • Ложная тревога.

Часто самый «главный» источник стресса для всей в семьи - это наша родительская тревога. Вообще, тревога за своих детей естественная и неотъемлемая часть родительства. Она будет всегда, потому что нам небезразличны наши дети. Но есть тревога лишняя, которую можно избежать, если вовремя отследить ее происхождение.   

Она берет начало:

 - в завышенных ожиданиях от ребенка и сравнении его с другими;

Иногда мы забываем, что наши дети не роботы, а живые люди, которые еще только учатся жить. У каждого свои возможности, свой темп развития. Кому-то учеба дается легко и он приносит отличные оценки. Другой ребенок хорошо справляется с гуманитарными предметами, а с точными науками - провал. Третий, вообще далек от любой интеллектуальной деятельности, зато в спорте – супер! Четвертый, не в спорте, не в учебе, зато умеет по-настоящему дружить. И каждый из них сможет найти свое место в жизни.

- в невозможности поверить в него;

Нам трудно поверить в своих детей, потому что никто по-настоящему не верил в нас. В нашем детстве считалось, что дети это такие «недолюди», которых нужно постоянно поучать, корректировать и контролировать, иначе вырастит черт знает что. На самом деле в ребенке природой заложено стремление к развитию, в каждом есть свой потенциал. 

- в фантазиях и страхах о будущем.

Принес двойку – «Ой, дворником будет!» Прогулял школу – «Все, пойдет по кривой дорожке!» Ленишься – «Ничего из тебя не выйдет!»  Мы склонны делать фатальные выводы, которые ничем не обоснованы.

 - Принес двойку: Да, неприятно. Наверняка он и сам расстроен. Спросите: «Как ты думаешь, почему так получилось?». Оценка - это всего лишь цифра, которая  отражает то, насколько ребенок справился с конкретной учебной ситуацией.

- Прогулял школу: Тоже можно обсудить. Возможно, не нашел контакт с педагогом. Может быть, это связано с отношениями между детьми внутри класса. А может быть просто устал.

- Лень также не повод для тревоги. За этим явлением обычно стоят разные психофизиологические процессы, часть из которых вполне нормальна для определенного возраста.

  • Тревожные сигналы.

А вот если вы замечаете устойчивое (в течение нескольких месяцев) наличие одного и более следующих признаков, то стоит задуматься о том, чтобы проконсультироваться со специалистом.

Признаки школьной дезадаптации:

Физиологические – слабость, головные боли, нарушение аппетита, нарушение сна, боли в животе, тремор, чрезмерная двигательная активность  или заторможенность.

Поведенческие – приступы немотивированной агрессии, апатия, нехарактерная зажатость, ярко выраженное непринятие школьных правил (для начальной школы), регулярные трудноразрешимые конфликты со сверстниками и учителями, причинение физического вреда себе или окружающим.

Эмоциональные – подавленное настроение, устойчивое негативное отношение к школе, повышенная эмоциональная возбудимость, несвойственная темпераменту ребенка.

Познавательные – ребенок систематически не справляется со школьной программой, что подтверждается данными разных представителей педагогического состава школы.

  • Родитель и учитель, как сотрудники.

Родители и учителя - это Взрослые, которые должны сотрудничать, опираясь на принципы взаимоуважения, в интересах ребенка. При этом у них разные задачи, которые не стоит смешивать.

Роль учителя подразумевает обучение, помощь ребенку в освоении учебного материала и оценка того, как школьник с этим материалом справляется.

Роль родителя базируется на безусловном принятии, эмоциональной поддержке, заботе о физиологическом и психологическом здоровье, и максимально возможном создании условий для роста и развития ребенка.

В ходе любой адаптации, будь то начало учебного года, первый и пятый классы или переход в новую школу, учителя и родители могут взаимодействовать в целях облегчения данного процесса.

Родитель получает обратную связь от учителя в виде оценок, а так же при устном или письменном общении. Сам он также может помогать педагогу, найти подход к своему ребенку, сообщая об особенностях своего сына или дочери.

Например: Мой ребенок достаточно стеснительный, ответ у доски для него большой стресс. Могли бы вы первое время спрашивать его письменно или с места.

Или: Мой ребенок активный и у него быстро пропадает интерес, когда вы его долго не вызываете.

 

Степень родительской включенности в процесс адаптации после каникул будет сильно меняться с годами. Если в начальной школе многое вы делаете вместе то к среднему звену и в старших классах ваша помощь может ограничиваться эмоциональной поддержкой и решением организационных вопросов: оплата курсов и репетиторов, помощь в организации рабочего места, отвезти на тренировку, приготовить любимое блюдо, купить новые кроссовки для зала,  и т.п.

Чтобы помощь была именно помощью, а не гиперопекой (которая является дополнительной нагрузкой на психику ребенка) не забываем про волшебный вопрос:

«Чем я могу тебе помочь?»

Будьте чуткими к своим детям, узнавайте их. Помните, что вместе вы справитесь с любым делом.

Всем легкого начала учебы.

С верой в вас и ваших детей, психолог Марина Загорная.

 

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 448
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Все что тебе нужно для счастья - есть в тебе самой
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Подростковые сюрпризы, или что делать, если ваш ребенок хочет праздновать Новый год с друзьями?
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Мой ребенок подросток, что я могу сделать для него.
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь