|
Проза правдыАвтор статьи: Ольга Белоножкина
Подчинение правде, независимо от личных интересов и желаний - в этом вся честность, вся нравственность. Н.П. Огарев В российской культурной традиции правда является одной из высших ценностей. «Голая» и «горькая», она, несмотря ни на что, ассоциируется с силой, добром, совестью и даже с самой жизнью. Конечно, существует и не менее острый, чем сама правда, вопрос о том, как ею пользоваться – «рубить» ли «правду-матку» или оставатся на уровне перлзовского «цыплячьего дерьма», выдавать ли всю правду или не всю, где, когда, как, кому, с кем… Как же обстоят дела с правдой во многих наших образовательных учреждениях? И что такое «правда» для поколения «digital natives»? С малых лет все знают, что правда – это хорошо, а ложь – плохо, однако, почему-то дети быстро понимают, что жизнь устроена как-то иначе. В этой связи нельзя не задуматься о том культурно-историческом наследии, которое имеют россияне. Не вдаваясь в подробности времен потемкинских деревень или хлестаковщины, в совсем еще недавнем советском прошлом мы найдем и «вывернутое наизнанку» отношение к правде, и такие феномены советской ментальности как «двоемыслие», «раздвоенное мышление» и «двойные стандарты». Об этом много сказано и написано, еще не забыты «одни слова для кухонь, другие для улиц». Сегодня, казалось бы, все изменилось, другие страна, время, люди, а проблемы все те же, и показуху никто не отменял, и вот теперь уже «Путин едет в Холуёво». Образовательный процесс сегодня невозможно представить без непрекращающихся инноваций, мониторингов, аттестаций, конкурсов, конференций, олимпиад, портфолио, проектов, презентаций, форумов, фестивалей, выставок, смотров, флэш-мобов, и т.д. Мне не раз приходилось наблюдать учеников и студентов, выступавших на различных мероприятиях подобного рода, зачастую впервые видевших тексты «своих» «исследований», «раскрывающих» глубокие темы «с помощью» «научных руководителей». Последние, справившись на сей день со стихийным бедствием бумагооборота, непосредственных обязанностей по проведению, например, уроков, в вихре какой-нибудь аттестационной лихорадки «добровольно-принудительно» участвуют в том и этом. Сколько времени педагог тратит на колоссальную подготовку различных мероприятий, вместо того, чтобы нормально, стабильно работать, успевая понимать, что происходит в этой гонке за результатами «галочками» – в ущерб процессу - с ним самим, с учениками, со всем, что его окружает. Примеров результатов таких скомканных процессов много. …Требование к первоклассникам оформлять презентации, что, конечно же, делается родителями, писать доклады или собирать портфолио (и для учителей тоже!), куда попадает иной раз красиво оформленное, названное или переименованное невесть что? …Первоклассник, сделавший подряд три акробатических «колеса», в рюкзаке и пиджаке, прямо на асфальте перед школой. Сказал встречавшей его матери, что учительница (заслуженная!) не выпускала класс на перемены… …Текст юноши 17 лет, многократного призера и победителя различных олимпиад, конференций и конкурсов, изобилующий грамматическими ошибками… …Откровение педагога, проверявшего результаты одной из Олимпиад о том, что призерами становились дети, набравшие по 16 баллов из возможных 100!.. …Девушка-отличница, обратившаяся за помощью по поводу нервного срыва, связанного с паникой от намеченных 4 участий в мероприятиях (2 из них регионального уровня, 2 - муниципального) в течение одной недели. …Флеш-мобы с этакой двойной сцепкой типа «Танцы вместо наркотиков», как будто нельзя просто выбрать, к примеру, танцы. Так что будьте осторожны: идет воспитателный процесс! Кстати, складывается впечатление, что говорить с молодежью в рамках официальных директив нужно только о наркотиках, суициде и других ужасах. То, что в 13-16 лет, а то и дольше, чуть ли не первая реакция – протестная, и если неавторитетный взрослый талдычет подростку «Не ходи туда!», он именно туда и пойдет, для чиновников от образования, видимо, является большой тайной. Открытие памятников, бесконечные митинги, посещение святых мощей (на основании официального письма), тупое заполнение различных залов по различным поводам и мн. др. Зато весь этот мешок мероприятий вытряхивается в хороший отчет (а то и несколько), а что-то из него так и просится в собственное портфолио к аттестации. Среди учителей и преподавателей ходит анекдот: «Как работается? – Хорошо, еще бы ученики не мешали бумаги заполнять». Конечно, сегодня утопией выглядит свобода учителя от подсчета баллов, необходимости встраиваться в прокрустово ложе все новых и новых стандартов. Но от игнорирования правды-реальности страдает учебный процесс, знаниевая основа, фундамент. Что формируем мы у детей, которых чем раньше, тем лучше, начинаем натаскивать на победу в различных конкурсах, водить по олимпиадам и конференциям, наскоро сочиняя, а то и просто перекачивая из какой-либо базы данных некие тексты? Поверхностное восприятие? Клиповое мышление, возникающее и без нашей помощи? Нарциссизм? Перфекционизм? Соревновательность, нечестную априори? Прочитала я как-то задания некоей интернет-олимпиады, предложенной школой. Первая моя мысль была «А видели ли составители вопросов реальных детей этого возраста? Понимают ли, «про что» живет большинство этих детей?» Похоже, в системе образования, а точнее, в части ее так называемой «воспитательной работы» сегодня взят курс на параноидальное «причинение добра» и инфантилизацию обучающихся. О каком формировании компетенций можно говорить, если детям и подросткам многое, если не все, насаждается и впаривается. Конечно, манипулятивно, неявно, с улыбкой, «с огоньком». Дети чувствуют разводилово и зачастую пытаются избежать двойных ловушек. Создается впечатление, что понятие «несовершеннолетние» приравнивается к понятию «неполноценные», что чиновники и молодежь находятся на разных планетах, такими далекими кажутся директивы сверху от того, что на самом деле актуально. Чего стоит одна только, прости Господи, «летняя занятость», которой посвящаются целые конференции! Ученики и студенты просто мечтают прийти в свое учебное заведение этак в конце июля и изобразить участие в работе кружков, секций, клубов. Однажды от проверяющих эту самую летнюю занятость одном из ОУ прозвучала претензия: «А почему пусто в читальном зале?..». Базовые традиционные понятия для учеников и педагогов - каникулы, отпуск – на наших глазах обесцениваются. Нарушаются границы – времени, места, обязанностей, ответственности. Организация каникулярного досуга, конечно же, нужна, но делаться это должно так, чтобы не спутывались контексты, чтобы педагоги могли отдохнуть в отпуске, а дети - провести каникулы подальше от ОУ. В других местах, с другими людьми. А эпопея длиною в 3 года под названием «Наркотест» (прошло, тьфу-тьфу) с обязательным поголовным (конечно, после подписания добровольного информированного согласия) пИсанием в стаканчик, когда уже давно была доказана нерелевантность подобных методов диагностики в такой форме… А ведь пИсали как миленькие, всем контингентом более 1000 человек. С точки зрения морально-этической - чудовищная акция. А непрекращающиеся инструктажи по всем, какие ни есть поводам – от соблюдения ПДД до «профилактики (!) суицида» (сейчас, слава Богу, заменили формулировку на «формирование жизнестойкости»)… Здесь и ознакомление с «детским законом», и профилактика наркомании, и безопасность в киберпространстве, и соблюдение техники безопасности на каникулах (по льду не ходить, в воды не нырять, в рот всякую каку не тянуть) и многое другое. Если происходят несчастные случаи вне пространства и времени ОУ, оно все равно создает комиссию по расследованию этих случаев. Гротеск, но честный, "Муть говорят" из "Камеди-клаб" Все инструктажи, на которые уходит немало времени, проводятся под подпись обучающегося (старшие классы в школах и ССУЗы). Если вдруг что - пил пиво на лавочке, попался полиции с сигаретой, повредился, катаясь на скутере, спер сникерс в супермаркете, шумел, отмечая день рождения, опоздал на 2 минуты по «детскому» закону (неважно, что через неделю исполняется 18, а полиции нужно выполнить план) – это, почему-то, недоработка учебного заведения, тут же приходит письмо из различных «органов», с гневными требованиями объявить выговор тем, кто не досмотрел (то, что у подростков бывают родители, в расчет не берется). Обычно это ни в чем не повинный классный руководитель. Он(а) прошелся(ась) уже по всем адресам и составил(а) на каждую фамилию «акт обследования материально-бытовых условий», временами нарываясь на грубость, ведь никто не обязан впускать посторонних в свое жилище, провел(а) все профилактические беседы, на которые зачастую подростки и их родители плевать хотели, составил(а) «пеший маршрут безопасности» для каждого несовершеннолетнего (даже если это ССУЗ). И сделал(а) кучу другого бумажного и небумажного бреда за свои 33 рубля в день (как пересчитала одна моя знакомая). Кстати, недавно на одном из педсоветов прозвучала идея о том, что классный руководитель должен знать все о своем подопечном до исполнения ему 25 лет… А отчеты!.. К примеру, о просмотрах (под подпись, конечно!) рекомендованных министерством видеороликов, о киноклубах (видела, видела я в учебных заведениях комнаты под названием «Телевизионная» с каким-нибудь колченогим телеком), в то время когда у каждого обучающегося есть свой гаджет и бесплатный wi-fi). Назад, к Тоффлеру, в анклавы прошлого! Однажды одним высокопоставленным лицом было сказано, что у родителей нет специального образования, а педагоги – профессионалы, поэтому и должны отвечать за все. Доводя до абсурда, можно получить формулировку о том, что рожать детей можно только людям со спецобразованием. И это только некоторые вопросы о правде, касающиеся жизни в образовательных учреждениях (надеюсь, не всех), а что творится с правдой в семьях, в детско-родительских отношениях! …Курящая мать, ведущая антитабачную пропаганду для своих детей, а еще лучше, пытающаяся скрывать от них факт собственной аддикции… …Различные «треугольники» в отношениях родителей… …Созависимость… …Пренебрежение к личным границам… …Предъявление ребенку требований самостоятельности и лидерских решений при полной парализации его инициативы и жестком подавлении возражений… ...Попытки родителей насадить ребенку любовь к чтению при отсутствии в доме какого бы то ни было носителя печатного слова… ...Невозможность для многих взрослых признать свои ошибки, признать правду, внутренняя неготовность к честности с самими собой... К сожалению, вышеупомянутые перекосы становятся тенденцией, а «двойные стандарты» продолжают составлять нашу правду. Чего мы хотим от наших детей, если многие из нас пребывают в растерянности, раздражении, выгорании? В таком контексте выступление Рузанны Туко выглядит как разрыв шаблона. https://www.youtube.com/watch?v=qr_S07B1g5I Мы, психологи, разгребаем проблемы, касающиеся поведенческой и эмоциональной сфер, психосоматических проявлений, дезадаптации, нарушений идентичности, девиаций и делинквентности. Понятно, что в большинстве случаев проблемы эти возникают как следствие большой или маленькой, осознанной или неосознанной – неправды, с которой сталкиваются люди в начале жизни. Не секрет для профессионалов, что, к примеру, проблемы лжи, воровства, агрессии и аутоагрессии, физических симптомов и не только этого, часто бывают связаны с атмосферой семейных мифов, «двойных стандартов», «скелетов в шкафу». Так что, правда в любом случае полезна, и дети имеют на нее право. Да, соответственно возрасту и уровню ее понимания. У Е. Леца, есть замечательный афоризм, объединивший в себе понимание правды как философской категории и правды-реальности, и вполне подходящий для современного лозунга или рекламного слогана: «Никогда не изменяй правде! Изменяй правду!» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|