Тяжкий груз. Дети под тяжестью взрослых желаний.

Как груз несбывшихся надежд,
Как боль нечаянных утрат,
Так этот танец без одежд
Не знает никаких преград...
 Елена Малеева

 

Благими намерениями устлана дорога в ад. Это известное выражение можно было бы сделать эпиграфом книги, которую я недавно прочла. Селеста Инг «Все, чего я не сказала». Осторожно, спойлеры!  

Молодая амбициозная женщина Мэрилин выходит замуж, не сдав выпускные экзамены в колледже. Решает отложить получение вожделенного диплома врача. Когда ее младшей дочери Лидии исполняется 5 лет, умирает бабушка, всю жизнь считавшая удел домохозяйки идеальным. Мэрилин решает бросить все, и уезжает в колледж тайком. Семья страшно переживает. В итоге Мэрилин оказывается беременной, и возвращается, окончательно утратив надежду стать врачом. Все ее чаяния отныне устремлены на дочь Лидию.

Любопытен механизм возникновения воспитания в условиях повышенной моральной ответственности. Цитаты:

 Если мама когда-нибудь вернется и велит допить молоко, подумала Лидия, – и страница задрожала перед глазами, расплылась, – она допьет молоко.

 Лидия возвращение матери сочла натуральным чудом. Лидия принесла клятву, а мама услышала и вернулась домой. Лидия клятвы не нарушит.  

Зарывшись носом в волосы Лидии, она тоже безмолвно приносила клятвы. Никогда не велеть дочери сесть прямо, найти мужа, вести дом.

Всякий раз она говорила искренне, но не замечала, что затаивает дыхание. А вот Лидия замечала. Да, отвечала она всякий раз. Да. Да. И мать выдыхала.

Всю жизнь Лидия слышала, как мамино сердце отстукивает один и тот же ритм: доктор, доктор, доктор. Мать мечтала об этом так отчаянно, что и вслух произносить не требовалось.


С бесконечной самонадеянностью сочиняя Лидии будущее, она ни на миг не могла даже вообразить, что этого будущего не случится. Что она хоть отчасти ошибается.

Масла в огонь подливает отец, который будучи китайцем, чувствовал себя белой вороной, и рос без друзей.  Разочаровавшись в социальных способностях сына он надеется, что дочь будет популярной в школе. Дочь старательно подыгрывает, тратя последние силы.  В итоге все внимание в семье отдано Лидии. Остальные дети живут в состоянии гипоопеки. Лидия погибает при попытке вырваться из-под гнета родительских ожиданий.

Чем же еще опасно воспитание в условиях высокой моральной ответственности?  Ребенок растет в состоянии постоянного напряжения, страха огорчить родителя. Возможности сформировать собственные желания и возможность их достичь у него нет. Потому что, как правило, опыта удовлетворения своих истинных желаний у него тоже нет. Подарки ему дарятся с учетом желаний родителя и пользу для будущего, режим подстроен под жесткий график занятий или требований, питание так же соответствует представлениям родителя. Любые попытки возмущения пресекаются на корню. Контакта между родителем и ребенком нет. Ребенок просто объект для удовлетворения амбиций.

 «…Воспитание в условиях высокой моральной ответственности приводит к нервным срывам, формированию комплекса неполноцен­ности при неудачах. У подростка возникает страх пред ситуацией напряженности, испы­тания, что в дальнейшем может стать толчком к употреблению Психически Активных Веществ». (Менделевич В.Д Руководство по аддиктологии).

  Кто виноват и что делать? Все родители , кроме патологических психопатов и деградантов желают своим детям самого лучшего.  И они дети своих родителей, у которых тоже были свои желания. И т.д. Кто-то достигает желаемого, кто-то нет. Некоторые люди осознают, что их мечты не сбылись, но не накладывают ответственность за их воплощение на своих детей. Это удается не всем. Такие мамы и папы долго живут иллюзиями о том, что их ребенок достигнет их цели, а у них у всех все будет хорошо. А на деле, ребенок в конце концов, столкнется с грандиозным разочарованием. Потому что он всю жизнь шел не туда. Последствия могут быть самыми разными. Если есть еще силы, поняв истинную мечту, кто-то успевает перестроиться, получить СВОЮ профессию, кто-то ломается…

Каждому родителю важно время от времени задавать себе вопросы: То, чем занимается мой ребенок, мое желание, или его? Предложил ли я ему, или заставил?  Не слишком ли строго я его наказываю за расхождение интересов? Знаю, ли, чего он хочет, о чем мечтает?

Если родитель со стилем воспитания в повышенной моральной ответственности попал к психологу, то работа скорее всего будет вестись с общей удовлетворенностью жизнью самого родителя, реальностью его требований, идентификацией с его собственными желаниями. Это очень важная и сложная работа, а результат – по-настоящему успешный человек. И его ребенок. По-своему успешный.

 Тяжкий груз Дети под тяжестью взрослых желаний



Просмотров: 340
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • Личность родителя и ребенок.
  • Если мать и ребенок слишком привязаны друг к другу
  • Сверхчувствительный ребенок - проклятье для родителя?
  • Ребенок вас не слышит: 5 ошибок родителя
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....
  • Здоровый ребенок или мечта амбициозного родителя?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Тяжкий груз ответственности.
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Когда нет моральной поддержки
  • Когда у меня будет ребенок...
  • “Ну и что, что мой ребенок тревожный? Он будет полицейским/врачом/пожарным и точка!”
  • Дочь мужа - ребенок или соперница?
  • Ребенок - объект воспитания или человек?..
  • Ребенок живет с бабушкой - необходимость или нарушение зоны ответственности?
  • Падение мордой в торт или Почему мы не знаем своих желаний, и долго собираемся сделать то, чего хотим?
  • И в кого ты такой? Если ребенок не оправдывает родительских ожиданий
  • Что делать, если ребенок чего-то испугался?
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Как сделать правильный выбор между конкуренцией своих и не своих желаний
  • Что делать, если ребенок попал в плохую компанию?
  • Что делать, если ребенок попал в плохую компанию?
  • Ведешь себя, как ребенок, лишаешь своих детей - детства
  • Если ребенок ударил мать, как реагировать?
  • Обманутая мать или если ребенок в тягость
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь