Групповая терапия: как это работает?

Автор статьи: Марина Козина


Сегодня хочется написать немного про групповую терапию, а, вернее, про один из аспектов, который помогают человеку, участвующему в группе, меняться.

Честная обратная связь, поддержка, воспроизведение отношений, которые причиняют страдание, возможность попробовать новые модели поведения - это лишь немногие факторы, которые делают терапию в группе эффективной. Но сегодня не об этом. Сегодня - о семье.

Тема отношений с родителями часто является поводом для шуток и сарказма в адрес психотерапевта. "Давайте поговорим про вашу маму". И не спроста. Тема это значимая и влияющая на нас во взрослом возрасте. Говорить о ней сложно, страшно и подчас слишком далеко от того, что происходит с нами во взрослой жизни.

Большинство из нас так или иначе имели негативный опыт взаимодействия с членами семьи. На самом деле этого довольно трудно избежать, учитывая сколько времени человек проводит в семье и как много аспектов влияют на него в семейной системе (власть, деньги, паттерны романтических отношений, ценностные установки, особенности внутрисемейной культуры и др.)
Для кого-то этот опыт был настолько травматичен, что он имеет негативное влияние в настоящих отношениях с другими людьми (например, мешает строить близкие отношения, брать на себя ответственность, рисковать).

Как группа помогает решать эти проблемы? Участники группы начинают взаимодействовать друг с другом также, как они взаимодействовали с членами семьи, и аспекты отношений, которые мешают быть счастливым в настоящем, становятся очевидны.

"Группа имеет сходство с семьей во многих аспектах, и многие группы возглавляет дуэт, состоящий из мужчины и женщины, чтобы еще более приблизить конфигурацию группы к родительской семье. Будучи зависимыми от своего искусственно созданного мира (сформированного в основном в родительсой семье), члены группы взаимодействуют с ее руководителями и другими участниками так, как они взаимодействовали когда-то с родителями и другими родственниками. Существуют бесчисленные варианты моделей взаимодействия: пациенты могут быть безнадежно зависимы от руководителей, которых они наделяют сверхзнаниями и силой; они могут на каждом шагу бороться с лидерами, утверждая, что они препятствуют их росту или лишают индивидуальности; они могут попытаться внести раскол между ко-терапевтами, провоцируя споры или несогласие между ними; они могут жестоко конкурировать с другими участниками, пытаясь сосредоточить все внимание и заботу терапевтов на себе. Они могут искать союзников, чтобы попытаться «скинуть» терапевтов; они могут отказаться от своих собственных интересов, якобы бескорыстно заботясь о других членах группы."
(Это Ирвин Ялом)

Групповая терапия дает значительно больше возможностей для анализа детских конфликтов в том числе и за счет того, что человек начинает в реальности демонстрировать поведение, которое не приводит к желаемому результату в настоящей жизни, и корни которого - в детстве. Это не просто фантазии, а реальность.
За счет видимости этих моделей поведения к ним возможен критический подход и проверка на соответствие их реальности в настоящем. Например, в детстве человек привык искать "сильную" фигуру, которая бы его защищала, потому что объективно он не был способен защититься сам. Но эффективно ли такое поведение, когда ему 30? Помогает ли оно быть счастливее? Хочет ли он быть таким? (Это не риторические вопросы, а выбор, который хорошо бы делать осознанно и честно по отношению к себе.)
Конечно, работа с прошлым - не единственное, что представлено на группе, настоящему уделяется значительно больше времени. Однако важное преимущество группы состоит в том, что прошлое становится реальным.

 Групповая терапия как это работает



Просмотров: 373
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как женщины могут "проверять" мужчин в начале отношений
  • Как мужчины могут "проверять" женщин в начале отношений
  • Онкопсихолог: "Вопросы к врачу не могут быть глупыми и неважными!"
  • Где сегодня влюбленных "могут обмануть" и чудеса первого свидания
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Подросток в неполной семье. Проблемы, которые могут подстерегать.
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Виды тревожных расстройств, которые могут приводить к депрессии и значительно снизить качество жизни
  • Могут ли близкие отношения быть без конфликтов?
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • О влиянии моделей отношений в родительской семье на конструирование семейных отношений в паре
  • Отзыв участницы группы "Навстречу к себе"
  • Почему мужчины и женщины не могут жить мирно в семье?
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Когда верхи не могут, а низы не хотят, или Революция в семье
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?
  • Вагинизм. Когда причины могут быть совсем необычными. Решение проблемы
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • От того, как мы относимся к себе, зависит качество наших отношений с другими.
  • Могут ли возникнуть серьезные отношения у людей с IQ 150 и 100? Интервью с участниками событий.
  • "Могут ли жить в мире Любовь и Деньги?"
  • "Я хочу поговорить" Или как быть понятым другими?
  • Этого нам не сказали. Утверждения, которые могут изменить вашу жизнь после психологической травмы
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • "У мамы депрессия" или что мешает быть счастливой в семье?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь