|
О влиянии классиков на неокрепшие умы Часть I. Человек создан для счастья, как птица для полета?Автор статьи: Иванна Федоровна Кашина
Очень живое воспоминание… Я в классе шестом, наверное. До конца урока минут десять, и время замерло. Как ни смотри на часы, стрелки не движутся. Майские деньки. Даже в нашем северном городе солнце нещадно печет сквозь оконные стекла. Мухи ожили и волнующе жужжат. За окном робкие свежие зеленые листочки. Доносятся крики тех, кто уже «освободился». И мне в какой-то момент становится совершенно непонятно, что я здесь делаю… Взгляд, скользящий по набившему оскомину интерьеру класса, цепляется за портреты классиков. Возникает ощущение, что они чем-то недовольны. И в памяти всплывает цитата из фильма: «Мы, наше поколение, хотим знать, в чьи руки попадет воздвигнутое нами здание!» А действительно, в чьи? Персонаж каждого портрета передает свое послание потомкам. И ни одно из них не требует моего осмысления, поскольку мозолит глаза изо дня в день который год. Все лица мною узнаваемы, кроме бородатого дяденьки, утверждающего, что человек создан для счастья, как птица для полета. Мой незрелый мозг, внезапно вникнув в суть, молниеносно реагирует: вот оно что! До определенного времени я пребывала в полном согласии с утверждением неизвестного мне писателя, запавшем в сознание и душу. Но по мере взросления зарождались и сомнения: а действительно ли в этом кроется цель и смысл жизни – стать счастливым, рано или поздно? И если это предопределено самим фактом рождения, несет ли человек личную ответственность за результат? Жизнь шла своим чередом, не раз предлагая мне усомниться в том, что раньше казалось очевидным. Вопреки обещаниям, плохое происходило и с хорошими людьми. Не все желания сбывались, даже если хотеть очень-преочень. Правильное оборачивалось ошибочным, и наоборот. На смену непререкаемы истинам приходили бесчисленные правды. Таким образом, действительность никак не втискивалась в прокрустово ложе авторитетного прежде мнения. И каждый «разрыв шаблона» повергал в недоумение и выбивал почву из-под ног. Возможно, если бы я не была в детстве хорошей девочкой и не верила бы слепо старшим, не возникло бы в моей картине мира таких противоречий. И процесс взросления шел бы гармоничнее… Кто знает! Ведь, с другой стороны, в результате выросла во мне потребность регулярно «сверять карту с территорией». И это стало мощным стимулом к развитию поискового интереса в изучении окружающего мира и своей внутренней реальности. Таким путем я сформировала важную опору в жизни – осмысленность ее проживания. И за это я должна поблагодарить автора обсуждаемого высказывания - Владимира Галактионовича Короленко. Возможно, герои его произведений, проживающие свои единственные жизни порой в нечеловеческих условиях, гораздо лучше меня понимали истинность этой фразы? Может быть, и смысл самого понятия «счастье» поэтому был им доступнее… Вроде бы, многое уже поняла о жизни, о себе, о мире. А вот не перестаю удивляться происходящему, хотя я давно уже не школьница. И хочется вспомнить добрым словом пресловутую школу жизни, в противовес цитате из песни: «Хотела стать собой, но ничего не вышло, школа жизни оказалась лишней». Вышло. Стала собой. Оказалась нелишней. А может быть, человек создан для того, чтобы в итоге просто стать самим собой, и не кем иным? Просто, да не просто. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|