|
Две основные разновидности дружбыАвтор статьи: Попов Юрий Алексеевич
Тема непростая, по остроте сопоставимая с темой любви. Её значимость тоже может быть сопоставлена со значимостью темы «Любовь». Ранее во многих своих публикация, размещенных на данном сайте («Ключ», «Два чувства», «Шесть причин беспредметной тоски …» и др.) я говорил о двух больших побудительных силах, управляющих нашим поведением. В данной статье я поделюсь своими размышлениями о том, какими особенностями будет обладать дружба, если ей будет управлять та или иная эмоциональная сила (восприятийное и мышленческое побуждение – статьи «Ключ», «Два чувства»). Итак, отталкиваясь от того, что любое поведение происходит на основе преобладания одного из двух побуждений, в дружбе тоже необходимо увидеть их участие и долю этого участия. Вопросы, на которые предстоит ответить в данной статье следующие. Что происходит в поведении и отношениях в случае преобладания того или другого типа побуждения? Насколько часто можно встретить тот или иной вид дружбы, в зависимости от преобладания типа побуждения? Место Первой (основанной на восприятийном побуждении или привязанности) и Второй (основанной на мышленческом побуждении или высоком развитии совести (подробнее в статье «Стыдить или вызывать угрызения совести?»)) дружбы в системе потребностей человека. Опасности Первой дружбы. Итак, поведение и взаимоотношения при дружбе на основе преобладания Первого типа побуждения (Первая дружба). Основа этой дружбы – привязанность. В то же время вряд ли Первую дружбу можно описать как однотипное поведение с узким диапазоном действий и поступков. Самые разные по уровню личностного развития люди могут дружить по Первому типу, и, исходя из своего уровня, иметь то или иное разнообразие в поведении, то или иное качество взаимоотношений. Тем не менее чувства, которые их держат вместе – привязанность, интенсивные Первые переживания, близкие к полюсным. Логика этих чувств – совместное времяпрепровождение и общение. Первая дружба связана с интенсивным первым удовольствием. Такие удовольствия относятся к вторичным потребностям (см. статью «Шесть причин беспредметной тоски …»). Что важно отметить в этой связи? Если личность находится на Первом этапе своего развития (статья «Развивающие личность эмоции»), то это одна из главных потребностей и поэтому она очень настойчиво будет стремиться вызвать соответствующее поведение. Если личность находится на Втором этапе развития (статья «Развивающие личность эмоции»), то с мотивацией к дружбе по Первому типу начинает уверенно конкурировать Второе удовольствие. Первая дружба отступает как доминирующая потребность. Исчезает ли она полностью из потребностного поля? По-видимому, нет. Если она не исчезает, то она занимает подчиненное положение и в значительной, если не в полной мере, управляется Второй психикой (мышление и сопровождающее его побуждение статья «Два чувства»). Совместное времяпрепровождение и круг общения уменьшается. Однако в рамках этого круга и этого времени суть взаимодействия остается та же – совместное времяпрепровождение и общение. Функция этого взаимодействия – создание благополучного эмоционального (аффективного) фона по Первому типу. Итог по дружбе Первого типа. Потребность в ней есть у всех. Это вторичные потребности (статья «Шесть причин беспредметной тоски …»). Если отсутствует навык удовлетворения третичных потребностей (ст. «Шесть причин …»), то вторичные потребности являются доминирующими. В этом случае потребность в Первой дружбе очень высока. Эта дружба является одним из главных источников, из которого делается попытка заполнить вакуум в максимуме (ст. «Шесть причин беспредметной тоски …»). Вызывая интенсивные положительные переживания Первого типа, она способствует удовлетворению вторичных потребностей. При наличии навыка удовлетворения третичных потребностей доминируют третичные потребности. Их удовлетворение является основным источником положительного эмоционального фона. Однако необходимость удовлетворения вторичных потребностей, в том числе в дружбе по Первому типу остается. Другое дело, что она занимает свое относительно небольшое место в сфере потребностей Второго человека (ст. «Развивающие личность эмоции») и не может вызвать к себе столь заметного внимания, как в случае неудовлетворенности третичных потребностей. Приступим к характеристикам Второй дружбы. Что она собой представляет? По аналогии с Первой дружбой, она должна вызывать интенсивные Вторые переживания, интенсивное Второе удовольствие. Что здесь появляется вместо общения и совместного времяпрепровождения. Что при взаимодействии людей может вызвать интерес к сближению на основе интенсивных Вторых переживаний? Можно выделить два таких фактора. Первый – качество деятельности партнера и возможность его усиливать в совместном продукте при сближении с партнером. Второй – личностные качества партнера – принадлежность его ко Второму этапу личностного развития, личностное взаимообогащение при взаимодействии. Вторая дружба работает на личностное обогащение и качество совместного продукта. Какие можно привести примеры Второй дружбы? Это профессиональное сотрудничество, дающее взаимное профессиональное и личностное обогащение. Объектом этой дружбы могут быть братья и сестры при условии их взаимной самореализации. Могут быть и незнакомые люди, достигшие высокой степени самореализации, к которым на протяжении жизни возникает полное доверия и происходит очень большая степень эмоционального сближения. Чем отличается Вторая дружба от Первой? Первая дружба в высокой степени снисходительна к профессиональным и личностным качествам партнера. Ей достаточно комфорта в общении. Для Второй дружбы эмоционального комфорта недостаточно и не он является приоритетом. Второй дружбе нужна личность, возможность наблюдать за ее деятельностью, взаимодействовать с ней, получая от нее возможность личностного и профессионального обогащения. Как примерно может выглядеть взаимодействие людей при их дружбе по Второму типу? Это взаимодействие не является частым и долгим. Оно является по большей части собранным и близким к деловому, хотя и иногда бывает похожей на простое общение без какой бы то ни было заданной цели. Основная особенность этой дружбы – она, так или иначе, затрагивает наиболее острые очаги внутренней жизни, те очаги, вокруг которых сосредоточен основной мыслительный поток. Насколько часто можно встретить дружбу по Второму типу. Имеет ли сходство степень распространенности любви по Второму типу (статья «Самую малость о любви …») со степенью распространенности дружбы по Второму типу? Как ответить на этот вопрос, какие нити ведут к ответу. Дело в том, что взаимодействия и взаимоотношения внутри сообщества появились в филогенезе примерно в то же время, что и сами сообщества. Соответственно, эмоциональный фон, сопровождающий общение имеет очень древние биологические корни. Дружба связана с общением. Общение задает ей свой эмоциональный фон. Первое полюсное переживание (понятие, близкое к «вершинным переживаниям» А.Маслоу, статья «Ключ») и интенсивные Первые эмоции фактически явились условием возникновения интенсивного общения внутри сообщества, т.к. они вообще являются главным условием возникновения сообщества. Без него нет сообщества и общаться просто не с кем. Таким образом, Первые переживания изначально и на всем протяжении филогенеза, в том числе и человека были естественным фоном любого общения. Дружба возникала при повышении интенсивности положительных Первых переживаний. Конечно, нельзя сказать, что общение и дружба строятся исключительно при участии Первых переживаний и Вторые переживания вообще не появляются и не могут появиться в общении. Это не так. Общение и взаимодействие людей может быть очень различным по характеру и содержанию, в том числе по доли участия Вторых переживаний. Эта доля может быть довольно высокой. Определяется она главным образом личностными качествами партнеров по общению или уровнем их личностного развития. Однако Вторые переживания как основной фон общения не возникают. Общение, непосредственное взаимодействие было и остается сферой провоцирующей возникновение Первых переживаний и побуждений. Еще одним фактором, препятствующем возникновению и доминированию Вторых переживаний в общении является время. Непосредственное взаимодействие предполагает довольно интенсивный обмен информацией, которую подчас нелегко осмыслить и пропустить через собственные переживания. К тому же этот информационный поток проходит в очень короткий для Второй психики промежуток времени. В этих условиях естественное возникновение Вторых переживаний еще более затрудняется. Таким образом, общение (точнее сформировавшаяся до настоящего времени традиция эмоционального фона общения) как одно из необходимых составляющих дружбы является препятствием для интенсивных Вторых переживаний и, соответственно, дружбы по Второму типу. Общение в значительной степени тормозит Второй аффект, чем и затрудняет возникновение дружбы по Второму типу. Питательной средой взращивающей и поощряющей Вторую дружбу может быть только различение (статья «Эмоциональная компетентность …»). Различения в современном обществе как массового явления нет. Поэтому Вторая дружба как массовое явление в современном обществе также невозможна как и Вторая любовь. Вторая дружба – это столь же трудная вещь, что и любовь. Ее культивация – это чрезвычайно тонкий, сложный и долгий процесс. Общество и его система образования без ориентации на знание о двух противоборствующих мотивационных инстанциях слишком слабы для организации этого процесса. Выискивать энные доли процента распространенности Второй дружбы нет никакого смысла, т.к. процент этот если он и есть, то ничтожно мал, примерно такой же как и в случае с любовью. Причины схожи: легкость актуализации Первых переживаний и побуждений, отсутствие знаний о двух противоборствующих мотивационных инстанциях и умения их различать. Что означает наличие в мире Первой дружбы и отсутствие Второй? Приоритет (незыблемость приоритета) «мой» над «правильный» и «точный». Какие последствия у такого приоритета? Сиюминутно все тянутся за выигрышем, но выигрывает сильнейший. В перспективе проигрывают все, в том числе сильнейшие. Огромный ресурс тратится на силовую составляющую. Развитие личности тормозиться, как следствие тормозиться и рост общественного культурного багажа. В итоге двойной проигрыш – личность, неспособная быть удовлетворенной; общество, неспособное удовлетворить личность. Последствия дружбы (Первой) катастрофичны. Дружба (Первая) – это якорь, который не пускает личность и общество на Второй этап развития. Дружба есть причина отсутствия единства в обществе. Парадокс дружбы (Первой) – она сближает и объединяет в малом, удаляя и разъединяя в большом. Для возрастания единства общества человеку необходимо перерасти дружбу (Первую). Интенсивные Первые переживания как основа дружбы (Первой) навязывают взаимоотношениям свою логику: свой-чужой. Для единства общества нужна другая логика: личностный ресурс – главное средство преодоления проблем, чем выше совместный личностный ресурс, тем больше общая защищенность. Итог. Дружбу также как и любовь необходимо разделять на две главные разновидности: с доминированием Первых переживаний и побуждений, с приоритетом Вторых переживаний и побуждений. Вторая дружба, также как и Второй любовь, если и существует в обществе, то в ничтожно малой пропорции. Заполненность общественного пространства единственной формой дружбы (Первой) делает общество разобщенным, разрозненным, делит его на бессчетное число групп, препятствуя его объединению. В основе этой дружбы лежат интенсивные Первые переживания и побуждения. Путем наделения положительной оценкой всего того, что принимается как свой и отрицательной - всего того, что принимается как чужой, они склоняют человека в сторону содействия одному и противодействия другому. В результате громадный общий ресурс уходит на противостояние друг другу, а не на умножение благ. Вторые интенсивные положительные переживания выделяют личностные ресурсы человека, а не его принадлежность к своей или чужой группе. Они склоняют к объединению и распределению совместных личностных ресурсов и направлению их на умножение благ и управление ими, а не на противостояние. Культивация Второй дружбы возможна только через освоение навыка различения двух типов переживаний. Логика Второй дружбы – спасение только в личности партнера, его уровне. Если ты с личностно-развитым человеком, ты в безопасности. Если находящийся рядом с тобой человек как личность слаб, то ты в опасности, даже если этот человек свой (твой друг). Но есть ли у современного человека возможность выбрать Вторую дружбу? Из чего складывается эта возможность? По Маслоу, один на сто – самоактуализант. В общем-то, какая-то вероятность встречи самоактуализантов, их сближения есть. И если эта встреча и взаимные симпатии происходят, то качество этого общения и взаимодействия, разумеется, нельзя сравнить с обычным времяпрепровождением. Какие здесь есть но? Можно ли назвать самоактуализантов Вторыми людьми? Наверное, да, но с определенными оговорками. Самоактуализант – это стихийный Второй человек. Самоактуализанты – первые Вторые люди. Главное их отличие от настоящего Второго человека – отсутствие навыка различения. В типичном случае стихийный Второй человек (самоактуализант) слабее настоящего Второго человека в силу того, что Первые интенсивные переживания для него часто оказываются ценностью (силой), способной управлять его поведением. Отсутствие различения делает стихийного Второго человека неконцентрированным, тратящим свой ресурс на отвлечения, в силу этого часто снижающим свою эффективность. По этой причине стихийный Второй человек не может быть особенно заметным и друг для друга, потому как часто он похож на большинство. Это еще больше затрудняет сближение стихийных Вторых людей, а в случае, если оно происходит, то – снижает эффективность взаимодействия и степень взаимоудовлетворения. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|