|
Встреча с Реальным: невроз, психоз, перверсияАвтор статьи: Рипка Светлана Васильевна
Современный мир – мир, где людям все сложнее прикасаться к своим чувствам, понимать свою сущность, узнавать свои смыслы. Суета, спешка и какая-то неопределенная нужда для совершения множества якобы необходимых ему дел встраивают человека в систему, которая неизменно приводит его в место, из которого он уже выходил, но он не замечает этого и продолжает свой жизненный бег по кругу. В кабинет психоаналитика открывают дверь люди, чей привычный бег по кругу прерван. Они не могут продолжать бежать, то есть продолжать жить так, как раньше, и хотят понять, что с ними происходит и как им жить дальше. «Мой мир рухнул, как мне быть?», «Я не могу больше так жить, что мне делать?», «Я хочу понять - кто я?», - фразы, которые вырываются из уст вошедших. Значит ли это, что такие люди больны? Психиатрия разделяет людей на психически здоровых и психически больных. Однако, если присмотреться поближе к каждому конкретному человеку, то можно заметить его индивидуальные особенности, которые отличают его от других. Тем более эта сингулярность заметна при стрессовых, конфликтных для человека ситуациях, ситуациях невозможности дальнейшего привычного существования. Медицина в таких случаях ставит диагноз и назначает медикаментозное лечение для возвращения человека к нормальному образу жизни. Психоаналитическая теория и современный психоанализ не делит людей на здоровых и больных. Психически здоровых людей, «нормальных» людей психоанализ не определяет как таковых по той причине, что человек или субъект всегда расщеплен, имеет нехватку. Гармоничное, целостное существо – это иллюзия, которая в современном обществе рьяно навязывается многими психологическими и эзотерическими течениями, но которая не имеет под собой основания. Возникает вопрос, одинаково ли различные субъекты справляются с возникающей нехваткой? «Структура психики формируется перед лицом реального, или иначе, - на невозможности сексуальных отношений» и именно преодоление этой невозможности и определяет логику и стратегию функционирования психического аппарата, что и определяет структуру психики. Психоанализ не решает = не закрывает проблему медикаментами или рекомендациями, как стать счастливым или нормальным, а раскрывает человеку его возможность существовать через собственную сингулярность, неповторимость и индивидуальность на основе его собственных переживаний, желаний и страданий без постановки медицинского диагноза, а с помощью понимания работы его психического аппарата. Происходит это посредством речевого взаимодействия с психоаналитиком, поскольку основоположник современного психоанализа Жак Лакан говорит, что: «Психоанализ должен быть наукой о языке, в котором обитает субъект. Человек, с точки зрения Фрейда, это субъект, плененный и терзаемый языком». Именно через речь, во взаимодействии с аналитиком, субъект обнаруживает себя и собственное понимание. Итак, психоанализ понимает человека как говорящего субъекта, психический аппарат которого проявляется, функционирует через определенную структуру психики, которая формируется в детском возрасте и не меняется на протяжении дальнейшей жизни. «Она возникает как эффект рождения на свет субъекта как всегда уже субъекта Другого, языка, культуры. Она возникает в результате рождения на свет говорящего существа в ходе его конститутивного отчуждения в язык как дом бытия» В.Мазин. Итак, субъект входит в культуру, в язык, и Лакан говорит о том, что структура психики задается тем, как именно совершается субъективация при вхождении в культуру. Как именно субъект становится субъектом, то есть психическая структура указывает на позицию субъекта в отношении Другого. Лакан выделяет три механизма субъективации: вытеснение, отбрасывание и перверсию. Посредством этих трех механизмов субъект может пережить встречу с реальным и встретиться с Законом, то есть требованием этого реального. Как субъект принимает этот Закон, каким механизмом принятия он пользуется – от этого и зависит структура психики. Закон можно принять – признать через вытеснение, и тогда это конституирует невроз. Можно отбросить, и тогда конституируется психоз. И Закон можно отклонить – как бы признать, одновременно сказав и (или) да, и (или) нет, то есть уклониться от ответа – и получить перверсивную структуру. На основании этого Лакан выделяет три структуры: невроз, психоз и перверсию. Невроз: невротик – это вопрошающий субъект. Сомневающийся субъект, который стоит перед выбором и вопрошает, и в невозможности осуществления выбора и разворачивается невроз. Для истерического субъекта это вопрос: «Кто я – мужчина или женщина?», для субъекта с навязчивостями вопрос: «Жив я или мертв?» Невротический субъект посредством психоанализа имеет возможность пройти символическую кастрацию. Образ Я и образ мира у невротика создается через фантазм. Психоз: при психотической структуре вопрошание и сомнение невозможно. Образ Я и образ мира у психотиков осуществляется через логический оператор. Закон, Имя-Отца у них отброшено, его функция не действует. Психотик не может отказаться от наслаждения, и символическая кастрация у них невозможна. Человек с психотической структурой может жить и не подозревать о ней, то есть она может оставаться латентной, до того момента пока не будет призвано Имя-Отца. После этого возможно разворачивание психоза. При перверсии «Я оказывается перед выбором - принимать или отвергать угрозу кастрации, оно отвечает на этот вопрос двумя противоположными реакциями, действенными и санкционированными. Расщепление Я позволяет уклониться от принятия решения – отклонять или принимать кастрацию». (В Мазин) Лакан представляет теорию психических структур, как то, что проясняет «смысл анализа – узнать, какую функцию берет на себя субъект в строе символических отношений». Однако, Лакан никогда не говорит о том, что определение структуры является самим смыслом анализа. Можно пройти анализ и не догадаться о структуре. Можно понять структуру после анализа. Это и отличает психоанализ от психиатрии, где важно с самого начала установить диагноз и излечить медикаментозно пациента, сделав его «нормальным». Психоанализ дает субъекту возможность – понять, что все то, что с ним происходит в его жизни – его рук дело и что с этим делать дальше – так же его рук дело. «Никто не изменит твою судьбу кроме тебя» (В.Мазин). Структура психики – будь то невроз, психоз или перверсия - не меняется ни по прошествии времени, ни по причине прохождения анализа, однако она никогда не бывает конечной, законсервированной, и именно это дает возможность субъекту понять причинность своего мышления и собственной психической жизни. «Где было Оно должно стать Я» З. Фрейд. Суть психоанализа и понимания структуры психики как основного элемента осмысления психического аппарата в том, что как говорит Лакан: «Мы можем уйти от своей судьбы», а принимая поставленный диагноз, субъект всегда будет рабом судьбы и медикаментов.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|