|
Берем и пишем. Как психологу самому написать интересный текст.Автор статьи: Куликова Марина Геннадиевна
Если Вы ХОТИТЕ и не можете писать, или думаете, что не можете писать, то есть вероятность внутреннего запрета на письмо или неблагоприятный эмоциональный посыл. Вас ругали в детстве за то, что вы делали ошибки? Ваши сочинения приводили в пример как позорные? Вас высмеивали за рисунки? Ваши родители равнодушно относились к вашему детскому творчеству? Не разрешали рисовать на обоях? Ну и наконец, вам запрещали заниматься детской болтовней и почемуйкой? Причиной внутреннего молчания может быть что угодно, но давайте попробуем эти внутренние запреты снять. Бесценное упражнение №1. Техника автоматического письма. Возьмите ручку и пачку бумаги. Пишите. Все, что приходит в голову. Нукакогоядолженэтосейчассидетьиписатьчтозаглупостьтакаякомуэтонадотьфувесьгорюненавижу. Уфф, можно передохнуть. Рука не отсохла? Никто не высмеял? Не обругал? А я еще и похвалю – вот молодцы. Дело полезное начали. Дальше продолжаем писать. О чем? О том, что в голову приходит и что вспоминается. МарьИваннатогдаменявпервомклассевыставиланапосмешищенемогупроститьзабытьвесьгорюпылаютщекигорятдосихпордавлениескачетнадопойтипроверить Ай, молодца! Первый разок советую исписать страницы две-три хорошим убористым почерком. Можете теперь хорошенечко отдохнуть. И порассуждать о второй внутренней причине. Чтобы был, текст нужна эмоция. Чтобы эмоция пошла, надо ее отпустить. Творчество это сублимация - превращение энергии в делании чего-либо. Энергия - это запертый конфликт. Если бы не было запертых конфликтов, мы бы не имели ни Ван Гога ни Льва Николаича. Какое счастье, что последний не прошел своего психоанализа, а ведь могло и угораздить. Бесценное упражнение №2. Эмоциональное автоматическое письмо. Прочистка дымоходов. Напишите в чердаке листа базовые и сильные эмоции, которые актуальны в связи с написанием текстов: гнев, страх, принятие, непринятие, боль, стыд, сожаление, позор. А теперь вперед - пишите от первого лица в настоящем времени. Я гневаюсь на Марьиванну, которая стыдит меня перед классом, мне стыдно, у меня краснеют уши, я хочу провалиться сквозь пол, я ненавижу ее, я решаю, что никогда в жизни больше не буду писать никаких сочинений- проживайте свои воспоминания, погружайтесь, проигрывайте, фантазируйте. Скажу честно: такое упражнение сама я делала несколько дней. Потому что пошло, открылись подвалы и дымоходы загудели. Обливалась ли я слезами? О да. Вспомнила ли я всех своих заклятых обидчиков? О да ! Многих вспомнила? Да. Давно ли я делала эти упражнения? Давно. А с тех пор пишу. Если есть эмоция, смотрю в корень и пишу про это. Случилось событие - пишу про него. Благодаря психологии статьи всегда приобретают профессиональный контекст. И это прекрасно. Моя любимая заметка на скорую руку - про Ждуна. Помните был такой, ходил по сетям. Я написала про отражение через Ждуна подсознательного русской аудитории. Знатно получилось, самой до сих пор нравится. Закон текста: есть эмоция - есть текст. Нет эмоции- нет текста. Вы все прекрасно знаете из теории, что художественное творчество -это сублимация - высший и наиперфектнейший способ психической защиты. НЕ отыгрывание: ей, вы там все уроды!- а именно сублимация. В процессе творчества эмоция задерживается, перерабатывается, рихтуется, шлифуется и полируется. Теперь про неблагоприятный эмоциональный посыл. Подумайте, почему вам так трудно написать текст о своей собственной группе, которую вы набираете, какое у вас отношение к этому событию, что запирает выход энергии. Может быть вы боитесь самой группы? Может быть вы поставили вопросы, которые пока еще не решены лично для вас? Что интересного вы знаете о том, что анонсируете? Как глубоко вы можете сами пойти в тех вопросах, которые ставите перед другими? Я уверена, что вам есть, что рассказать, так начните с этого, с личного и пройденного. Ну конечно не в форме исповеди, но с позиции эксперта. Бесценное упражнение №3. Превращение эмоционального автоматического письма в литературный текст. В процессе проживания эмоций и выведения их методом автоматического письма начнется внутренний диалог в воображаемым читателем. Не бойтесь, это не про шизофрению. Начинайте говорить вслух, формируйте литературную оформленную речь к читателю. Разговорная устная речь и литературная так называемая письменная речь очень сильно отличаются. Нам необходим навык оформления хаотичных эмоциональных элементов, которые уже приняли форму слова, в связанный грамотный текст. Говорите на диктофон и прослушивайте, зачитывайте свои тексты вслух самим себе и другим (что я обязательно делаю с особо важными текстами). Зигмунд Фрейд, написавший 23 тома сочинений, кстати, получил награду за прекрасный немецкий язык. Вы ведь знаете такой факт его биографии? Этот факт меня лично очень вдохновляет. Психологам и психоаналитикам можно и нужно писать - грамотно и красиво. Писать не романы, не пьесы и даже не социально значимые статьи для СМИ. Но интересные блоги, посты в сетях, анонсы мы обязательно будем писать. Умение красиво и интересно писать - показатель внутренней раскрепощенности и эмоциональной сбалансированности, уровня нашего интеллекта. Текст в сети обязан быт эмоциональным. Это не про количество знаков восклицания в конце фразы. Это про то, что у читателя обязательно появится стимул что-то сделать после прочтения вашего послания. Иначе вы работали зря. Помогла статья? Буду рада вашим отзывам. И не забывайте про вебинар ПисатьНельзяБояться, который я планирую провести в воскресенье вечером 20:00 по мск, приходите ко мне в друзья на фейсбуке (marina.kulikova.583) , где я регулярно делаю свои анонсы. Для друзей вебинары бесплатны. Мы работаем над конкретным текстом, получаем реальный результат. Очень эффективно поработать над текстом в закрытой динамической группе методом супервизии. И это будем делать тоже! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|