|
Благими намерениями вымощена дорога…Автор статьи: Сапогова Светлана Борисовна
Долго собиралась рассказать об одной из моих поездок на поезде Москва-Ульяновск.Такие яркие впечатления хотелось сразу записать, но всё потом, да потом. А после того, как поделилась этой историей с одними друзьями, потом – с другими, эмоции и поостыли. Всё сложнее было заставить себя сесть и написать. Но тема такая важная, я бы даже сказала, жизненно важная, что не могу не поделиться этой историей. И вот я уже опять в том же поезде, совершенно одна в купе. Лучших условий для написания небольшой заметки и не придумаешь. В тот раз, о котором пойдёт речь, я ехала из Москвы после очередного трёхдневного мастер-класса в школе эмоционально-образной терапии (ЭОТ) Николая Дмитриевича Линде, где два дня обсуждалось много тем, в том числе темы внутреннего ребёнка, родительских предписаний и жизненных сценариев. Вела занятие прекрасный практикующий психолог, специалист по ЭОТ Татьяна Александровна Григорьева. Надо знать Татьяну, чтобы понять, насколько она легко захватывает темой всех нас, участников мастер-класса. Возвращалась с обучения я под сильным впечатлением: постоянно крутилось в голове пережитое за последние несколько дней, а всё происходящее вокруг воспринималось через призму новых знаний и эмоций. Кроме мастер-класса мне удалось пройти сеанс и личной психотерапии у Татьяны Александровны. Он был посвящён моему жизненному сценарию, который в детстве заложила мне бабушка. Скажу пару слов о жизненном сценарии. Э. Бёрн, автор «трансактного анализа», важнейшая часть которого — выделение жизненных планов индивида, определяет жизненный сценарий как «постоянно развертывающийся жизненный план». Этот план закладывается ещё в раннем детстве, и закладывают его значимые для ребёнка люди – это родители, бабушки и дедушки – те, кто в большей мере занимается ребёнком. И этот предначертанный план движет человеком, управляет даже в зрелом возрасте. Не позволяет выйти за обозначенные рамки, лишает свободы выбора. Человек следует предписаниям, порой не осознавая этого, только удивляясь и расстраиваясь, почему всё складывается не так, как хотелось бы. Итак, я ехала на боковой полке, а в купе напротив расположилась семья: мама с дочкой лет пяти, назовём её Мариной, и бабушка. Кроме всей этой компании в купе ехала молодая пара: парень и девушка лет 25ти. Девушка с искренним интересом общалась с маленькой Мариной, которая с удовольствием показывала ей свои игрушки. Тут девушка увидела книжку и спросила Марину, умеет ли она читать? Та с уверенностью ответила: «Да!» В разговор включилась бабушка: «Ничего она не умеет!» И добавила: «Что ты врёшь?! Ничего ты не умеешь!» Надо отдать должное девушке, она спокойно, не обращая внимания на высказывание бабушки, продолжала беседу: «Посмотри, а это какая буква?» Бабушка не унималась: «Да, не знает она ничего». Пока девушка разговаривала с Мариной, называла ей буквы, помогала складывать слоги, (в итоге название книги было прочитано), всё это время бабушка, как заезженная пластинка, повторяла одно и тоже: «Она ничего не умеет! Она ничего не знает! Она врёт!». А у меня вертелась на языке фраза: «Если всё время человеку говорить, что он «свинья», то он, действительно, в конце концов, захрюкает». Это далеко не всё, что суждено было услышать Марине за эту короткую поездку. Были и предостерегающие от тяжёлых последствий высказывания: "Не лезь – упадёшь!», когда девочка встала посмотреть, как её новая подруга устроилась на верхней полке. Было и: «Смотри -укусит!» - это о маленьком шпице со сломанной лапой, мирно сидящем на руках у хозяйки, заметьте, в соседнем купе. Тут мне даже смешно стало: как же он это может сделать, когда расстояние между ним и девочкой метра три, и пёс, похоже, даже не подозревает о таком внимании к своей персоне. В истории со шпицем было ещё несколько любопытных в плане воспитания моментов. Собственно, на пса показала Марине бабушка, и та пересела, чтобы посмотреть на собаку. Досталось бабушке: «Мама! Что ты её дёргаешь?! Пусть сидит на одном месте!» Конечно, так же спокойнее, когда ребёнок сидит на одном месте. И не очень хлопотно. На следующее утро Марина вспомнила о соседе-шпице, подобралась к краю полки и высунулась в коридор. Это, конечно, не прошло незамеченным. Заботливые мама и бабушка тут же определили оранжевый уровень опасности и закричали в два голоса: «Не вылезай! Голову открутят!» На меня это произвело тот же эффект, что и со шпицем: начал душить смех. Ну почему именно «открутят»?! Откуда в головах этих любящих девочку женщин возникают именно такие слова? Кульминация этой истории огорчила и порадовала одновременно. За завтраком девочку вырвало. И это неудивительно, сколько же может принять в себя ребёнок за такое короткое время грозных установок и трагических прогнозов от несомненно любящих и заботливых бабушки и мамы. Организм физиологически среагировал, защитился. И это порадовало. Может быть, Марине таким образом удаётся смягчить родительские предписания, не воспринимать их как программу на будущее. Мы, родители, часто, стремясь уберечь своё чадо от всяких бед, иногда вымышленных, при этом причиняем долгосрочный вред ребёнку необдуманными словами. Вместо того, чтобы уделить ребёнку внимание, мы занимаемся куда более «важными» делами, ведь проще просто дать команду, как надо себя вести, и какие страшные последствия могут наступить. «Поведение ребёнка в очень большой степени определяется тем, чего от него ожидают» пишет в своей книге Жан Ледлофф, «Как вырастить ребёнка счастливым». Может быть, стоит задуматься над этими словами психотерапевта? Хотелось передать эти дорожные наблюдения всем родителям, у которых ещё есть время скорректировать своё поведение по отношению к собственному ребёнку, подобрать заботливые слова, не предписывающие негативные последствия. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|