|
Деньги. Давайте поговорим об этом?Автор статьи: Елена Боровик
Когда мы говорим о деньгах в контексте психоанализа, мы всегда говорим о символическом значении, которое каждый человек вкладывает в это понятие. Для психоаналитика символическое значение денег является очевидным. Фрейд писал: «Счастье есть отсроченное исполнение инфантильного желания. Вот почему богатство приносит так мало счастья: деньги не могут быть желанием младенца». Каждый из нас наделяет деньги своим собственным смыслом: для кого-то они символ власти, для кого-то путь к получению любви и признания, для кого-то связаны со стыдом и отвращением. Формирование этих смыслов определяется историей психосексуального развития субъекта, а также условиями и законами среды, в которой он развивается. Поэтому, в работе с клиентами, для психоаналитика важно проработать тему денег, так как она наряду с другими темами, может более ёмко рассказать о личной истории. Ощущение обладания чем-то, что даёт возможность выживать и чувствовать себя комфортно, присуще нам с младенческого возраста. У младенца это ощущение связано с обладанием матерью, которая обеспечивает ему все необходимые условия – питание, тепло, заботу, ощущение безопасности, и это пробуждает в нём стремление к жизни. Мать может транслировать ребёнку различные послания, которые формируют дальнейшее понимание себя и мира вокруг. Это послание может звучать как «Если захочешь, ты можешь получить абсолютно всё, что тебе нужно для счастья» - такая мать будет чутко реагировать на запросы младенца, различать его желания, и наиболее подходящим для младенца способом реализовывать их. А может быть послание «Что бы ты ни делал - ты ничего не получишь, ты недостаточно хороший» - когда мать злится в ответ на плач своего ребёнка или игнорирует его, или, по каким-то причинам, ведёт себя с ребёнком холодно и отстранённо. Во взрослом возрасте эти установки переносятся на деньги, так как они также являются тем, что позволяет выжить и создать комфортные условия для жизни. Ранее пережитый опыт вновь активируется, и мы можем видеть, как у разных людей совершенно разные модели взаимодействия с деньгами: от убеждения, что «деньги даются легко и просто, я могу получить их когда захочу» до «я не достоин большого количества денег, лучше довольствоваться минимумом, который позволит выживать, это мой удел». Эти установки чаще всего бессознательны. Работа с психоаналитиком позволяет вывести их на сознательный уровень, найти ту точку в развитии, где они сформировались, и переобозначить её. Позже, в возрасте 2-3х лет, в период, когда ребёнка начинают активно приучать к горшку, также формируются представления, которые во взрослом возрасте будут определять отношения с материальным миром. Приучение к горшку совпадает по времени с той стадией развития психики, когда ребёнок начинает отделять себя от родителей и бороться за свою автономность и независимость. Он начинает всё чаще противиться внешней помощи, на все предложения отвечая: «Я сам!». По сути, когда ребёнка уговаривают сесть на горшок, он понимает, что его испражнения – это то, что он может сделать сам, то, что зависит только от него, и то, что родители не могут контролировать. Реакция родителей на этот процесс формирует дальнейшее понимание и определение самостоятельной работы человека. Ребёнок, который получает похвалу и одобрение за успешное опорожнение кишечника, расценивает это как подарок для родителей, которому они рады. В будущем такой человек убеждён в том, что работа, которую он делает или продукт, который он создаёт – ценен и нужен миру, что его усилия стоят того, чтобы получать за них достаточно денег. Такие люди свободно расстаются с деньгами, любят совершать покупки и дарить подарки, и получают удовольствие от этого. Те дети, которых усаживали на горшок с криками и наказаниями, усваивают знание о том, что создавать что-то, делать что-то самостоятельно – это плохо, что за их работу или творчество не должно быть никакой платы, более того, то, что они делают, может вызвать недовольство и порицание. Часто для таких людей во взрослом возрасте самовыражение и самореализация неразрывно связаны с ожиданием наказания, а иногда и вовсе являются невозможными. В таких случаях мы можем наблюдать скупость или жадность взрослого человека. Так же как в детстве он, из страха или несогласия, противился «отдать» родителям свои испражнения, так и сейчас он не хочет отдавать миру свои сбережения, чувствуя, что это небезопасно. Ещё позже, в возрасте 3-5 лет ребёнок сталкивается с периодом Эдипова комплекса: он обнаруживает разность полов и поколений, и ряд запретов, связанных с этой разностью. Также он обнаруживает, что его желание не всегда может быть реализовано, так как есть другой, у которого тоже есть своё желание. В этом возрасте в психике ребёнка формируются границы - понимание того, что он может, а чего нет, где предел его возможностей. Для взрослого человека деньги являются инструментом, с помощью которого он может договориться с другим, расширить свои возможности, произвести комфортный для двоих обмен. Формируется понимание, что за удовлетворение желаний есть определённая цена, и появляется готовность или не готовность (в зависимости от личной истории) платить эту цену. В целом, тема денег может указывать на множество различных фактором в истории субъекта: степень его психической зрелости, его личную историю развития, его бессознательные установки по отношению к себе и окружающему миру, его взаимодействие с родителями и партнёрами, и даже на его готовность к работе с психоаналитиком. Главное – услышать, о чём именно говорит человек, когда он говорит о деньгах. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|