Деньги. Давайте поговорим об этом?

Автор статьи: Елена Боровик

Когда мы говорим о деньгах в контексте психоанализа, мы всегда говорим о символическом значении, которое каждый человек вкладывает в это понятие.

Для психоаналитика символическое значение денег является очевидным. Фрейд писал: «Счастье есть отсроченное исполнение инфантильного желания. Вот почему богатство приносит так мало счастья: деньги не могут быть желанием младенца». Каждый из нас наделяет деньги своим собственным смыслом: для кого-то они символ власти, для кого-то путь к получению любви и признания, для кого-то связаны со стыдом и отвращением. Формирование этих смыслов определяется историей психосексуального развития субъекта, а также условиями и законами среды, в которой он развивается. Поэтому, в работе с клиентами, для психоаналитика важно проработать тему денег, так как она наряду с другими темами, может более ёмко рассказать о личной истории.

Ощущение обладания чем-то, что даёт возможность выживать и чувствовать себя комфортно, присуще нам с младенческого возраста. У младенца это ощущение связано с обладанием матерью, которая обеспечивает ему все необходимые условия – питание, тепло, заботу, ощущение безопасности, и это пробуждает в нём стремление к жизни. Мать может транслировать ребёнку различные послания, которые формируют дальнейшее понимание себя и мира вокруг. Это послание может звучать как «Если захочешь, ты можешь получить абсолютно всё, что тебе нужно для счастья» - такая мать будет чутко реагировать на запросы младенца, различать его желания, и наиболее подходящим для младенца способом реализовывать их. А может быть послание «Что бы ты ни делал - ты ничего не получишь, ты недостаточно хороший» - когда мать злится в ответ на плач своего ребёнка или игнорирует его, или, по каким-то причинам, ведёт себя с ребёнком холодно и отстранённо.

Во взрослом возрасте эти установки переносятся на деньги, так как они также являются тем, что позволяет выжить и создать комфортные условия для жизни. Ранее пережитый опыт вновь активируется, и мы можем видеть, как у разных людей совершенно разные модели взаимодействия с деньгами: от убеждения, что «деньги даются легко и просто, я могу получить их когда захочу» до «я не достоин большого количества денег, лучше довольствоваться минимумом, который позволит выживать, это мой удел». Эти установки чаще всего бессознательны. Работа с психоаналитиком позволяет вывести их на сознательный уровень, найти ту точку в развитии, где они сформировались, и переобозначить её.

Позже, в возрасте 2-3х лет, в период, когда ребёнка начинают активно приучать к горшку, также формируются представления, которые во взрослом возрасте будут определять отношения с материальным миром. Приучение к горшку совпадает по времени с той стадией развития психики, когда ребёнок начинает отделять себя от родителей и бороться за свою автономность и независимость. Он начинает всё чаще противиться внешней помощи, на все предложения отвечая: «Я сам!». По сути, когда ребёнка уговаривают сесть на горшок, он понимает, что его испражнения – это то, что он может сделать сам, то, что зависит только от него, и то, что родители не могут контролировать. Реакция родителей на этот процесс формирует дальнейшее понимание и определение самостоятельной работы человека. Ребёнок, который получает похвалу и одобрение за успешное опорожнение кишечника, расценивает это как подарок для родителей, которому они рады. В будущем такой человек убеждён в том, что работа, которую он делает или продукт, который он создаёт – ценен и нужен миру, что его усилия стоят того, чтобы получать за них достаточно денег. Такие люди свободно расстаются с деньгами, любят совершать покупки и дарить подарки, и получают удовольствие от этого.

Те дети, которых усаживали на горшок с криками и наказаниями, усваивают знание о том, что создавать что-то, делать что-то самостоятельно – это плохо, что за их работу или творчество не должно быть никакой платы, более того, то, что они делают, может вызвать недовольство и порицание. Часто для таких людей во взрослом возрасте самовыражение и самореализация неразрывно связаны с ожиданием наказания, а иногда и вовсе являются невозможными. В таких случаях мы можем наблюдать скупость или жадность взрослого человека. Так же как в детстве он, из страха или несогласия, противился «отдать» родителям свои испражнения, так и сейчас он не хочет отдавать миру свои сбережения, чувствуя, что это небезопасно. 

Ещё позже, в возрасте 3-5 лет ребёнок сталкивается с периодом Эдипова комплекса: он обнаруживает разность полов и поколений, и ряд запретов, связанных с этой разностью. Также он обнаруживает, что его желание не всегда может быть реализовано, так как есть другой, у которого тоже есть своё желание. В этом возрасте в психике ребёнка формируются границы - понимание того, что он может, а чего нет, где предел его возможностей. Для взрослого человека деньги являются инструментом, с помощью которого он может договориться с другим, расширить свои возможности, произвести комфортный для двоих обмен. Формируется понимание, что за удовлетворение желаний есть определённая цена, и появляется готовность или не готовность (в зависимости от личной истории) платить эту цену.

В целом, тема денег может указывать на множество различных фактором в истории субъекта: степень его психической зрелости, его личную историю развития, его бессознательные установки по отношению к себе и окружающему миру, его взаимодействие с родителями и партнёрами, и даже на его готовность к работе с психоаналитиком.

Главное – услышать, о чём именно говорит человек, когда он говорит о деньгах.



Просмотров: 408
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Скрытая депрессия может быть в любом возрасте
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Правило денег №1. Когда мы теряем свои деньги?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Приведения, монстры и темнота: когда ребёнок не может уснуть
  • Неустроенность личной жизни женщины, и с чем это может быть связано.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Подсознание есть. Его не может не быть.
  • Выросший ребёнок, который не может уйти из семьи...
  • Каждый из нас может повысить свои доходы на 30% (три разных способа)
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Деньги для жизни или жизнь для денег? Или почему семейные психологи решили сделать тренинг про деньги.
  • Сепарация от родителей во взрослом возрасте. Как же всё-таки это сделать?
  • «Денег нет, но вы держитесь». Где взять деньги, когда они очень нужны
  • Сон младенца. Миф и реальность и что может помочь маме.
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Утрата. Горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни.
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Мама может устать. Когда маме нужен отдых!?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь