|
Мифы о таланте, призвании и обычном человекеАвтор статьи: Черкай Елена Викторовна
Хотя изложенные мысли оформились уже какое-то время назад, к написанию данного текста меня подтолкнула публикация «Ловушки призвания» моей коллеги — Елены Милокумовой. Мои мысли близки к обозначенному и названному ею ловушкой призвания мифа о призвании как о чем-то уже ставшем, свершившемся, что лишь нужно открыть в себе и явить миру. Но я хочу затронуть и некоторые другие аспекты, о чем, собственно, речь и пойдет ниже. Итак, первое, что я хочу отметить, - это противопоставление обычности и таланта. Причем, такое противопоставление делается не в пользу обычности, о чем свидетельствует в большей мере наполненный негативной оценкой чаще используемый термин «посредственность». То есть, так, взятый сам по себе, человек может быть обычным, но взятый в паре с талантом — посредственность. Соответственно, получается следующее: посредственностью быть плохо (или, во всяком случае, не желательно), а талантом быть — прекрасно. Поэтому обязательно нужно в себе какой-то талант обнаружить, ну, или на худой конец, способность к чему-то. Назовем это общим мифом о чудесности таланта. И пойдем дальше, а точнее, - вглубь, к основаниям этого мифа. Основание первое. Если ты талантлив — ты обязательно будешь успешен, в том числе и финансово. Это утверждение очень легко превращается в убеждение, причем слабо рефлексируемое и поэтому слабо соотносимое с реальностью. А если мы обратимся к реальности, то в различных областях человеческой деятельности мы будем обнаруживать разное: как примеры успешности, так и примеры неуспешности, непризнанности таланта. Причем, успех на каком-то этапе вовсе не означает успеха на протяжении жизни. Например, Валентино, несмотря на огромный успех и еще большее обожание поклонниц его таланта, был вынужден постепенно продавать части своей компании бизнесменам от мира моды, а затем и вовсе отойти от дел, несмотря на желание творить. Основание второе. Если ты талантлив — ты обязательно знаешь свое призвание и все, что нужно, - это пройти свой путь. Этот более частный миф имеет отношение не столько к таланту, сколько связан с пугающей обычного человека неопределенностью человеческой жизни, противостоять которой можно, только ответив на вопрос о смысле собственной жизни. Но этот вопрос так сложен, напряжен и требует глубокого понимания себя и постоянной работы над собой, что кажется: «Ах, как здорово талантливому человеку, он-то знает, чем ему нужно заниматься в жизни!» Как будто бы талант лишен напрочь всех сомнений и тревог. Однако, если опять обратиться к реальности, то мы увидим следующее. Во-первых, талант не всегда явно обнаруживает себя, к его осознанию тоже нужно подойти. И на этом пути талантливый человек, по сути, сталкивается все с той же неопределенностью и порождаемыми ею тревогой и сомнениями. Например, английский дизайнер Вивьен Вествуд до 30 лет работала школьной учительницей, а Петр Ильич Чайковский получил юридическое образование, служил в Министерстве юстиции и только в 21 год начал получать профессиональное музыкальное образование. Скажу еще больше, талант зачастую более требователен к себе и чувствителен к успеху и еще больше — неудаче, что в большой мере усиливает сомнения и тревогу. Во-вторых, талант не означает отсутствие поисков, талант не гарантирует знания решения. Не случайно ведь появилось словосочетание «муки творчества». Многие талантливые люди пытаются найти для себя особые практики поиска решения. Например, Кристиан Диор мог заниматься творчеством только в своем деревенском доме в полном уединении и абсолютно не мог работать над созданием коллекций в полном людей и суеты Париже. И талант не избавляет от необходимости трудиться. Вспомним классическое утверждение: способности проявляются в деятельности и в деятельности же формируются, без этого они так и остаются задатками. Талант это во многом самодисциплина и большой труд. Например, для «русской коллекции» Ив Сен Лоран сделал 40 тысяч эскизов! Здесь можно возразить, что талант заряжен мотивационно, и именно эта заряженность помогает преодолевать трудности. Но за этим стоит миф о чудесном действии мотивации, который емко сформулирован в «было бы желание...». И опять реальность нам показывает другое: хрестоматийный уже закон Йеркса-Додсона гласит, что эффективность деятельности высока при оптимуме мотивации, а ее высоких значениях снижается и становится такой же, как и при отсутствии мотивации вовсе. Выходит, высокая мотивация не только не обеспечивает нахождение решения, но действует совершенно наоборот, парализуя человека. И для таланта нужно научиться снижать градус мотивации для того, чтобы иметь возможность действовать. Возможно, одним из способов снижения мотивации является разотождествление себя со сферой приложения таланта. В качестве примера такого разотождествления можно рассматривать слова Карла Лагерфельда: «Когда вы слышите, что дизайнеры жалуются на проблемы своей профессии, скажите: „Не увлекайтесь, это всего лишь платья“». Третье основание мифа о чудесности таланта — это притягательное представление о безграничности возможностей таланта: все ему по силам, все ему по плечу и нет такой задачи в рамках его деятельности, с которой бы он не справился. Если вдуматься, то можно увидеть за этим желание быть совершенным, богоподобным, и вследствие этого - избавленным от переживания ошибок и собственной ограниченности. Четвертое основание — это представление о яркости, насыщенности жизни таланта в противовес серости и обыденности жизни обычного человека. Но ведь яркость и насыщенность источник имеют не во внешней обстановке (в противном случае очень быстро происходит привыкание и яркое тускнеет и становится серым), а в наполненности смыслом. И здесь мы делаем своеобразный круг и возвращаемся к вопросу осмысленности собственной жизни. Таким образом, получается, что именно этот вопрос и есть ключевой вопрос, питающий миф о чудесности таланта. И чтобы найти такой ответ, который несет в себе возможность быть счастливым, не обязательно быть талантом. Яркую иллюстрацию наполненности в «обычной» жизни дает, например, Р. Брэдбери в своей повести «Вино из одуванчиков». И последний момент. Если вдуматься, то можно увидеть, что талант существенно ограничен в ответах на вопрос о смысле собственной жизни. Талантливый человек обременен своим талантом, он должен осуществить то, что рождается в нем, а если этого не происходит, испытывает огромную неудовлетворенность. Вспоминается здесь совет Л. Толстого, который он дал человеку, помышляющему о писательстве: «Если можете не писать — не пишите». И еще. Многие талантливые люди не переживают авторства идеи, для которой они должны найти воплощение; они описывают себя как проводников и выразителей захватившей их идеи. Такое отношение мы видим, например, в словах Р. Брэдбери, когда в одном из интервью он говорит, что он не придумывает свои рассказы и повести, а идея приходит к нему. И в словах Ива Сен Лорана в интервью, отрывок из которого я приведу: - Неужели Вы не жалеете об упущенной беззаботной жизни, которую ведут студенты лет в 20-25? - Да, конечно. Этого самого чувства беззаботности в моей жизни очень не хватало и не хватает. По сути, у меня не было молодости. И мне этого не хватает. И мне трудно. - По-Вашему, нельзя что-то начать в 30 лет? - Честно говоря, думаю, для меня уже слишком поздно, я не смогу. Я ведь уже ископаемое. Я сижу в своей клетке и не могу оттуда выйти. Из Высокой моды так просто не уходят... В отличие от таланта, на мой взгляд, обычный человек имеет гораздо большую свободу в поиске себя и в ответах на вопрос о смысле жизни. Его жизнь, действительно, в его руках, она более пластична, вариативна и не предопределена. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|