|
Платье, которое разделило ИнтернетАвтор статьи: Обердерфер Наталья Николаевна
Все познается в сравнении Жил был крестьянин. И была у него семья: жена, взрослая дочь с зятем, внуки малолетние, а дом маленький тесный. Жена ворчит, дочь с зятем ругаются, внуки бегают, орут, шумят. Нет покоя, не жизнь, а каторга. Устал так жить крестьянин и решил пойти к мудрецу спросить совета. Приходит и рассказывает ему: - Не могу так дальше жить, устал. Жена ворчит, дочь с зятем ругаются, внуки орут, бегают, шумят. Подскажи, что делать? И мудрец ему говорит: - А у тебя есть собака? - Есть. Отвечает крестьянин - Так вот, заведи ее домой, пусть с вами живет. Через неделю придешь, расскажешь. Не понял ничего крестьянин, но мудреца послушал. Приходит через неделю. Жалуется: - Зачем я тебя послушал, еще хуже стало, жена ворчит, дочь с зятем ругаются, дети орут, шумят, собаку дразнят, она лает всю ночь, спать не дает. Что мне делать? - А у тебя коза есть? – спрашивает мудрец. - Есть. - Возьми ее домой пусть с вами живет. Приходи через неделю, расскажешь. Приходит крестьянин через неделю измученный и очень уставший. - Невозможно стало, жена ворчит, дочь с зятем ругаются, дети орут, шумят, собака лает, спать никому не дает, коза блеет, всех рогами бодает, по столу прыгает. Все не могу так больше. - А у тебя корова есть? – спрашивает мудрец. - Вот заведи ее тоже домой и приходи через неделю расскажешь. Приходит крестьянин через неделю, - Все – говорит – больше так не могу, жить не хочу - это не жизнь, это ад. - А ты теперь выгони всех животных из дома – говорит ему мудрец – и приходи через неделю расскажешь. Приходит мужик через неделю, довольный. - Вот спасибо – говорит мудрецу. – Не жизнь, а благодать. Жена улыбается, дочь с зятем воркуют, внуки проказами умиляют. Хорошая у меня жизнь. Счастливый я человек. Проведите такой опыт. У всех, кто не знаком с этим опытом и проделывает его в первый раз, в этот момент возникает одно и то же выражение лица – удивления и недоумения. Человек видит, что его руки находятся в одной и той же воде, а сигналы от них поступают разные, одна рука сообщает, что вода горячая, а другая, что вода холодная. Этот опыт с тремя чашами разной температуры был известен еще древним грекам. Аристотель проводил его не раз, чтобы показать субъективность человеческого восприятия. Но он не пошел дальше и не распространил этот принцип на все психические процессы восприятия. На протяжении двух тысяч лет как научное, так и обыденное представление, говорило людям о том, что мы существа рациональные, мир воспринимаем объективно и поступаем всегда рационально, ну, конечно, за редким исключением сильных душевных волнений и психологических отклонений. И заставляло нас как так думать как раз наше не рациональное отношение к себе. Как говорят психологи, мы неосознанно благоволим к себе и к своей группе. И в данном случае группа - это все человечество или почти все, если вспомнить еще недавно существовавшие расовые предрассудки. Наука не стоит на месте, и накопившееся множество фактов и свидетельств нерационального поведения человека разумного уже не могли удержать иррациональную потребность воспринимать себя рациональным человеком. И за последние сорок лет благодаря усилиям психологов, которые провели тысячи опытов в области социальной психологии, мы начинаем понимать, насколько неразумно мы ведем себя в жизни. И что в первую очередь можно сказать про нашу необъективность восприятия? Причем мы даже цвет можем определить только относительно других цветов. И это доказанный факт нашего восприятия цвета. Может быть, кто-то помнит историю про «Платье, которое разделило Интернет»? Одна половина видела платье бело-золотым, другая - сине-черным. Вот небольшая выдержка из обсуждений: «- Те, у кого оно белое… Кааааак??? - Встречный вопрос: а где на картинке вообще черный? - Кружевные полосы — черные О_о - Да где ж они черные-то? -На главной оно было бело-золотым, открыл статью, увидел сине-черное. Теперь и на главной вижу сине-черное. - Я посмотрел на платье пару часов назад, оно было Бело-Золотое. А теперь я вижу Чёрно-Синее. КАК!?» Хочу привести здесь наглядный эксперимент. Теперь представьте, что вы зашли покупать товар и увидели, что он стоит десять долларов, а в другом магазине, который находится так же в получасе ходьбы, этот товар стоит один доллар. Пойдете ли в этом случае в другой магазин? Почти сто процентов остаются в первом случае и покупают товар - и семьдесят процентов уходят в другой магазин во втором случае. Хотя вроде бы всем понятно, что на принятие решение должны влиять только разница цены (это девять долларов) и расстояние до другого магазина. В обоих случаях они идентичны. Этот феномен хоть и открыли недавно, но он всегда использовался на протяжении сотен лет в различных сферах, начиная от религиозной и политической и заканчивая торговой и семейной. Например, продавцы недвижимости или подержаных автомобилей, прежде чем показать товар, который они хотят продать, показывают товар худшего качества и более высокой цены. И покупатели, сравнивая то, что им предлагают после в лучшем качестве и по более низкой цене, с большим энтузиазмом относятся к последующим предложениям. А умные девушки, идя в гости или на вечеринку, стараются взять с собой менее красивую подругу. И даже Шварценеггер благодаря этому феномену выиграл свой первый мистер Олимпия. Он, подбирая зал, в котором должны были пройти соревнования, выбрал тот, что был с темными панелями. Так как его цвет кожи был светлее всех его соперников, и на фоне этих панелей он выделялся и был заметен гораздо лучше своих соперников.
А потому у вас всегда есть выбор быть счастливыми или несчастными. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|